13 декабря 2018 г. |
Дело N А21-2540/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Захаровой М.В., Преснецовой Т.Г.,
при участии от акционерного общества "Янтарьэнерго" Кремкова В.В. (доверенность от 01.11.2018), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Михайловой Е.В. (доверенность от 27.12.2017),
рассмотрев 05.12.2018 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области и федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.05.2018 (судья Гурьева И.Л.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 (судьи Жиляева Е.В., Бармина И.Н., Желтянников В.И.) по делу N А21-2540/2018,
установил:
Акционерное общество "Янтарьэнерго", место нахождения: 236022, Калининград, Театральная ул., д. 34, ОГРН 1023900764832, ИНН 3903007130 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236016, Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - ТУ Росимущества), о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества, выразившегося в неутверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием условных частей земельного участка с кадастровым номером 39:16:000000:8 - части земельного участка 39:16:000000:8/чзу1 площадью 1860 кв. м, части земельного участка 39:16:000000:8/чзу2 площадью 5410 кв. м, части земельного участка 39:16:000000:8/чзу3 площадью 3787 кв. м, образуемых в составе земельного участка, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, с кадастровым номером 39:16:000000:8, и об обязании ТУ Росимущества утвердить соответствующую схему.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.05.2018 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ТУ Росимущества и Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить решение от 18.05.2018 и постановление от 01.08.2018, принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
Суды, полагают податели жалоб, не учли, что органом, уполномоченным на распоряжение спорными участками, является Министерство обороны, и необоснованно удовлетворили требования Общества, предъявленные к ТУ Росимущества.
В отзыве на кассационные жалобы Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы своей кассационной жалобы и жалобы ТУ Росимущества, а представитель Общества возражал против их удовлетворения.
ТУ Росимущества извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, однако своего представителя для участия в судебном заседании не направило, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество 01.09.2017 и 28.09.2017 обратилось к ТУ Росимущества с заявлениями о согласовании и утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории с указанием условных частей земельного участка с кадастровым номером 39:16:000000:8 в целях заключения в дальнейшем договора аренды частей земельного участка для размещения и эксплуатации объектов электросетевого хозяйства Калининградской области - опор линий электропередачи "ВЛ 110 кВ Талаховская ТЭС-Советск 330 N 1 (Л-112), ВЛ 110 кВ Талаховская ТЭС - Советск 330 N 2 (Л-124)", "ВЛ 110 кВ Талаховская ТЭС - О-3 Знаменск отпайками (Л-184), ВЛ 110 кВ Талаховская ТЭС - О-26 Лесная (Л-185)", "ВЛ 110 кВ Талаховская ТЭС О-4 Черняховск с отпайкой на ПС О-32 Черняховск-2 (Л-186)".
Письмами от 26.09.2017, 03.11.2017 ТУ Росимущества уведомило Общество об отказе в утверждении данных схем, указав на необходимость обращения по вопросу утверждения соответствующих схем в Учреждение.
Ссылаясь на то, что отказ ТУ Росимущества в утверждении схемы расположения частей земельного участка является незаконным, создает препятствия Обществу в реализации его прав, последнее обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанции признали требования Общества обоснованными и удовлетворили их. При этом суды исходили из того, что земельный участок с кадастровым номером 39:16:000000:8 относится к объектам собственности Российской Федерации, а ТУ Росимущества является органом, который наделен полномочиями по управлению федеральным имуществом, в том числе спорным участком.
Суд кассационной инстанции, исследовав материала дела и доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суды, руководствуясь пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (далее - Положение N 432), пришли к выводу о том, что утверждение схемы расположения частей спорного земельного участка относится к компетенции ТУ Росимущества как территориального органа Федерального агентства по управлению государственным имуществом, на который возложены функции по управлению федеральным имуществом.
При этом суды не учли следующее.
Статьей 114 Конституции Российской Федерации вопросы управления федеральной собственностью отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации путем издания совокупности нормативных актов делегировало свои полномочия по управлению федеральной собственностью федеральным органам исполнительной власти, определив их компетенцию в соответствующих положениях, устанавливающих их полномочия и порядок деятельности.
Пунктом 1 Положения N 432 определено, что Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности.
В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, названное Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Суды установили, что участок с кадастровым номером 39:16:000000:8 имеет вид разрешенного использования "для нужд Министерства обороны" и предоставлен Учреждению как организации, подведомственной Министерству обороны, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Обстоятельства, свидетельствующие об отсутствии оснований для отнесения названного участка к имуществу Вооруженных сил Российской Федерации, судами не установлены.
При таком положении вывод судов о наличии у ТУ Росимущества полномочий по осуществлению правомочий собственника в отношении спорного земельного участка не может быть признан обоснованным.
Исходя из обстоятельств, подлежащих исследованию и установлению при разрешении настоящего спора, судам следовало рассмотреть вопрос о привлечении Министерства обороны Российской Федерации к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 288 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций являются несоответствие выводов суда, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций не исследованы в полной мере обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешение спора, Министерство обороны Российской Федерации, вопрос о полномочиях которого в отношении спорного участка был разрешен в ходе рассмотрения дела, не было привлечено к участию в нем, а совершение таких процессуальных действий выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции, решение от 18.05.2018 и постановление от 01.08.2018 подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле Министерства обороны Российской Федерации, полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 АПК РФ, дать им правовую оценку, после чего с соблюдением норм материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение, распределив при этом судебные расходы по делу, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2018 по делу N А21-2540/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Калининградской области.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.