17 декабря 2018 г. |
Дело N А26-5256/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2018 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Ломакина С.А. и Михайловской Е.А.
рассмотрев 12.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2018 (судья Михайлова А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А26-5256/2017,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", место нахождения: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, б-р Интернационалистов, д. 17А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал", место нахождения: 186870, Республика Карелия, Суоярвский р-н, г. Суоярви, Суоярвское ш., д. 148, ОГРН 1141040000595, ИНН 1016043682 (далее - Общество), 45 034 руб. 90 коп. задолженности за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за период с декабря 2016 года по март 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "МРСК Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада").
Решением суда первой инстанции от 10.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.07.2018, иск удовлетворен полностью.
В кассационной жалобе Общество, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, принятыми с нарушением норм материального и процессуального права, просит их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, исковые требования являются необоснованными, поскольку Компания в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказала объем, определенный по показаниям коллективного прибора учета, объем, потребленный в жилых (нежилых) помещениях и норматив потребления, подлежащий применению.
Податель жалобы считает, что первичных документов, подтверждающих объемы электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды (ОДН), Компанией не представлено. Заявитель указывает, что счета-фактуры и расчет в виде таблицы составлены истцом в одностороннем порядке и не являются первичными документами, достоверно подтверждающими объемы электроэнергии, а значит не являются надлежащими доказательствами по делу.
Податель жалобы указывает, что до января 2017 года договор между Обществом и Компанией заключен не был, поэтому Компания являлась исполнителем коммунальных услуг, обязанным производить расчет размера платы, снимать показания приборов учета, а Общество не имело доступа к сведениям, использованным в расчете.
Заявитель отмечает, что Компания не производит начисление в отношении тех потребителей, которые не предоставляют показания приборов учета, и неправомерно выставляет корректировочные счета-фактуры в сторону увеличения по прошествии года.
По мнению подателя жалобы, суды не указали, по какой причине было отдано предпочтение расчету истца и не принят во внимание контррасчет ответчика.
В отзыве на кассационную жалобу Компания просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
Общество, Компания и ПАО "МРСК Северо-Запада" о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.01.2017 между Компанией (гарантирующий поставщик) и Обществом (покупатель) заключен договор энергоснабжения N 90053 на поставку электрической энергии в количестве, необходимом для содержания общего имущества в многоквартирных домах, находящихся в управлении Общества (далее - Договор).
В спорный период Компания поставила Обществу электрическую энергию на общедомовые нужды и выставила покупателю счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры для оплаты электрической энергии, потребленной в период с декабря 2016 года по март 2017 года. Указанные документы Обществом не оплачены.
Письмом от 18.04.2017 N 114-04-26005 Компания направила в адрес Общества претензию с требованием оплатить образовавшуюся задолженность за электрическую энергию, потребленную на общедомовые нужды в спорный период. Претензия Компании оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на то, что Общество не оплатило ресурс, поставленный на общедомовые нужды, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и по размеру.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Поскольку электрической энергией обеспечивалось население жилых домов, находящихся в управлении Общества, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Согласно пункту 2 части 1 и пункту 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017) расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном жилом доме, включены в состав платы за содержание жилого помещения. До 01.01.2017 коммунальные ресурсы на ОДН оплачивались в составе платы за коммунальные услуги.
Наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения (включающую в себя в том числе плату за электроэнергию, потребляемую на содержание общего имущества в многоквартирном доме) вносят управляющей организации (пункт 2 части 1, пункт 1 части 2 статьи 154, части 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ).
Суды пришли к обоснованному выводу, что на Общество возлагается обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и несению расходов по оплате электроэнергии, потребленной в процессе осуществления комплекса действий по управлению многоквартирным домом.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 40 Правил предоставления услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
Как определено в пункте 44 Правил N 354, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 данных Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к названным Правилам.
Расчет объема электроэнергии, поставленной в спорный период на общедомовые нужды, произведен Компанией на основании пункта 21(1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, по формуле: Vд = Voдпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами N 354.
Поскольку использованные истцом в расчете данные (показания общедомовых и индивидуальных приборов учета; нормативы потребления; общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме; площади жилых и нежилых помещений; тарифы) не опровергнуты допустимыми доказательствами, суды признали правильным произведенный Компанией расчет стоимости электроэнергии, потребленной в спорный период на общедомовые нужды.
Ссылка подателя жалобы на отсутствие в материалах дела первичных документов, подтверждающих правомерность произведенных Компанией корректировок объемов потребленной электрической энергии, является необоснованной.
Обязанность Компании учитывать показания индивидуальных приборов учета, установленных у потребителей, предусмотрена Правилами N 354.
Корректировка выставленных счетов-фактур с учетом переданных потребителями показаний индивидуальных приборов учета направлена на формирование корректных, соответствующих нормам действующего законодательства расчетов за потребленную в многоквартирных домах электроэнергию как с бытовыми потребителями, так и с Обществом. Судами установлено, что основной причиной перерасчетов как по индивидуальному потреблению, так и по потреблению в местах общего пользования являются нерегулярная и несвоевременная передача потребителями показаний индивидуальных приборов учета, актуализация информации об используемых в расчетах площадях жилых и нежилых помещений, а также площадях общего имущества в многоквартирных домах, уточнение информации о количестве зарегистрированных граждан.
При этом все произведенные Компанией корректировки подтверждаются представленными Обществу и в материалы дела корректировочными документами, а именно корректировочными счетами-фактурами и актами приема-передачи энергии за спорные периоды.
Данные о показаниях индивидуальных приборов учета получены ресурсоснабжающей организацией от потребителей при расчетах с ними за электроэнергию, поставленную в жилые помещения. Документального подтверждения того, что установленные в жилых помещениях индивидуальные приборы учета некорректно фиксируют фактически потребленный объем электроэнергии, Общество не представило.
Показания общедомовых приборов учета электроэнергии, использованные в расчете платы, предъявляемой ко взысканию с Общества, фиксируются и направляются в адрес Компании сетевой организацией в электронном виде. Полученные таким способом данные, загруженные в электронные базы по расчету платы за электроэнергию, использовались Компанией в расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в отношении многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества.
При этом Общество как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е"(1) и "е"(2) пункта 31 Правил N 354 обязано ежемесячно снимать и передавать в адрес гарантирующего поставщика показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
Обязанность Общества по снятию и передаче в адрес гарантирующего поставщика показаний общедомовых приборов учета установлена в Договоре, в силу чего оно должно, как обоснованно указали суды двух инстанций, располагать информацией о показаниях приборов учета.
Не принимаются судом кассационной инстанции и доводы подателя жалобы о том, что Компания необоснованно не производила начисление платы по нормативам за электроэнергию в отношении жилых помещений, в которых, по информации, переданной потребителями - физическими лицами, в соответствующий расчетный месяц отсутствовало потребление электроэнергии.
Согласно подпункту "ж" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, Интернет и др.), и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях.
В случае, если потребителем передаются сведения об отсутствии потребления электроэнергии в жилом помещении, то плата за соответствующий расчетный месяц такому потребителю не начисляется, за исключением объема электроэнергии, потребленного на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более чем за 3 расчетных периода подряд.
Согласно пункту 60 Правила N 354 начисление исходя из норматива потребления производится только по истечении количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил N 354.
Обществом в нарушение указанных норм неправомерно произведено начисление платы за электроэнергию в отношении жилых помещений, в которых по информации, переданной потребителями - физическими лицами, в соответствующий расчетный месяц отсутствовало потребление электроэнергии.
Ввиду изложенного суды правомерно отклонили представленный Обществом контррасчет задолженности, признав его противоречащим порядку расчета платы за коммунальные услуги, предусмотренному Правилами N 354, и нарушающим права потребителей - собственников жилых помещений.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Поскольку при рассмотрении спора судами первой и апелляционной инстанций нормы материального права применены правильно и нормы процессуального права не нарушены, кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В связи с тем, что при принятии кассационной жалобы к производству Обществу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины и его жалоба оставлена без удовлетворения, с Общества следует взыскать в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины, предусмотренной подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.04.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2018 по делу N А26-5256/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Водоканал" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Водоканал", место нахождения: 186870, Республика Карелия, Суоярвский р-н, г. Суоярви, Суоярвское ш., д. 148, ОГРН 1141040000595, ИНН 1016043682, в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.