18 декабря 2018 г. |
Дело N А56-80452/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Кустова А.А., Пастуховой М.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Жилищный сервис" Швецова А.В. (доверенность от 01.06.2018 N 25), от товарищества собственников жилья "Пулковская 8-2" Сизякина Д.А. (председатель правления, выписка из ЕГРЮЛ от 17.12.2018), от публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" Романюк Ю.А.(доверенность),
рассмотрев 17.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 (судьи Казарян К.Г., Бурденков Д.В., Копылова Л.С.) по делу N А56-80452/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, улица Броневая, дом 6, литер Б, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071, (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к товариществу собственников жилья "Пулковская 8-2", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Пулковская, дом 8, корпус 2, ОГРН 1077800030505, ИНН 7810330497, (далее - Товарищество) и обществу с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Жилищный сервис", место нахождения: 194902, Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, дом 226, ОГРН 1037804003929, ИНН 7802149375, (далее - Общество) о взыскании солидарно 4 011 635 руб. 76 коп. задолженности по договору теплоснабжения от 01.11.2013 N 11039 за период с мая 2016 по май 2017 года (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением суда от 11.04.2018 (судья Ульянова М.Н.) исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.08.2018 решение суда от 11.04.2018 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе истец, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов апелляционного фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятый по делу судебный акт и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что представленные ответчиком в материалы дела доказательства составлены позже заявленного ко взысканию периода, и не могут быть приняты в качестве надлежащих доказательств. Также Компания указывает на то, что ответчиками не представлены акты проверок, подтверждающие факт нарушения качества коммунальных услуг. Кроме того, апелляционный суд не известил надлежащим образом Общество.
В отзыве Товарищество просит оставить судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Товарищества и Общества просили оставить судебный акт без изменения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что между Компанией и Товариществом заключен договор теплоснабжения от 01.11.2013 N 11039 (с учетом протокола согласования разногласий к договору от 06.02.2016) (далее - Договор), согласно условиям которого Компания обязалась на условиях, предусмотренных Договором, осуществлять поставку (подачу) тепловой энергии (включая теплоноситель - при независимой схеме подключения теплопотребляющей (-их) установки (-ок)) для объекта теплоснабжения, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Пулковская, дом 8, корпус 2, а Товарищество обязалось оплачивать поданный на объект объем тепловой энергии.
Границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности тепловых сетей установлены в Акте разграничения балансовой принадлежности (тепловых сетей) и эксплуатационной ответственности от 30.12.2013 (приложение N 1 к Договору).
Количество (объем) тепловой энергии определяется на основании данных общедомового прибора учета, которые указаны в приложении N 6 к Договору (пункт 4.1 Договора).
Между Обществом (поручитель) и Компанией заключен договор поручительства от 01.12.2014 N 11039а, в соответствии с условиями которого Общество обязалось отвечать перед Компанией за исполнение Товариществом денежных и иных связанных с ними обязательств по Договору в объеме стоимости энергии, потребленной Обществом по адресу: Санкт-Петербург, улица Пулковская, дом 8, корпус 2.
Ссылаясь на наличие у ответчиков задолженности за поставленную тепловую энергию в период с мая 2016 года по май 2017 года в сумме 4 011 635 руб. 76 коп., Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования.
Апелляционная инстанция решение суда отменила, в удовлетворении исковых требований отказала.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает судебный акт ошибочным по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Компания в подтверждение факта оказания услуг в заявленном размере в материалы дела представила счета-фактуры.
По размеру стоимость оказанных услуг не оспаривается ответчиками.
Качество подаваемой энергии должно соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с обязательными правилами, или предусмотренным договором энергоснабжения (пункт 1 статьи 542 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о теплоснабжении качество теплоснабжения - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) договором теплоснабжения характеристик теплоснабжения, в том числе термодинамических параметров теплоносителя.
Согласно подпункту "д" пункта 22 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими оргнизациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, при установлении в договоре ресурсоснабжения порядка определения стоимости поставленного коммунального ресурса учитывается следующее: в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Договора в редакции протокола согласования разногласий от 06.02.2016 качество теплоснабжения должно соответствовать параметрам, установленным в Приложении N 3 к Договору, обязательным требованиям, предусмотренным действующим законодательством, и должно позволять абоненту обеспечить предоставление коммунальных услуг качеством, показатели которого установлены в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу пункта 101 Правил N 354 при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к данным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам.
Пунктом 111 Правил N 354 установлено, что датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, являются:
а) дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей, указанные исполнителем в журнале учета таких фактов (пункты 104, 107 данных Правил);
б) дата и время доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы сообщения о факте нарушения качества коммунальной услуги, указанные исполнителем в журнале регистрации сообщений потребителей, если в ходе проведенной в соответствии с данным разделом проверки такой факт будет подтвержден, в том числе по результатам проведенной экспертизы (пункт 108 данных Правил);
в) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения;
г) дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы в акте проверки качества предоставляемых коммунальных услуг, составленном потребителем в соответствии с пунктом 110(1) данных Правил, в случае если нарушение качества было подтверждено в ходе проверки факта нарушения качества коммунальной услуги или в результате проведения экспертизы качества коммунальной услуги.
Согласно пункту 112 Правил N 354 период нарушения качества коммунальной услуги считается оконченным:
а) с даты и времени установления исполнителем факта возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества всем потребителям, указанных исполнителем в соответствии с пунктом 104 данных Правил в журнале регистрации таких фактов;
б) с даты и времени доведения потребителем до сведения аварийно-диспетчерской службы исполнителя сообщения о возобновлении предоставления ему коммунальной услуги надлежащего качества;
в) с даты и времени, указанных в акте о результатах проверки по итогам устранения причин нарушения качества коммунальной услуги, составленном в соответствии с пунктом 113 данных Правил;
г) с даты и времени возобновления предоставления коммунальной услуги надлежащего качества, которые зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений, если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения.
Правилами N 354 также определен порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
В соответствии с пунктом 108 Правил N 354 в случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. При этом работник аварийно-диспетчерской службы обязан немедленно после получения сообщения потребителя уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс для предоставления потребителям коммунальной услуги, дату и время проведения проверки.
Согласно пункту 109 Правил N 354 по окончании соответствующей проверки составляется акт проверки. При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем 2 незаинтересованными лицами. Если в ходе проверки возник спор относительно факта нарушения качества коммунальной услуги и (или) величины отступления от установленных названными Правилами параметров качества коммунальной услуги, то акт проверки составляется в соответствии с пунктом 110 Правил. Данным пунктом в случае возникновения спора предусмотрено право заинтересованных лиц определить порядок проведения дальнейшей проверки качества коммунальной услуги, а также право инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Акт повторной проверки подписывается помимо заинтересованных участников проверки также представителями государственной жилищной инспекции Российской Федерации и общественного объединения потребителей. Указанным представителям исполнитель обязан передать по экземпляру акта повторной проверки.
В данном случае Товариществом не был соблюден порядок установления факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, установленный Правилами N 354.
При невыполнении Товариществом мероприятий по фиксации нарушения суд апелляционной инстанции ошибочно признал в качестве надлежащего доказательства наличия оснований для освобождения ответчика от оплаты услуг теплоснабжения за весь период переписку сторон не относящуюся к спорному периоду. Суд также принимает во внимание факт отсутствия в материалах дела доказательств обращения в аварийно-диспетчерскую службу в спорный период.
Услуга по отоплению была предоставлена, что ответчик не оспаривает, относимые доказательства ее несоответствия требованиям о качестве в спорный период отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.
Товариществом в материалы дела представлены следующие доказательства:
- протокол лабораторных испытаний проб питьевой воды от 28.11.2017 N 2311/68Ю;
- акт экспертного исследования от 15.01.2018 N 24-01/11;
- выписки из протокола от 13.12.2017 N 28, от 20.12.2017 N 29 о неудовлетворительном качестве поставляемого теплоносителя в многоквартирный дом по адресу: Пулковская, д. 8, корпус 2;
- ответ Администрации Московского района Санкт-Петербурга от 29.12.2017 N 01-24-13170/17;
- письмо Товарищества от 25.09.2017 N 09-01, направленные в адрес Компании, о некачественном ресурсе; жалобы собственников жилых помещений;
- акты выполненных работ по сервисному обслуживанию пластинчатого теплообменника.
- акт обследования от 25.12.2017 N 5.
Все указанные доказательства составлены позже заявленного ко взысканию периода, не относятся к спорному периоду (отбор проб произведен 21.11.2017, осмотр объекта произведен экспертом 06.12.2017), и не могут быть приняты в качестве надлежащих и допустимых доказательств поставки некачественного ресурса в период с мая 2016 по май 2017 года.
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом Х Правил N 354.
Доказательства предусмотренные разделом Х Правил N 354 ответчиком не представлены.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отказа в удовлетворении требований истца о солидарном взыскании 4 011 635 руб. 76 коп. задолженности по договору теплоснабжения от 01.11.2013 N 11039 за период с мая 2016 по май 2017 года, в связи с чем судебный акт подлежит отмене, а решение суда оставлению в силе.
Довод подателя жалобы о том, что апелляционный суд не известил надлежащим образом Общество о времени и месте рассмотрения дела, отклоняется судом кассационной инстанции.
Представитель Общества в суде кассационной инстанции заявил, что Обществу было известно о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2018 по делу N А56-80452/2017 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2018 по делу N А56-80452/2017 оставить в силе.
Взыскать с товарищества собственников жилья "Пулковская 8-2", место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, улица Пулковская, дом 8, корпус 2, ОГРН 1077800030505, ИНН 7810330497, и общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания "Жилищный сервис", место нахождения: 194902, Санкт-Петербург, Выборгское шоссе, дом 226, ОГРН 1037804003929, ИНН 7802149375, в пользу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, улица Броневая, дом 6, литер Б, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071, солидарно 3000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины при подаче кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.А. Ломакин |
Судьи |
С.А. Ломакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.