27 декабря 2018 г. |
Дело N А56-46660/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от Северо-Западного таможенного управления Масловой С.В. (доверенность от 28.05.2018 N 01-25/11364), Кот Е.В. (доверенность от 28.05.2018 N 01-25/11364), Куковеровой О.Н. (доверенность от 27.12.2017 N 01-24/29352), от общества с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий" Карпухина А.В. (доверенность от 26.06.2017),
рассмотрев 20.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северо-Западного таможенного управления на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2018 (судья Грачева И.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Протас Н.И.) по делу N А56-46660/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий", место нахождения: 188909, Ленинградская область, Выборгский район, город Высоцк, Кировская улица, дом 3, ОГРН 1044700875010, ИНН 4704056127 (далее - ООО "Порт Высоцкий", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Северо-Западного таможенного управления, место нахождения: 191187, Санкт-Петербург, набережная Кутузова, дом 20, литер "А", ОГРН 1037843059495, ИНН 7830002582 (далее - СЗТУ, Управление), по проведению выездной таможенной проверки ООО "Порт Высоцкий" (проверяемый период с 09.02.2016 по 15.02.2016) как лица, напрямую или косвенно участвующего в организации перемещения судна "Transund" (IMO 9213088) в качестве транспортного средства международной перевозки.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018, заявленные требования Общества удовлетворены, действия СЗТУ по проведению выездной таможенной проверки ООО "Порт Высоцкий" как лица, напрямую или косвенно участвующего в организации перемещения судна "Transund" (IMO 9213088) в качестве транспортного средства международной перевозки, признаны незаконными. Кроме того, с Управления в пользу заявителя взыскано 3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В кассационной жалобе СЗТУ, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять новый судебный акт - об отказе ООО "Порт Высоцкий" в удовлетворении требований. Податель жалобы считает обоснованным проведение СЗТУ внеплановой выездной таможенной проверки в отношении заявителя. Общество правомерно отнесено к лицам, прямо или косвенно участвовавшим в сделках с товарами, попадающими под категорию объектов таможенного контроля. В соответствии с положениями пункта 3 статьи 122 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС), а также с учетом особого статуса морского судна "Transund", ввезенного в качестве транспортного средства международной перевозки, перемещение данного судна связано с установленными законом ограничениями. Помещение товара под таможенную процедуру является обстоятельством, подлежащим проверке, как и соблюдение иных требований, установленных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств - членов Евразийского экономического союза. Перечень таких обстоятельств не является исчерпывающим. При этом из материалов дела видно, что в рамках договоров возмездного оказания услуг от 01.07.2015 N 214/07-15 и от 01.01.2013 N 014-01-13 Обществом оказывались услуги ООО "Рикс Шиппинг Восток" в отношении морского судна "Transund", в связи с чем СЗТУ вправе провести проверку в отношении ООО "Порт Высоцкий". Податель жалобы также отмечает, что суды дали оценку законности использования судна "Transund" на таможенной территории Евразийского экономического союза, тогда как данные обстоятельства не подлежали оценке в рамках настоящего дела, поскольку заявителем оспаривались действия по проведению проверки, а не ее результаты.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители СЗТУ поддержали доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ООО "Порт Высоцкий" возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением 25.09.2017 получена информация, свидетельствующая о возможном нарушении требований порядка использования судна "Transund" на таможенной территории Евразийского экономического союза, временно ввезенного 11.02.2016 в качестве ТСМП.
В связи с выявлением обстоятельств, свидетельствующих о возможном участии ООО "Порт Высоцкий" в оказании услуг ООО "Рикс Шиппинг Восток" по оперированию якорной стоянкой "18Е", в целях проверки соблюдения Обществом требований права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле, на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 132 ТК ТС Управление приняло решение от 24.10.2017 N 10200000/210/241017/Р000082 о проведении внеплановой выездной таможенной проверки ООО "Порт Высоцкий" как лица, напрямую или косвенно участвующего в организации перемещения судна "Transund" (IMO 9213088) в качестве транспортного средства международной перевозки (проверяемый период с 09.02.2016 по 15.02.2016).
ООО "Порт Высоцкий", считая незаконными действия СЗТУ по проведению выездной таможенной проверки Общества, обратилось в арбитражным суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав обстоятельства дела, представленные доказательства и доводы сторон, пришли к выводу, что Общество не может быть отнесено к лицам, напрямую или косвенно участвующего в организации перемещения судна "Transund", оснований для проведения в отношении него проверки у таможенного органа не имелось, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Проверив законность обжалуемых судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа считает, что судами неправильно применены нормы материального права, в связи с чем решение и постановление подлежат отмене.
Порядок проведения таможенных проверок в рассматриваемый период регламентирован статьей 122, главой 19 Таможенного кодекса Таможенного союза, статьями 178 - 185 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенными органами в целях проверки соблюдения лицами требований, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно пункту 2 статьи 122 ТК ТС таможенная проверка проводится таможенным органом государства - члена Таможенного союза в отношении (у) проверяемых лиц, созданных и (или) зарегистрированных в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза.
Под проверяемыми лицами понимаются:
декларант;
таможенный представитель;
перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
уполномоченный экономический оператор;
иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру;
лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 ТК ТС выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.
Таможенные проверки могут быть плановыми и внеплановыми (пункт 2 статьи 132 ТК ТС).
Согласно пункту 3 статьи 132 ТК ТС выездная таможенная проверка проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки), форма которого определяется законодательством государств - членов Таможенного союза.
В статье 179 Закона N 311-ФЗ указано, что выездная таможенная проверка проводится на основании решения о проведении выездной таможенной проверки, подписанного начальником (заместителем начальника) таможенного органа.
В силу пункта 4 статьи 132 ТК ТС основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок являются:
1) данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора) государств - членов таможенного союза, свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза;
2) данные, свидетельствующие о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза;
3) заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора;
4) необходимость проведения встречной выездной таможенной проверки в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи;
5) обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
6) иные основания, предусмотренные законодательством государств - членов таможенного союза.
Из материалов дела видно, что решение Управления от 24.10.2017 N 10200000/210/241017/Р000082 о проведении внеплановой выездной таможенной проверки ООО "Порт Высоцкий" подписано и.о. начальника СЗТУ Березиным С.В.
Согласно данному решению Общество подлежит проверке как лицо, напрямую или косвенно участвующее в организации перемещения судна "Transund" в качестве транспортного средства международной перевозки. Проверка проводится на основании подпункта 2 пункта 4 статьи 132 ТК ТС, то есть в связи с получением Управлением данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза.
Копия решения СЗТУ от 24.10.2017 N 10200000/210/241017/Р000082 о проведении таможенной проверки получена представителем Общества 24.10.2017.
Оспаривая законность действий Управления по проведению выездной таможенной проверки, заявитель ссылается на то, что ООО "Порт Высоцкий" является стивидорной компанией, основным видом деятельности которой является оказание услуг по перевалке угля, то есть Общество осуществляет погрузку угля на суда, номинированные заказчиком, и не участвует прямо или косвенно в сделках в отношении судов, номинированных заказчиком, в том числе судна "Transund".
Кроме того, согласно пункту 4 статьи 341 ТК ТС судно "Transund" задекларировано как транспортное средство международной перевозки без помещения под таможенные процедуры.
Учитывая, что Общество не совершало сделок с транспортным средством международной перевозки, а судно "Transund" задекларировано без помещения под таможенные процедуры, у Управления отсутствовали предусмотренные законом основания для проведения выездной таможенной проверки ООО "Порт Высоцкий".
Проверяя законность оспариваемых действий по проведению таможенной проверки, суды установили, что между Обществом и ООО "Рикс Шиппинг Восток" заключены договоры возмездного оказания услуг, а именно:
- договор от 01.07.2015 N 214/07-15, в соответствии с которым Общество оказывает ООО "Рикс Шиппинг Восток" услуги по оперированию якорной стоянкой 18-Е в соответствии с планом (схемой) расстановки судов в морском порту и требованиями по обеспечению безопасности торгового мореплавания в морском порту;
- договор от 01.01.2013 N 014/01-13, в соответствии с которым Общество оказывает российским и иностранным судовладельцам (фрахтователям) в лице ООО "Рикс Шиппинг Восток" буксирные и швартовые услуги.
По договору от 01.07.2015 N 214/07-15 Общество обязуется оказать заказчику услугу по оперированию якорной стоянкой 18-Е (акватория морского порта Высоцк, РФ, Ленинградская область) в соответствии с планом (схемой) расстановки судов в морском порту и требованиям по обеспечению безопасности торгового мореплавания (пункт 1.1 договора).
По договору от 01.01.2013 N 014/01-13 ООО "Порт Высоцкий" (исполнитель) обязуется производить буксирные и швартовые работы с судами в соответствии с законодательством РФ, Обязательными постановлениями по морским торговым портам Выборг и Высоцк, по письменным заявкам заказчика или судовладельца (капитана судна, либо иного полномочного лица), либо без таковых, в случае если оказание услуг является безусловным (обязательным согласно действующему законодательству), а также в иных предусмотренных договором случаях (пункт 2.1.1 договора).
Также в материалы дела представлен договор перевалки груза от 23.12.2015 N 393/12-15, заключенный Обществом с компанией Vysotsk Invest S.A.
Согласно пункту 1.1 указанного договора исполнитель (ООО "Порт Высоцкий"), являющийся оператором угольного терминала морского порта Высоцк (РФ, Ленинградская обл.), обязуется оказать комплекс услуг по перевалке груза навалом в объеме, указанном в приложениях к настоящему договору.
Как указано в пункте 1.2 договора, перевалка - комплексный вид услуг и(или) работ по перегрузке груза, перемещаемого через границу российской Федерации с железнодорожного вида транспорта на морской вид транспорта при смешанных перевозках в пункт назначения, находящийся за пределами территории Российской Федерации; перевалка включает, в том числе, вывоз - заход судна, предоставленного заказчиком или по его поручению третьим лицом, в порт для погрузки груза и выход судна из порта в порт назначения, находящийся за пределами РФ.
В соответствии с пунктами 2.3.1, 2.12 договора исполнитель обеспечивает:
- прием судов в соответствии с "Обязательными постановлениями", а также погрузку судов заказчика на максимально допустимую с "Обязательными постановлениями" осадку при нулевом уровне воды относительно ординара;
- передачу в таможню декларации на товары (ДТ) заказчика для подтверждения факта вывоза груза за пределы таможенной территории РФ.
Заказчик, в свою очередь, осуществляет вывоз груза из порта морским транспортом, подаваемым под погрузку (пункт 3.2 договора).
Таможенный орган указывает, что в рамках заключенных договоров Обществом в феврале 2016 года оказаны услуги по швартовке и буксировке судна "Transund", а также услуги по оперированию якорной стоянкой 18-Е, при этом было оформлено поручение на погрузку угля на судно "Golden Strength" и судно "Transund", что подтверждается представленными в дело документами.
Порядок использования судна-челнока на якорной стоянке 18-Е отражен в Технологической схеме организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в пункте пропуска "Морской порт Высоцк" (утв. координационным советом пункта пропуска "Морской порт Высоцк" протоколом от 25.12.2014 N 22), согласно пункту 6.2 которой иностранное судно типа "панамакс" и иностранное судно-челнок после окончания погрузки проходят у причалов угольного терминала морского порта Высоцк пограничный и таможенный и другие виды государственного контроля на убытие из РФ. Далее иностранное судно типа "панамакс" и иностранное судно-челнок убывают на якорную стоянку 18Е для перегрузки по схеме "с судна на судно". После окончания перегрузки оба судна убывают с якорной стоянки 18Е за пределы территориальных вод РФ.
Установив изложенные обстоятельства, Управление посчитало, что Общество является лицом, участвовавшим в сделке с подпадающим под категорию объектов таможенного контроля товаром (судно "Transund"), такая сделка наделяет данное лицо полномочиями в отношении названного товара, и в связи с получением информации о возможном нарушении требований таможенного законодательства приняло решение от 24.10.2017 N 10200000/210/241017/Р000082 о проведении таможенной проверки в отношении ООО "Порт Высоцкий".
Приведенные положения договоров от 01.01.2013 N 014/01-13, от 01.07.2015 N 214/07-15 и от 23.12.2015 N 393/12-15, регламентирующие действия Общества в морском порту Высоцк, а также представленные в дело документы по исполнению названных договоров, дают основания полагать, что в рамках заключенных договоров ООО "Порт Высоцкий" оказывались услуги в отношении морского судна "Transund", что является достаточным для вывода о косвенном участии Общества в сделках, упомянутых в статье 122 ТК ТС.
Ссылки заявителя на то, что морское судно "Transund" ввезено как транспортное средство международной перевозки и под таможенную процедуру не помещалось, об отсутствии оснований считать Общество проверяемым лицом в соответствии со статьей 122 ТК ТС не свидетельствуют.
Помещение судна под таможенную процедуру (в том числе наличие либо отсутствие оснований для помещения под таможенную процедуру) в силу пункта 3 статьи 122 ТК ТС подлежит выяснению при проведении таможенной проверки.
По смыслу пункта 2 статьи 122 ТК ТС во взаимосвязи с положениями пункта 4 статьи 132 ТК ТС основанием для отнесения Общества к проверяемым лицам в рассматриваемом случае является получение таможенным органом данных, свидетельствующих о возможном участии лица в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру. Иное из статьи 122 и положений главы 19 ТК ТС не следует.
Все иные обстоятельства, в том числе квалификация правоотношений проверяемого лица с контрагентами, вопросы помещения товаров под таможенную процедуру, как и соблюдение требований, установленных таможенным законодательством, подлежат установлению в ходе таможенной проверки и не входят в предмет судебного разбирательства по настоящему делу.
Кроме того, статья 122 ТК ТС позволяет таможенным органам проводить проверки в отношении лиц, которые не являются сторонами внешнеэкономической сделки, при наличии информации о том, что в их владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного ТК ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу.
Необходимо также отметить, что указанная статья (пункт 3) оставляет перечень направлений проверки открытым, что согласуется с сущностью и предназначением данной формы контроля.
Учитывая изложенное, у судебных инстанций не имелось оснований для признания незаконными оспариваемых действий СЗТУ по проведению выездной таможенной проверки Общества и удовлетворения заявленных требований. Выводы судов основаны на неверном толковании статей 122 и 132 ТК ТС.
Так как суды в полной мере установили фактические обстоятельства дела, но неправильно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, и принять новый судебный акт - об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 по делу N А56-46660/2018 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Порт Высоцкий" в удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.