26 декабря 2018 г. |
Дело N А21-3074/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области Моргун М.М. (доверенность от 03.07.2018 N 21),
рассмотрев 19.12.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.05.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А21-3074/2018,
установил:
Муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, Калининградская обл., г. Калининград, Нарвская ул., д. 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - Предприятие, МП "Калининградтеплосеть"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Калининградской области, место нахождения: г. Калининград, ул. Полковника Ефремова, д. 4А, ОГРН 1163926081516, ИНН 3906999122 (далее - Управление), о признании недействительным плана от 04.10.2017 проведения Управлением плановых проверок объектов топливно-энергетического комплекса МП "Калининградтеплосеть" на 2018 год (далее - План проверок); незаконными действий сотрудников Управления, выраженных в проведении отдельных проверок объектов МП "Калининградтеплосеть" с нарушением установленных законом сроков и составлением административных протоколов в отношении каждого отдельного объекта, принадлежащих одному субъекту топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК); обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения Плана проверок в соответствие с действующим законодательством по количеству и срокам проверок.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 21.05.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018, производство по делу в части оспаривания Плана проверок прекращено, в удовлетворении остальной части заявления отказано.
В кассационной жалобе Предприятие, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты. По мнению подателя жалобы, оспариваемые в рамках настоящего дела акты и действия Управления носят длящийся, продолжительный характер, нарушают права и интересы МП "Калининградтеплосеть", поскольку содержат обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия для Предприятия, возлагают на него обязательные для исполнения обязанности.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Предприятие надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании сведений, содержащихся в официальном перечне объектов ТЭК Калининградской области (далее - Перечень), Управлением подготовлен План проверок. В названном Перечне указаны объекты МП "Калининградтеплосеть": РТС Северная - склад хранения мазута, категория опасности - средняя, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. Ст. Лейтенанта Сибирякова, 15; котельная (ПСР и К участок N 10) по ул. Колхозной; склад хранения мазута - РТС "Балтийская", расположенный на ул. Эльблонгской, 22; CP Чкаловск (пос. Чкаловск) и другие объекты МП "Калининградтеплосеть", которые в установленном порядке прошли процедуру категорирования; данным объектам присвоена категория опасности и они включены в федеральный реестр объектов ТЭК Минэнерго России.
На основании Плана проверок сотрудниками Управления, в должностные обязанности которых входит осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК, проведены следующие проверки объектов:
- с 06 по 19 февраля 2018 года (10 рабочих дней), РТС "Северная" - склад хранения мазута, категория опасности - средняя (расположен по адресу: г. Калининград, ул. Ст. Лейтенанта Сибирякова, 15), объект включен в федеральный реестр 12.05.2016, N АТ-Т-39-0001438. Фактически плановая проверка начата 06.02.2018, когда были получены необходимые документы, выезд на объект (в течение 1 часа) с представителем Предприятия осуществлен также 06.02.2018, до 19.02.2018 оформлялись результаты проверки, представители Предприятия с 06.02.2018 по 19.02.2018 дополнительно не привлекались;
- с 01 по 16 марта 2018 года (10 рабочих дней), котельной (ПСР и К участок N 10), категория опасности - низкая (расположенной по адресу: г.Калининград, ул. Колхозной, 8А), объект включен в федеральный реестр, реестровый номер АТ-Т-39-0002117. Фактически плановая проверка начата с 12.03.2018, когда были получены необходимые документы, выезд на объект (в течение 1 часа) с представителем Предприятия осуществлен также 12.03.2018, до 16.03.2018 оформлялись результаты проверки, представители МП "Калининградтеплосеть" привлекались 16.03.2018 для подписания акта проверки;
- с 22 марта по 04 апреля 2018 года (10 рабочих дней), РТС Балтийская, категория опасности - низкая (расположен по адресу: г. Калининград, ул. Эльблонгская, 22), объект включен в федеральный реестр, реестровый номер АТ-Т-39-00022095. Фактически плановая проверка начата 22.03.2018, когда были получены необходимые документы, выезд на объект (в течение 1 часа) с представителем Предприятия осуществлен 23.03.2018, до 04.04.2018 оформлялись результаты проверки, представители Предприятия дополнительно не привлекались;
- с 18 апреля по 03 мая 2018 года (11 рабочих дней), CP Чкаловск, категория опасности - низкая (расположен по адресу: г. Калининград, пос. Чкаловск), объект включен в федеральный реестр, реестровый номер АТ-Т-39-0002101. Фактически плановая проверка начата 18.04.2018, когда были получены необходимые документы, выезд на объект (в течение 1 часа) с представителем Предприятия осуществлен 24.04.2018, до 03.05.2018 оформлялись результаты проверки, представители Предприятия дополнительно не привлекались.
При осуществлении государственного контроля (надзора) на указанных объектах выявлено 89 нарушений обязательных требований к обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК. По результатам проверки уполномоченными сотрудниками Управления составлены акты проверки, директору Предприятия выданы предписания об устранении нарушений обязательных требований. В отношении должностного лица МП "Калининградтеплосеть", ответственного за антитеррористическую безопасность указанных объектов, составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.30 КоАП РФ.
Не согласившись с Планом проверок и действиями сотрудников Управления по проведению отдельных проверок объектов МП "Калининградтеплосеть", Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции прекратил производство по делу в части оспаривания Плана проверок на том основании, что он не отвечает признакам ненормативного правового акта и не может быть оспорен в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении остальной части заявленных требований, суд первой инстанции указал на необоснованность заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, согласился с названными выводами суда первой инстанции и оставил решение суда от 21.05.2018 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предприятия не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Одной из задач судопроизводства в арбитражных судах является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере (статья 2 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
Одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления (статья 12 ГК РФ).
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо одновременное соблюдение двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из анализа названных норм права, суды двух инстанций обоснованно констатировали, что оспоренный План проверок не порождает прав и обязанностей для заявителя, поскольку не содержит властно-распорядительных предписаний, обязательных к применению, а также не отвечает признакам ненормативного правового акта, в связи с чем не может быть оспорен в порядке, предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
В виду указанных обстоятельств суды обоснованно прекратили производство по делу в части оспаривания Плана проверок.
Относительно остальной части заявленных требований суды обоснованно отметили следующее.
Организационные и правовые основы в сфере обеспечения объектов ТЭК в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации в указанной сфере, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами ТЭК, определены Федеральным законом от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", частью 4 статьи 6 Закона N 256-ФЗ, пунктом 9 части 9 Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации", на Управление возложены полномочия по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК.
В соответствии с частью 4 статьи 6 Закона N 256-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила осуществления Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 N 1067 (далее - Правила N 1067).
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов ТЭК осуществляется в виде плановых и внеплановых проверок, которые могут быть документарными или выездными (статья 3 Правил N 1067).
Продолжительность проведения проверки не должна превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, на основании мотивированных предложений должностного лица (лиц) органа государственного контроля (надзора), осуществляющего плановую проверку, руководителем (лицом, его замещающим) органа государственного контроля (надзора) срок ее проведения может быть продлен, но не более чем на 20 рабочих дней (статья 5 Правил N 1067).
Судами двух инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательствах установлено, что предусмотренные Правилами N 1067 сроки при проведении проверок объектов ТЭК Управлением нарушены не были. По результатам проверки уполномоченными сотрудниками Управления в соответствии с Правилами N 1067 составлены акты, выданы соответствующие предписания об устранении нарушений обязательных требований.
Принимая во внимание, что вышеуказанные плановые (выездные) проверки объектов МП "Калининградтеплосеть" проведены Управлением в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Предприятия в части признания незаконными действий сотрудников Управления, выраженных в проведении проверки с нарушением установленных законом сроков ввиду осуществления контроля в отношении каждого отдельного объекта, принадлежащих одному субъекту ТЭК.
Доводы, приводимые Предприятием в кассационной жалобе, являлись предметом тщательного рассмотрения в судах двух инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, а также всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку. По своей сути данные доводы подателя жалобы сводятся лишь к несогласию с выводами судов, содержащимися в принятых судебных актах.
Дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Ввиду изложенного кассационная инстанция исходя из полномочий, установленных статьей 287 АПК РФ, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А21-3074/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.