14 января 2019 г. |
Дело N А26-735/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Кустова А.А., Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" Лопатина А.А. (доверенность от 01.02.2018),
рассмотрев 14.01.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" и Администрации Олонецкого национального муниципального района на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2018 (судья Дружинина С.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 (судьи Савина Е.В., Глазков Е.Г., Фуркало О.В.) по делу N А26-735/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго", место нахождения: 190098, Санкт-Петербург, улица Галерная, дом 20-22, лит. А, ОГРН 1047833020058, ИНН 7838024362, (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации Олонецкого национального муниципального района, место нахождения 186000, Республика Карелия, Олонецкий район, город Олонец, улица Свирских дивизий, дом 1, ОГРН 1021001027629, ИНН 1014002151, (далее - Администрация), о взыскании 113 574 руб. 21 коп. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с 10.10.2016 по 30.11.2016 объектом теплоснабжения, расположенным по адресу: Республика Карелия, Олонецкий район, поселок Ильинский, улица Луначарского, дом 8А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Решением суда первой инстанции от 01.06.2018 исковые требования удовлетворены частично. С Администрации в пользу Общества взыскано 8757 руб. 87 коп. задолженности по оплате потребленной тепловой энергии за октябрь - ноябрь 2016 года. Постановлением апелляционного суда от 05.09.2018 решение суда первой инстанции от 01.06.2018 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить принятые по делу судебные акты в части взыскания 5925 руб. 54 коп. стоимости потерь в тепловых сетях. По мнению подателя жалобы, Общество не представило доказательств того, что тепловые потери возникли на участке тепловых сетей, находившихся во владении Администрации.
В кассационной жалобе Общество просит изменить судебные акты и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Податель жалобы указывает, что обязанность по оплате тепловой энергии лежит именно на Администрации, поскольку спорный дом является объектом незавершенного строительства и не имеет статуса многоквартирного жилого дома. Кроме того, Общество считает, что суды не обосновали правомерность применения ответчиком тарифа "для населения".
В отзыве Администрация поддержала доводы своей кассационной жалобы и просила оставить кассационную жалобу Общества без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей кассационной жалобы и отклонил доводы кассационной жалобы Администрации со ссылкой на их несостоятельность.
Ответчик и третье лицо о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке по доводам, приведенным в кассационных жалобах Администрации и Общества.
Как видно из материалов дела, Обществу в аренду переданы объекты теплоэнергетики (котельные и тепловые сети) поселка Ильинский Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия для обеспечения теплоснабжением потребителей данного населенного пункта.
Согласно распоряжению Правительства Республики Карелия от 26.09.2016 N 740р-П "Об утверждении перечня государственного имущества Республики Карелия, передаваемого в муниципальную собственность Олонецкого национального муниципального района" в целях реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2014 - 2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 N 129-П, квартиры дома N 8А по улице Луначарского в поселке Ильинский из государственной собственности Республики Карелия переданы в муниципальную собственность (акт приема-передачи от 24.08.2016, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, где в качестве правоустанавливающего документа указан названный акт).
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество 21.10.2016 внесена запись о регистрации права муниципальной собственности в отношении квартир с N 1 по N 18, расположенных по адресу: Олонецкий район, поселок Ильинский, улица Луначарского, дом 8А.
Постановлением Администрации от 02.09.2016 N 881 все квартиры, за исключением квартир N 12 и 14, переданы гражданам по договорам социального найма жилого помещения от 16.09.2016 по актам приема-передачи жилых помещений от 16.09.2016.
Квартиры N 12 и 14 переданы гражданам по договорам мены от 21.10.2016, право собственности граждан зарегистрировано 08.11.2016 и 17.11.2016.
Обществом в адрес Администрации направлен подписанный со своей стороны договор теплоснабжения и горячего водоснабжения N 0584-5-16/1014, который ответчик не подписал.
В октябре и ноябре 2016 года в отсутствие договора теплоснабжения Общество поставило в вышеуказанный многоквартирный дом тепловую энергию и горячую воду, для оплаты которых выставило в адрес Администрации счета-фактуры от 31.10.2016 N 51943/0584-5-16/1014 и от 30.11.2016 N 58862/0584-5-16/1014 на общую сумму 124 417 руб. 37 коп.
Ссылаясь на то, что Администрация потребленную в спорный период тепловую энергию не оплатила, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично, признав, что Администрация обязана оплатить стоимость тепловой энергии, поставленной в квартиры N 12 и 14 за период, предшествующий регистрации на эти квартиры права собственности граждан, а также стоимость потерь в тепловых сетях за спорный период, рассчитанную с применением тарифа "для населения".
Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы, приведенные в кассационных жалобах, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
При рассмотрении настоящего дела суды обоснованно руководствовались статьями 210, 539, 548, 678 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 153, 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), положениями Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
В связи с тем, что тепловая энергия поставлялась для предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, то к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1 части 2 статьи 153 ЖК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
В силу части 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Пунктом 5 части 3 статьи 67 ЖК РФ и пунктом 3 статьи 678 ГК РФ установлена обязанность по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги нанимателями жилых помещений по договору социального найма.
Суды пришли к обоснованному выводу о том, что наниматели, проживающие в многоквартирных жилых домах по договорам социального найма, обязаны вносить плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные платежи непосредственно управляющей организации в случае, если она осуществляет управление жилым домом. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Довод Администрации о возникновении права муниципальной собственности на спорное имущество с 21.10.2016 (с даты внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество записи о регистрации права муниципальной собственности в отношении квартир с N 1 по N 18, расположенных по адресу: Олонецкий район, поселок Ильинский, улица Луначарского, дом 8А), правомерно отклонен судами со ссылкой на пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункт 3 Распоряжения Правительства Республики Карелия от 26.09.2016 N 740-рп, в соответствии с которыми право собственности на переданные в муниципальную собственность Олонецкого национального муниципального района квартиры возникает с даты утверждения передаточного акта, то есть с 24.08.2016.
Поскольку у Администрации отсутствовала обязанность по внесению платы за потребление тепловой энергии с момента заключения договоров социального найма и с момента возникновения права собственности граждан на квартиры, переданные им по договорам мены, суды удовлетворили.исковые требования Общества частично, взыскав с Администрации задолженность по оплате тепловой энергии, поставленной в квартиру N 12, за период с 10.10.2016 по 07.11.2016, и в квартиру N 14 - за период с 10.10.2016 по 16.11.2016.
Как правильно указали суды, взыскание расходов по оплате тепловой энергии с Администрации в остальной части фактически направлено на освобождение физических лиц (нанимателей, собственников), проживающих в жилом доме, от внесения платы за занимаемые ими помещения, что противоречит нормам жилищного законодательства.
Довод Общества о том, что спорный дом является объектом незавершенного строительства и не имеет статуса многоквартирного жилого дома, отклонен судами как не соответствующий представленным в дело доказательствам.
Из материалов дела видно, что постановлением Администрации Олонецкого национального муниципального района 29.07.2016 N 809-1 утверждено разрешение N 10-RU10509000-58-2015) на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, Олонецкий национальный муниципальный район, поселок Ильинский, улица Луначарского, дом 8А.
Согласно пункту 3 Правил N 354 коммунальные услуги предоставляются потребителям начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента, в том числе со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию.
Поскольку с момента введения дома в эксплуатацию Общество поставляло потребителям (собственникам и нанимателям помещений многоквартирного жилого дома) коммунальный ресурс (тепловую энергию), суды на основании пункта 38 Правил N 354 сделали правильный вывод о том, что стоимость коммунального ресурса должна определяться по тарифу "для населения", а не для "прочих потребителей".
Довод Администрации о непредставлении Обществом доказательств того, что тепловые потери возникли на участке тепловых сетей, находившихся во владении ответчика, является необоснованным ввиду следующего.
Согласно протоколу совещания от 14.02.2018, утвержденного заместителем Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, по вопросу принадлежности тепловых сетей для подключения многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось в рамках реализации программы расселения аварийного жилья на территории Олонецкого, Питкярантского, Сортавальского и Лахденпохского районов в связи с передачей полномочий органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на уровень республики, признано целесообразным передать тепловые сети в собственность Республики Карелия и предпринять соответствующие меры для принятия их в собственность Республики Карелия.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия по передаче тепловых сетей в собственность Республики Карелия были совершены в спорный период.
При таких обстоятельствах суды в соответствии со статьей 210 ГК РФ правомерно отнесли на Администрацию 5925 руб. 54 коп. стоимости потерь в тепловых сетях за спорный период.
Доводы, приведенные Обществом и Администрацией в кассационных жалобах, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены судами. Иное толкование подателями жалоб действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 АПК РФ не установлено.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационных жалоб Общества и Администрации.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2018 по делу N А26-735/2017 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Петербургтеплоэнерго" и Администрации Олонецкого национального муниципального района - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно протоколу совещания от 14.02.2018, утвержденного заместителем Министра строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, по вопросу принадлежности тепловых сетей для подключения многоквартирных домов, строительство которых осуществлялось в рамках реализации программы расселения аварийного жилья на территории Олонецкого, Питкярантского, Сортавальского и Лахденпохского районов в связи с передачей полномочий органов местного самоуправления по организации теплоснабжения на уровень республики, признано целесообразным передать тепловые сети в собственность Республики Карелия и предпринять соответствующие меры для принятия их в собственность Республики Карелия.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что действия по передаче тепловых сетей в собственность Республики Карелия были совершены в спорный период.
При таких обстоятельствах суды в соответствии со статьей 210 ГК РФ правомерно отнесли на Администрацию 5925 руб. 54 коп. стоимости потерь в тепловых сетях за спорный период."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 января 2019 г. N Ф07-14137/18 по делу N А26-735/2017
Хронология рассмотрения дела:
14.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14137/18
20.11.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14137/18
05.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19770/18
01.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-735/17