16 января 2019 г. |
Дело N А21-3978/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области Коноваловой А.В. (доверенность от 16.07.2018 N 57), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области Арцыбашев Р.В. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 16.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2018 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (судьи Лопато И.Б., Протас Н.И., Семенова А.Б.) по делу N А21-3978/2018,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, место нахождения: 236016, г. Калининград, Курортная ул., д. 1, ОГРН 1103926011177, ИНН 3906224703 (далее - ТУ ФАУГИ в Калининградской области), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными вынесенных 05.04.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, место нахождения: 236006, г. Калининград, Барнаульская ул., д. 4, ОГРН 1023901001552, ИНН 3905011090 (далее - Управление, УФАС), решения N т-25/2018 и предписания N 28-1/2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Шмелева Надежда Николаевна (победитель торгов по лоту N 14).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе ТУ ФАУГИ в Калининградской области, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления. Податель жалобы со ссылкой на положения частей 2 и 5 статьи 448, части 2 статьи 380 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) полагает, что выбор формы заключения договора о задатке предоставляется организатору торгов; при этом действующее законодательство не обязывает организатора торгов выбирать способ заключения договора о задатке путем публичной оферты, а также предусматривать "дистанционный" способ подачи заявки (без личного присутствия претендента). Заявитель указывает на то, что заключение договора о задатке путем акцепта оферты и подача заявки почтовым отправлением исключают возможность организатору торгов достоверно идентифицировать личность подавшего заявку, в том числе достоверно установить отсутствие у претендента ограничений, установленных частью 5 статьи 449.1 ГК РФ, которой определены особые правила проведения публичных торгов.
В судебном заседании представитель ТУ ФАУГИ в Калининградской области поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Шмелева Надежда Николаевна надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в ее отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ТУ ФАУГИ в Калининградской области (организатор торгов) разместило 02.03.2018 на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет" http://www.torgi.gov.ru извещение N 020318/0008012/01 о проведении открытого аукциона по продаже залогового недвижимого имущества (лоты NN 1-24), которое содержало среди прочего следующую информацию:
- заявки принимаются ежедневно, кроме выходных и праздничных дней с 05.03.2018 по 20.03.2018 с 10-00 до 13-00 часов (время местное) по адресу: г. Калининград, ул. Курортная, д. 1;
- задатки вносятся на счет организатора торгов и должны поступить на счет организатора торгов не позднее окончания срока приема заявок. Основанием для внесения задатка является заключенный с организатором торгов договор о задатке. Перечисление денежных средств на счет организатора торгов в размере суммы, равной сумме задатка, без заключения договора о задатке, а также нарушением порядка, установленного договором о задатке, не признается задатком;
- для участия в торгах претенденты предоставляют платежное поручение отметкой банка об оплате, банковскую выписку о списании денежных средств со счета претендента, подтверждающие внесение претендентом установленной сумм задатка согласно заключенному договору о задатке;
- заявки на участие в торгах подаются по установленному образцу (образец размещен на сайте http://lorgi.gov.ru), подписывается в присутствии сотрудника организатора торгов, описки, исправления, помарки, зачеркнутые слова не допускаются. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. Физические лица дополнительно предоставляют нотариально заверенную копию паспорта, нотариальное согласие супруга(и) на приобретение Имущества. К заявке прилагается подписанная претендентом опись представленных документов (в 2 экземплярах).
В Федеральную антимонопольную службу 16.03.2018 поступила жалоба от проживающей в городе Москве гражданки Ивановой Ольги Александровны на действия организатора торгов - ТУ ФАУГИ в Калининградской области при проведении публичных торгов по продаже арестованного залогового недвижимого имущества (всего 24 лота). Основанием для подачи жалобы послужило установление организатором торгов незаконного требования о заключении договора о задатке в письменной форме в виде отдельного документы, составление которого требует личного присутствия претендента, а также подачи заявки по установленному образцу, которая должна быть подписана в присутствии сотрудника организатора торгов, что нарушает права потенциальных участников торгов, проживающих в других городах. Кроме того, гражданка Иванова О.А. указала на незаконное установление организатором торгов укороченного срока принятия заявок на участие в торгах - три часа в день.
По результатам рассмотрения жалобы гражданки Ивановой О.А., направленной Федеральной антимонопольной службой в Управление, решением от 05.04.2018 N Т-25/2018 (далее - Решение УФАС) жалоба признана обоснованной; в действиях ТУ ФАУГИ в Калининградской области констатировано нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). На основании указанного Решения УФАС в этот же день (05.04.2018) Управление выдало ТУ ФАУГИ в Калининградской области предписание N 28-1/2018 (далее - Предписание УФАС), в соответствии с которым заявителю в срок до 18.04.2018 предписано отменить протоколы, составленные в ходе проведения аукциона; аннулировать аукцион, вернуть задатки и заявки участникам торгов; представить доказательства исполнения предписания в УФАС.
Не согласившись с указанными Решением и Предписанием УФАС, ТУ ФАУГИ в Калининградской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций в полной мере исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, а также их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных ТУ ФАУГИ в Калининградской области требований, в связи с чем отказали в их удовлетворили.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ТУ ФАУГИ в Калининградской области не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
В соответствии с частью 4 статьи 447 ГК РФ торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Реализация недвижимого имущества должника в силу части 3 статьи 87, части 1 статьи 89 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Согласно части 2 статьи 90 Закона N 229-ФЗ порядок проведения торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 449.1 ГК РФ под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Согласно части 5 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
Задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и для обеспечения его исполнения, соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме (части 1 и 2 статьи 380 ГК РФ).
Руководствуясь положениями статей 435, 437 и 438 ГК РФ суды заключили, что договор о задатке заключается между участником торгов и организатором посредством перечисления денежных средств в виде задатка на расчетный счет организатора торгов и означает принятие (акцепт) опубликованных в извещении о проведении торгов условий договора (публичной оферты). Следовательно, как обоснованно указали суды двух инстанций, соблюдением простой письменной формы сделки является предоставление документа, подтверждающего перечисление суммы задатка на счет, реквизиты которого указаны в извещении о проведении торгов.
При определении порядка проведения аукциона, в том числе определении правил внесения задатка и проверке их соблюдения, организатор аукциона должен строго следовать целям проведения торгов, соблюдать такие принципы добросовестной конкуренции, как публичность, открытость и прозрачность, а также требования статьи 17 Закона N 135-ФЗ, запрещающей совершение любых действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Действуя разумно и добросовестно при реализации имущества должника, организатор торгов (в данном случае - ТУ ФАУГИ в Калининградской области) должен обеспечить наибольшее количество состава участников торгов с целью увеличения как уровня конкуренции между участниками торгов, так и итоговой цены продаваемого имущества, что в свою очередь обеспечивает соблюдение интересов всех потенциальных покупателей, а также взыскателя и должника.
Принимая во внимание изложенное, Управление обоснованно пришло к выводу о том, что установленные ТУ ФАУГИ в Калининградской области требования о заключении договора о задатке в письменной форме в виде отдельного документа, требующее личное присутствие претендента торгов, а также установленный порядок подачи заявки (лично либо через своего представителя) с учетом ограниченного времени для осуществления данных действий (три часа в день), являются препятствием для подачи заявки на участие в аукционе для претендентов, не проживающих в городе Калининграде и Калининградской области, создают административный барьер участия в торгах и нарушают императивный запрет на совершение действий, ограничивающих конкуренцию.
Учитывая установленные обстоятельства и вышеприведенное правовое регулирование суды обоснованно и мотивированно признали доказанным со стороны Управления нарушение ТУ ФАУГИ в Калининградской области части 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ.
Оспариваемые Решение и Предписание УФАС, как верно указали суды, соответствуют закону и обеспечивают последовательную правомерную реализацию аукционной процедуры, создают условия для конкурентной борьбы на последующих торгах.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка. В частности суды обосновано отметили наличие у УФАС полномочий на рассмотрение жалобы гражданки Ивановой О.А., которая обратилась с жалобой в антимонопольный орган (16.03.2018) до окончания срока принятия заявок от претендентов (20.03.2018). Суды, оценив доводы жалобы, пришли к правильному выводу о действительном намерении гражданки Ивановой О.А. принять участие в рассматриваемых торгах. Невозможность прибытия в г. Калининград на подписание договора о задатке обусловлена проживанием гражднки Ивановой О.А. за пределами Калининградской области и территориальной удаленностью от места проведения торгов.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые по настоящему делу судебные акты являются законным и обоснованными, оснований для удовлетворения кассационной жалобы ТУ ФАУГИ в Калининградской области не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих за собой безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А21-3978/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.