17 января 2019 г. |
Дело N А26-13506/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от жилищно-эксплуатационного кооператива "Дружба-3" Новожилова Д.А. (доверенность от 10.01.2019),
рассмотрев 16.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А26-13506/2017 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Протас Н.И.),
установил:
Жилищно-эксплуатационный кооператив "Дружба-3", место нахождения: 185000, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 17/2, кв. 4, ОГРН 1031000002230, ИНН 1001122691 (далее - Кооператив, ЖЭК "Дружба-3"), обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ф.Энгельса, д. 4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Комитет), о признании незаконным и отмене предписания Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 27.10.2017 N 185/1112 (в соответствии с Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 N 326-П Государственная жилищная инспекция Республики Карелия (далее - Инспекция, ГЖИ), преобразована в Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2018 (судья Левичева Е.И.) в удовлетворении заявления Кооперативу отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 решение суда первой инстанции от 23.03.2018 отменено, постановление ГЖИ от 27.10.2017 N 185/1112 признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, просит отменить постановление от 18.09.2018 и оставить в силе решение от 23.03.2018. Податель жалобы не согласен с выводом апелляционного суда о том, что предписание от 27.10.2017 N 185/1112 выдано Инспекцией за рамками предоставленных ей полномочий. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание ГЖИ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации; оснований для признания его недействительным у апелляционной инстанции не имелось.
В судебном заседании представитель Кооператива возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании поступившего из прокуратуры Республики Карелия обращения гражданина Свитова Е.И., проживающего в многоквартирном доме N 17/2 по ул. Ровио в г. Петрозаводске, в отношении ЖЭК "Дружба-3" Инспекцией была проведена внеплановая документарная проверка.
По результатам проверки Инспекцией было вынесено предписание от 02.12.2016 N 646, в соответствии с которым Кооперативу предписывалось в срок до 02.03.2017 провести общее собрание по вопросу выбора председателя правления (кооператива) в соответствии с обязательными требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании распоряжения от 25.10.2017 N 185/14-08/Р/1236 Инспекция провела проверку выполнения ЖЭК "Дружба-3" ранее выданного предписания, в ходе которой установило, что предписание от 02.12.2016 N 646 Кооперативом не исполнено (акт проверки от 27.10.2017 N 185/14-08/АЛ236).
В связи с этим Инспекция вынесла новое предписание от 27.10.2017 N 185/1112, которым повторно предписала Кооперативу в соответствии с частью 1 статьи 119 ЖК РФ провести в срок до 01.12.2017 общее собрание по вопросу выбора председателя правления (кооператива).
Не согласившись с указанным предписанием, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции исследовал и оценил доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установил обстоятельства дела и указал на наличие у Инспекции правовых и фактических оснований для выдачи предписания, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд повторно рассмотрел дело и не согласился с доводами суда первой инстанции, заключив, что при выдачи предписания Инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий. Придя к выводу, что вопрос проведения общего собрания пайщиков кооператива является исключительно внутренним делом юридического лица и не может контролироваться органами жилищного надзора, апелляционная инстанция отменила решение суда первой инстанции и признала оспоренное предписание ГЖИ недействительным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Комитета подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, в том числе, установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20 ЖК РФ).
Требования к организации и проведению государственного жилищного надзора устанавливает Положение о государственном жилищном надзоре, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 (далее - Положение N 493).
В силу подпункта "а" пункта 3 Положения N 493 государственный жилищный надзор осуществляется посредством организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
Предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе, к деятельности товарищества собственников жилья либо жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, соблюдению прав и обязанностей их членов (подпункт "а" пункта 11 Положения N 493).
В силу пункта 7 Положения N 493 государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, среди прочего имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива; правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива.
Таким образом, исходя из вышеуказанных нормативных положений, следует признать, что Инспекция с учетом заявления Свитова Е.И. - собственника помещений в многоквартирном доме N 17/2 по ул. Ровио в
г. Петрозаводске, обладала полномочиями по проверке правомерности исполнения Коноводовой Д.Ж. обязанностей председателя Кооператива.
Так Инспекцией в ходе проверки было установлено, что согласно выписке из протокола N 4 ЖЭК "Дружба-3" от 26.09.2000 в связи с заявлением председателя Кооператива Голубева В.И. об увольнении по собственному желанию обязанности председателя Кооператива были возложены на главного бухгалтера - Коноводову Д.Ж. до проведения общего собрания его пайщиков.
С указанного периода и по настоящее время Коноводова Д.Ж. без доверенности действует от имени Кооператива, представляет его интересы и совершает сделки, а также осуществляет иные полномочия по управлению Кооперативом, то есть по сути выполняет функции председателя ЖЭК "Дружба-3". При этом решения об избрании Коноводовой Д.Ж. в качестве председателя Кооператива (правления ЖЭК "Дружба-3") в соответствии с нормами жилищного законодательства Российской Федерации не принималось; документов, позволяющих сделать вывод о том, что Коноводова Д.Ж. является членом ЖЭК "Дружба-3" и была избрана в состав правления Кооператива, не имеется.
В соответствии со статьей 115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива.
В силу статьи 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива, компетенция которого определяется уставом кооператива.
Согласно Уставу ЖЭК "Дружба-3" к исключительной компетенции общего собрания пайщиков относятся выборы председателя и правления кооператива (пункт 7.6).
Частью 1 статьи 119 ЖК РФ установлено, что председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива.
Совокупный анализ приведенных правовых норм и положений Устава ЖЭК "Дружба-3" позволяет согласиться с доводами подателя жалобы о том, что длительное неисполнение Кооперативом (в лице его органов управления) требований жилищного законодательства Российской федерации исключает возможность членов ЖЭК "Дружба-3" участвовать в управлении делами Кооператива.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно признал, что предписание Инспекции от 27.10.2017 N 185/1112 как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение Кооперативом своих обязанностей в жилищной сфере, является законным, обоснованным, исполнимым и направленным на защиту нарушенных прав членов Кооператива.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что у апелляционного суда отсутствовали основания для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с правильно установленными обстоятельствами дела с учетом подлежащих применению норм материального и процессуального права.
Поскольку выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2018 по делу N А26-13506/2017 отменить.
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.03.2018 по указанному делу оставить в силе.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 Положения N 493 государственные жилищные инспектора при осуществлении полномочий по государственному жилищному надзору пользуются правами, предусмотренными частью 5 статьи 20 ЖК РФ.
Так, в соответствии с частью 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, среди прочего имеют право по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива; правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива.
...
В соответствии со статьей 115 ЖК РФ органами управления жилищного кооператива являются: общее собрание членов жилищного кооператива; конференция, если число участников общего собрания членов жилищного кооператива более пятидесяти и это предусмотрено уставом жилищного кооператива; правление жилищного кооператива.
В силу статьи 116 ЖК РФ высшим органом управления жилищного кооператива является общее собрание членов кооператива, компетенция которого определяется уставом кооператива.
...
Частью 1 статьи 119 ЖК РФ установлено, что председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 января 2019 г. N Ф07-16068/18 по делу N А26-13506/2017
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16068/18
18.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19872/18
28.06.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16969/18
13.06.2018 Определение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11800/18
23.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-13506/17