17 января 2019 г. |
Дело N А66-6950/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Серовой В.К., судей Боглачевой Е.В. и Михайловской Е.А.,
при участии от акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" Львова Г.М. (доверенность от 17.12.2018), от Главного управления "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области Пестовой А.С. (доверенность от 09.01.2019), Чернигина А.П. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев 16.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 18.06.2018 (судья Карсакова М.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-6950/2018,
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь", место нахождения: 170026, Тверская обл., г. Тверь, ул. Фурманова, д. 12/4, ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Региональная энергетическая комиссия" Тверской области, место нахождения: 170028, Тверская обл., г. Тверь, пр. Победы, д. 53, ОГРН 1026900585942, ИНН 6905066785 (далее - Управление), о признании незаконным изложенного в письме от 16.03.2018 N 610 решения об отказе в установлении платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения по индивидуальному проекту объекта "Газопровод к зданию торгового павильона по адресу: Тверская обл., г. В. Волочек, ул. Ямская, д. 102".
Решением суда первой инстанции от 18.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 20.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на незаконность и необоснованность решения и постановления, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять по делу новое решение.
По мнению подателя жалобы, суды не исследовали вопрос о применении к правоотношениям сторон договора о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту от 18.05.2017 норм права, а именно пункта 1 статьи 4, пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", пункта 17 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 28.04.2014 N 101-э/3 (далее - Методические указания), постановления Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 82 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка подключения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям и повышения эффективности энергетической инфраструктуры" (далее - Постановление N 82).
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить в силе обжалуемые судебные акты, считая их обоснованными и законными.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, приведенные в кассационной жалобе. Представители Управления возражали против удовлетворения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 14.03.2018 обратилось в Управление с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение объекта капитального строительства - здания торгового павильона по адресу: Тверская обл., г. В. Волочек, ул. Ямская, д. 102 к сетям газораспределения.
По результатам рассмотрения заявления Общества от 14.03.2018 N 29/1255 Управление направило заявителю письмо, в котором сообщило, что поскольку проектом не предусмотрено выполнение работ, определенных пунктом 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 (далее - Основные положения), то плата за подключение должна быть рассчитана заявителем по стандартизированным ставкам, утвержденным приказом Управления от 27.12.2017 N 559-нп.
Ссылаясь на незаконность отказа Управления в установлении платы за технологическое присоединение, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления Общества, поскольку признали его требования необоснованными.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отказывая в удовлетворении заявления Общества, суд первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Управление доказало законность оспариваемых действий (решения). При этом суды приняли во внимание положения действующего законодательства, которые регулируют вопросы установления платы за технологическое присоединение к газораспределительным сетям.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям подлежит государственному регулированию.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021.
Как установлено в пункте 96 Правил N 1314, размер платы за технологическое присоединение устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Как установлено судами, приказом Управления от 29.12.2016 N 395-нп "Об установлении стандартизированных ставок платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения АО "Газпром газораспределение Тверь" на 2017 год" (далее - приказ N 395-нп) установлены стандартизированные тарифные ставки, используемые для определения величины платы за технологическое присоединение к распределительным сетям Общества газоиспользующего оборудования заявителя с максимальным расходом газа 500 куб.м/час и менее и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе 0,6 МПа и менее, на 2017 год. Стандартизированные тарифные ставки на 2018 год утверждены приказом Управления от 27.12.2017 N 559-нп.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в рассматриваемом случае между Обществом (исполнителем) и Азизовым Гасаном Фахраддин оглы (заказчиком) заключен договор от 30.05.2017 о подключении объекта капитального строительства к газораспределительным сетям по индивидуальному проекту N ТОГ-Вол-Д-00768 (далее - договор), по условиям которого исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое подключение) объекта капитального строительства Азизова Г.Ф. к принадлежащей Обществу на праве собственности сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях и дополнительной информации (приложение 1), а заказчик обязуется оплатить услуги по подключению.
Согласно приложению N 1 к договору установленный объем газопотребления - 2,48 куб.м/час, давление в газопроводе - 0,002 МПа.
В соответствии с пунктом 2.6.4 договора размер платы за подключение в соответствии с расчетом (приложение 5) составляет 87 295 руб. 98 коп., в том числе согласно стандартизированным ставкам, утвержденным приказом N 395-нп, - 42 295 руб. 98 коп., прокладка газопровода методом наклонно-направленного бурения - 45 000 руб. Приложением 5 к договору является предварительный расчет платы за технологическое присоединение.
Из письма Общества от 14.03.2018 N 029/1255, полученного Управлением 15.03.2018, следует, что обращение вызвано наличием договора, согласно пункту 2.6.5 которого окончательный размер платы за подключение уточняется сторонами после утверждения размера платы за подключение решением Управления.
Позиция Управления об установлении платы за технологическое присоединение обусловлена положениями пункта 26(23) Основных положений (в редакции Постановления N 82). Согласно названному пункту плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода диаметром свыше 158 мм и протяженностью более 30 м бестраншейным способом; прокладку газопровода по болотам 3 типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий.
Поскольку технические условия (дополнительная информация) к договору не предусматривают выполнение работ, поименованных в пункте 26(23) Основных положений, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действия (решение) Управления, которое указало на необходимость расчета платы по стандартизированным ставкам, соответствуют требованиям закона и не нарушают прав Общества.
Довод подателя жалобы о том, что Управление должно было руководствоваться редакцией Основных положений, действовавшей на момент выдачи технических условий договора, подлежит отклонению, поскольку, как правомерно указал суд апелляционной инстанции, утверждение платы производится со дня поступления заявления об ее установлении, и, следовательно, подлежат применению положения нормативных правовых актов, действующих на момент предоставления органу регулирования соответствующих документов на установление платы за технологическое присоединение.
Кроме того, судами установлено, что поименованное в договоре мероприятие не совпадает с теми условиями, при которых в соответствии с Основными положениями (в редакции, действующей до принятия Постановления N 82), подлежит установлению плата за технологическое подключение по индивидуальному проекту.
Поскольку суды не установили наличие совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого решения Управления незаконным, кассационная инстанция считает отказ в удовлетворении заявленных требований обоснованным.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 18.06.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 по делу N А66-6950/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.К. Серова |
Судьи |
В.К. Серова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.