18 января 2019 г. |
Дело N А21-4146/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Родина Ю.А.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Афиногенова Г.А. (доверенность от 27.12.2018 N 58), от общества с ограниченной ответственностью "ИТАР" Андреева О.Г. (доверенность от 30.08.2017),
рассмотрев 15.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 (судьи Сомова Е.А., Згурская М.Л., Юрков И.В.) по делу N А21-4146/2018,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу место нахождения: Санкт-Петербург, ул. Чехова, д. 6, лит. "А", ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941 (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ИТАР", место нахождения: 236001, Калининград, Ялтинская ул., д. 128, ОГРН 1023900988099, ИНН 3915002880 (далее - Общество), к административной ответственности по части 5 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 30.05.2018, оставленным без изменения постановлением от 02.10.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами подпункта 7 части 1 статьи 25, абзаца второго пункта 3 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), просит отменить вынесенные по делу судебные акты.
Как считает податель кассационной жалобы, направления заявления в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в целях регистрации технологического оборудования для производства этилового спирта недостаточно для освобождения Общества от административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ.
Управление указывает, что Общество по настоящее время продолжает владеть основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, не зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке; суды при рассмотрении дела не разрешили вопрос о судьбе арестованного основного технологического оборудования, которое должно быть изъято из оборота и утилизировано.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения совместных контрольных мероприятий с Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции по Калининградской области установлено, что Общество имеет основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, подлежащее государственной регистрации, но не зарегистрированное в установленном пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 171-ФЗ порядке.
На основании определения от 07.02.2018 N 08-31 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 5 статьи 14.17 КоАП РФ и проведении административного расследования Управление 07.02.2018 провело осмотр производственных помещений Общества I, II (лит. "Б", Б1", "Г"), III, (лит. "А", "В", "Д", "Е", "Ж", "З", "К", "Л", "М", "М1", "М2", "X", "XI", "XII", "XIII", "XIV", "XXII", "VI") по адресу осуществления деятельности: 236001, Калининград, Ялтинская ул., д. 128.
В ходе осмотра Управление установило, что в пом. III д. 128 по Ялтинской ул. Калининграда находится стационарно обвязанное основное технологическое оборудование для производства этилового спирта - брагоректификационная установка производительностью 1000 декалитров в сутки, представленное (в состав которого входит) в виде бражной колонны, ректификационной колонны периодического принципа действия, а также емкостного и теплообменного оборудования, заявленное и включенное в действующую лицензию Общества. Также Управление установило, что в соседнем с осмотренным помещении, закрытым металлическими щитами, не отраженном в кадастровом паспорте от 29.08.2016 N 39/16-ВС-335290 и не включенном в адрес действующей лицензии на производство, хранение и поставку этилового спирта (ректификованного из пищевого сырья), находится смонтированное (установленное) основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, подлежащее государственной регистрации, но не зарегистрированное в установленном пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 171-ФЗ порядке, а именно: одна бражная колонна, одна эпюрационная колонна, одна ректификационная колонна, а также трубопроводная арматура и теплообменное оборудование.
Документы на указанное оборудование и помещение, акт о консервации основного технологического оборудования для производства этилового спирта Общество в ходе осмотра не представило.
На указанное технологическое оборудование наложен арест (протокол от 08.02.2018), оно передано на ответственное хранение заместителю исполнительного директора Общества.
Управление, придя к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ, 06.04.2018 составило в отношении Общества протокол об административном правонарушении N 08-31 и в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, придя к выводу о недоказанности Управлением вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения, то есть наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ, отказал в привлечении Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 5 статьи 14.17 КоАП РФ использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 171-ФЗ основное технологическое оборудование для производства этилового спирта с производственной мощностью более 200 декалитров подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (далее - Реестр) в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Порядок регистрации основного технологического оборудования в Реестре определен постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2017 N 666 "О государственной регистрации основного технологического оборудования для производства этилового спирта".
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также незаконного использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации, изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежит основное технологическое оборудование для производства этилового спирта в случае, если оно не зарегистрировано в порядке, установленном Законом N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 26 Закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном этим Законом порядке и (или) не законсервировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования Закона N 171-ФЗ, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Объективную сторону нарушения по части 5 статьи 14.17 КоАП РФ образуют использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Протоколом осмотра от 07.02.2018 подтверждается, что к помещению, где было обнаружено смонтированное (установленное) основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, включающее бражную колонну, эпюрационную колонну, ректификационную колонну, не зарегистрированное в установленном порядке, подведены трубопроводы подачи пара и воды. Для производства этилового спирта осуществляется подача воды (промывка оборудования), а также подключаются на разных уровнях датчики, которые в свою очередь подключены к шкафу управления, находящемуся по центру площадки второго уровня осмотренного помещения. Трубопровод (гребенка), расположенный на уровне тарелок отбора спирта с ректификационной колонны (площадка четвертого уровня), снят (отсоединен), болты (резьбовые крепежные элементы), которые находятся на фланцевом соединении ректификационной колонны на местах отбора спирта, частично ржавые, за исключением резьбы. Гребенка отбора спирта соединяется в одно с трубопроводом, который спускается на нижний уровень (площадку первого уровня, уровень пола помещения), где установлено теплообменное оборудование (холодильник для спирта); после холодильника трубопровод поднимается на уровень рабочей площадки третьего уровня, где установлен смотровой фонарь без стекла и без термометра. За смотровым фонарем имеется трубопроводная арматура, которая проложена до технического отверстия, ведущего в сливное (приемное) отделение этилового спирта - помещение, включенное в лицензию. Данный трубопровод около технического отверстия отключен (отсоединен), отверстие заложено тканью. Таким образом, из сливного (приемного) отделения этилового спирта не видно помещение, где обнаружено незарегистрированное оборудование. При осмотре крана, регулирующего подачу пара на колонну (площадка первого уровня, пол помещения), Управление установило, что резьба на кране чистая и не ржавая. В непосредственной близости от указанного оборудования (на расстоянии менее 1 м) установлены трубопроводы отбора сивушного масла и головной фракции этилового спирта, в которых обнаружены остатки жидкости с характерным запахом этилового спирта.
Факт владения со стороны Общества основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, не зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, зафиксирован материалами дела (протоколом осмотра от 07.02.2018, протоколом об административном правонарушении от 06.04.2018 N 08-31) и не отрицается Обществом.
В замечаниях к протоколу осмотра от 08.02.2018 представитель Общества указал на существование данного оборудования в 2011 и 2012 годах, а также на нахождение его в нерабочем состоянии.
Вместе с тем доказательства консервации данного оборудования в соответствии с пунктом 11 статьи 8 Закона N 171-ФЗ в материалах дела отсутствуют, на их наличие Общество не ссылается.
Направление Обществом 07.02.2018 заявления о регистрации данного оборудования не свидетельствует об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку, как отмечалось выше, объективную сторону нарушения по части 5 статьи 14.17 КоАП РФ образуют, в том числе и владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, не зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Вступая в правоотношения, регулируемые законодательством о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции, Общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, в том числе по регистрации оборудования для производства этилового спирта, но и обеспечить их выполнение, то есть принять все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований закона.
В рассматриваемом случае доказательств, свидетельствующих об отсутствии у Общества объективной возможности для соблюдения требований пункта 1 статьи 14.1 Закона N 171-ФЗ, в материалы дела не представлено.
На основании изложенного суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена частью 5 статьи 14.17 КоАП РФ.
В связи с этим у судов отсутствовали правовые и фактические основания для отказа Управлению в удовлетворении заявления.
Срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, не истек, доказательств нарушения Управлением процедуры составления протокола об административном правонарушении, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Общества от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ, равно как и оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ судом кассационной инстанции не установлено.
Как пояснил представитель Общества и подтверждается решением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 29.11.2018 N 084-ОТО, на данный момент основное технологическое оборудования для производства этилового спирта, обнаруженное в ходе осмотра 07.02.2018, зарегистрировано в установленном пунктом 1 статьи 14.1 Закона N 171-ФЗ порядке.
Представитель Управления данный факт не отрицает.
Таким образом, поскольку основное технологическое оборудование зарегистрировано в установленном порядке, то изъятие его в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ и утилизация согласно абзацу второму пункта 3 данной статьи Закона судом кассационной инстанции не применяется.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что при применении положений статьи 3.3 КоАП РФ необходимо иметь в виду, что если санкция статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает обязательное назначение дополнительного административного наказания наряду с основным, но при этом дополнительное наказание не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья вправе назначить лишь основное наказание.
В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ кассационный суд вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 этой статьи.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение и постановление по настоящему делу и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Управления и привлечении Общества к административной ответственности по части 5 статьи 14.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
По мнению суда кассационной инстанции, указанное наказание согласуется с принципами юридической ответственности (статьи 3.1 и 4.1 КоАП) и соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения.
В соответствии с частью 4.2 статьи 206 АПК РФ исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 30.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А21-4146/2018 отменить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "ИТАР", место нахождения: 236001, Калининград, Ялтинская ул., д. 128, ОГРН 1023900988099, ИНН 3915002880, к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: отдел N 14 УФК по г. Санкт-Петербургу (Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941, КПП 784101001, ОКТМО 40910000) код ТОФК, в котором открыт лицевой счет 7219, Северо-Западное ГУ Банка России, расчетный счет 40101810200000010001, лицевой счет 04721W00750, БИК 044030001.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ кассационный суд вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права либо законность решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанций повторно проверяется арбитражным судом кассационной инстанции при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 3 части 1 этой статьи.
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции считает возможным отменить решение и постановление по настоящему делу и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Управления и привлечении Общества к административной ответственности по части 5 статьи 14.17 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
По мнению суда кассационной инстанции, указанное наказание согласуется с принципами юридической ответственности (статьи 3.1 и 4.1 КоАП) и соответствует тяжести совершенного Обществом правонарушения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 января 2019 г. N Ф07-16050/18 по делу N А21-4146/2018