21 января 2019 г. |
Дело N А56-18460/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Кустова А.А. и Серовой В.К.,
при участии от Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Любутиной В.А. (доверенность от 24.12.2018), от акционерного общества "Теплосеть Санкт-Петербурга" Кисловой О.С. (доверенность 29.12.2018),
рассмотрев 21.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по энергетике и инженерному обеспечению на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу N А56-18460/2018 (судьи Полубехина Н.С., Пряхина Ю.В., Тимухина И.А.),
установил:
Акционерное общество "Теплосеть Санкт-Петербурга", место нахождения: 196211, Санкт-Петербург, ул. Бассейная, д. 73, корп. 2, лит. "А", ОГРН 1107847010941, ИНН 7810577007 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по энергетике и инженерному обеспечению, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д. 4, ОГРН 1037843011931, ИНН 7825363978 (далее - Комитет по энергетике), о признании недействительным распоряжения от 05.12.2017 N 224 "О передаче в эксплуатацию акционерному обществу "Теплосеть Санкт-Петербурга" бесхозяйных тепловых сетей, расположенных в Василеостровском районе Санкт-Петербурга" (далее - Распоряжение N 224).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Комитет по тарифам Санкт-Петербурга, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 14/52, лит. "А" (далее - Комитет по тарифам), Жилищный комитет, место нахождения: 191023, Санкт-Петербург, пл. Островского, д. 11, ОГРН 1047839009129, ИНН 7840013199 (далее - Жилищный комитет), администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга, место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. ВО, д. 55 (далее - Администрация).
Решением суда от 04.07.2018 (судья Ресовская Т.М.) в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 17.09.2018 решение суда от 04.07.2018 отменено, Распоряжение N 224 признано недействительным.
В кассационной жалобе Комитет по энергетике, ссылаясь на несоответствие выводов апелляционного суда установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить постановление от 17.09.2018, а решение суда первой инстанции от 04.07.2018 оставить в силе.
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда о том, что спорные сети не являются бесхозяйными. На момент издания Распоряжения N 224 у тепловых сетей не имелось эксплуатирующей организации, в связи с чем на основании части 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) у Комитета по энергетике при получении соответствующей информации от Администрации возникла обязанность передать такие сети во временную эксплуатацию теплосетевой организации. По мнению подателя жалобы, Распоряжение N 224 не нарушает права Общества, поскольку затраты теплосетевой организации на содержание и обслуживание бесхозяйных сетей подлежат включению в тариф.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Комитета по энергетике поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества с ними не согласился.
Остальные лица, участвующие в деле, уведомлены о месте и времени его рассмотрения, однако представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Распоряжением N 224 Общество определено в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в соответствии с перечнем согласно приложению до признания права собственности на указанное бесхозяйное имущество.
Основанием для издания Распоряжения N 224 послужило заявление Администрации, в котором содержалось указание на наличие тепловых сетей, расположенных на территории Василеостровского района Санкт-Петербурга и определенных Администрацией в качестве бесхозяйных.
Распоряжение N 224 принято в соответствии с частью 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, пунктом 3.29-12 Положения о Комитете по энергетике, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.05.2004 N 757, распоряжением Комитета по энергетике от 13.09.2017 N 136 "О порядке принятия решений о передаче в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и(или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, и бесхозяйных тепловых сетей" (далее - Порядок N 136).
Ссылаясь на то, что спорные сети не являются бесхозяйными, находятся на обслуживании организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также не имеют непосредственного присоединения к сетям Общества, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление Общества, согласившись с доводами заявителя и придя к выводу о том, что Распоряжение N 224 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы Общества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность по определению теплосетевой организации в целях содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) путем издания соответствующего ненормативного правового акта в течение тридцати дней с даты выявления таких сетей.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является теплосетевой организацией, осуществляющей регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения. Из материалов дела также следует, что с использованием спорных тепловых сетей осуществляется передача тепловой энергии потребителям.
Распоряжение N 224 принято Комитетом по энергетике в соответствии с требованиями Порядка N 136.
Как установлено судом первой инстанции, спорные тепловые сети не входят в состав общего имущества многоквартирных домов и в зону эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации. Доказательства того, что спорные тепловые сети находятся в законном владении потребителей или публично-правового образования, в материалах дела отсутствуют.
Согласно позиции Комитета по тарифам, основанной на положениях Закона N 190-ФЗ, затраты Общества на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей подлежат включению в тариф теплосетевой организации.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Распоряжение N 224 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы Общества.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что Распоряжение N 224 не соответствует закону, поскольку спорные сети не имеют непосредственного присоединения к сетям Общества и не являются бесхозяйными, нельзя признать обоснованными ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, Общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии потребителям с использованием в том числе тепловых сетей, которые не имеют эксплуатирующей организации. Судами установлено, что спорные тепловые сети являются "вторичными", они расположены между сетями Общества и объектами потребителей (многоквартирными жилыми домами). Вместе с тем, такая схема присоединения объектов потребителей к системе теплоснабжения не может служить препятствием для применения части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ. Суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказывалось бы существенно ущемленным (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 27.10.2015 N 28-П).
Примененное судом апелляционной инстанции толкование норм Закона N 190-ФЗ и признание на основании этого Распоряжения N 224 недействительным ведет к правовой неопределенности по вопросу об ответственности за эксплуатацию тепловых сетей и может повлечь нарушение прав как потребителей тепловой энергии, так и поставщика ресурса. Тепловые сети, являясь социально-значимыми объектами инженерной инфраструктуры и представляющие опасность для имущества, жизни и здоровья граждан, не могут не иметь эксплуатирующей организации, которая должна быть профессиональным участником отношений в области теплоснабжения.
Вывод апелляционного суда о том, что спорные сети не являются бесхозяйными, противоречит представленным в материалы дела доказательствам, которыми не подтверждается факт принадлежности тепловых сетей Санкт-Петербургу или иным лицам.
Поскольку обжалуемое постановление апелляционной инстанции принято с нарушением норм материального и процессуального права, оно подлежит отмене на основании частей 2 и 3 статьи 288 АПК РФ.
Выводы суда первой инстанции соответствуют законодательству и материалам дела, поэтому решение суда от 04.07.2018 подлежит оставлению в силе.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2018 по делу N А56-18460/2018 отменить.
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.07.2018 по настоящему делу оставить в силе.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела, Общество оказывает услуги по передаче тепловой энергии потребителям с использованием в том числе тепловых сетей, которые не имеют эксплуатирующей организации. Судами установлено, что спорные тепловые сети являются "вторичными", они расположены между сетями Общества и объектами потребителей (многоквартирными жилыми домами). Вместе с тем, такая схема присоединения объектов потребителей к системе теплоснабжения не может служить препятствием для применения части 6 статьи 15 Закона N 190-ФЗ. Суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы. Иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту оказывалось бы существенно ущемленным (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П, от 27.10.2015 N 28-П).
Примененное судом апелляционной инстанции толкование норм Закона N 190-ФЗ и признание на основании этого Распоряжения N 224 недействительным ведет к правовой неопределенности по вопросу об ответственности за эксплуатацию тепловых сетей и может повлечь нарушение прав как потребителей тепловой энергии, так и поставщика ресурса. Тепловые сети, являясь социально-значимыми объектами инженерной инфраструктуры и представляющие опасность для имущества, жизни и здоровья граждан, не могут не иметь эксплуатирующей организации, которая должна быть профессиональным участником отношений в области теплоснабжения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 января 2019 г. N Ф07-16396/18 по делу N А56-18460/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16396/18
18.09.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20052/18
04.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18460/18
07.03.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18460/18