23 января 2019 г. |
Дело N А56-12213/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Петрова А.Р. (доверенность от 28.12.2018 N 620-8), от ДНП "Гранат" Гривы Д.С. (доверенность от 02.04.2018),
рассмотрев 16.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение от 09.07.2018 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 (судьи Тимухина И.А., Желтянников В.И., Пряхина Ю.В.) по делу N А56-12213/2018,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к дачному некоммерческому партнерству "Гранат", место нахождения: 188643, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г. Всеволожск, Октябрьский пр., д. 98, лит. А, пом. 3Н, ОГРН 1064703011801, ИНН 4703084562 (далее - Партнерство), о взыскании 1 109 531 руб. 03 коп. задолженности по договору аренды земельного участка от 05.04.2007 N 127-Н за период с 01.10.2014 по 31.12.2017 и 271 858 руб. 99 коп. неустойки.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2018 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 09.07.2018 и постановление от 15.10.2018, принять новый судебный акт - об удовлетворении иска.
Суды, по мнению подателя жалобы, необоснованно посчитали, что МТУ Росимущества не доказало наличия правовых оснований для расчета арендной платы за земельный участок исходя из его рыночной стоимости, не учли, что возможность соответствующего расчета арендной платы предусмотрена договором и пунктом 10 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В отзыве на кассационную жалобу Партнерство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Партнерства возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ленинградской области (арендодателем) и Партнерством (арендатором) заключен договор аренды земельного участка от 05.04.2007 N 127-Н (далее - Договор), по условиям которого арендодатель предоставил, а арендатор принял в аренду земельный участок общей площадью 17,2321 га с кадастровым N 47:07:04-83-001:0017, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, п. Елизаветинка, для организации дачного некоммерческого партнерства.
В пункте 2.1 стороны согласовали срок действия Договора до 01.04.2056.
Земельный участок передан арендатору по акту приема-передачи от 01.04.2007.
Порядок и сроки внесения арендной платы установлены в пунктах 3.1, 3.4 Договора.
Согласно пункту 5.2 Договора в случае нарушения арендатором пунктов З.1, 3.4 Договора начисляется пени в размере 0,15 % с просроченной суммы арендных платежей за каждый день просрочки.
Пунктом 3.3 Договора предусмотрено, что с учетом изменяющейся конъюнктуры рынка арендодатель в бесспорном и одностороннем порядке производит изменение ставки арендной платы, которая определяется на основании отчета об оценке, выполненного оценочной организацией, уполномоченной для проведения оценки федерального имущества.
Письмом от 14.02.2017 N 03-733 МТУ Росимущества сообщило Партнерству об изменении арендной платы на основании пункта 3.3 Договора, указав, что арендная плата с 01.03.2017 арендная плата за участок устанавливается в размере 1 447 500 рублей в год, исходя из рыночной стоимости земельного участка, определенной в соответствии с отчетом об оценке от 26.09.2016 NР-2014/16.
Ссылаясь на изменение размера арендной платы по Договору с 01.03.2017 и ненадлежащее исполнение Партнерством обязанности по внесению арендной платы, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства и руководствуясь статьями 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Постановлением N 582, разъяснениями, приведенными в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении", пункте 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление N 73), пришел к выводу, что истец не доказал наличия правовых оснований для расчета арендной платы по Договору в спорный период исходя из рыночной стоимости земельного участка, поэтому отказал в удовлетворении заявленных МТУ Росимущества требований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы, приведенные в кассационной жалобе, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно пункту 3 названной статьи размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.
В силу положений статьи 424 ГК РФ, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.03.2015), пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015) арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к регулируемым ценам, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, предусмотрено несколько способов определения арендной платы, в том числе на основании кадастровой стоимости земельных участков, в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации, и на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В пунктах 3 - 6 Правил перечислены земельные участки, при определении арендной платы за которые применяется соответствующий способ ее расчета.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил в отношении земельного участка, предоставленного без проведения торгов, на котором отсутствуют здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в подпунктах "а" - "г" названного пункта и пункте 5 Правил, арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 6 Правил в применимой редакции арендная плата за земельный участок, на котором расположены здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, в случаях, не указанных в пунктах 3 - 5 Правил, рассчитывается на основании рыночной стоимости земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Доказательства, подтверждающие нахождение на спорном земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, в материалы дела не представлены.
Отклоняя доводы МТУ Росимущества о наличии предусмотренных пунктом 10 Правил оснований для расчета арендной платы с 01.03.2017 исходя из рыночной стоимости земельного участка, суды указали, что истец не доказал, что арендная плата по заключении Договора была определена на основании рыночной стоимости земельного участка.
При таком положении суды правомерно заключили, что МТУ Росимущества не доказало наличие правовых оснований для расчета арендной платы в течение спорного периода исходя из рыночной стоимости земельного участка.
Доводы подателя жалобы о наличии у арендодателя права на определение размера арендной платы исходя из рыночной стоимости земельного участка со ссылкой на положения пункта 3.3 Договора отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 Постановления N 73, к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Поскольку Договор заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, установившего принцип государственного регулирования размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, размер арендной платы по Договору независимо от соглашения сторон определяется в соответствии с порядком, установленным правовыми актами уполномоченного органа.
Как указал апелляционный суд, отсутствие задолженности по арендной платы исходя из размера, рассчитанного без учета уведомления от 14.02.2017, истцом не оспорено.
Данный вывод суда доводами кассационной жалобы не опровергнут.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 по делу N А56-12213/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
Е.В. Чуватина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статьи 424 ГК РФ, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.03.2015), пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ (в редакции, действующей с 01.03.2015) арендная плата за земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, относится к регулируемым ценам, размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
...
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 16 Постановления N 73, к договору аренды, заключенному после вступления в силу федерального закона, предусматривающего необходимость государственного регулирования размера арендной платы, подлежит применению порядок определения размера арендной платы, устанавливаемый уполномоченным органом в соответствии с этим федеральным законом, даже если в момент его заключения такой порядок еще не был установлен.
Поскольку Договор заключен после вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации, установившего принцип государственного регулирования размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, размер арендной платы по Договору независимо от соглашения сторон определяется в соответствии с порядком, установленным правовыми актами уполномоченного органа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 января 2019 г. N Ф07-15914/18 по делу N А56-12213/2018