24 января 2019 г. |
Дело N А66-19166/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 24.01.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 22.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ЖЭУ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2018 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу N А66-19166/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "УК ЖЭУ", место нахождения: 170003, город Тверь, Стадионная улица, дом 8, ОГРН 1146952007905, ИНН 6952041114 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Управление), о признании недействительным предписания от 30.10.2017 N 5231/ОГ-17(3).
Решением суда первой инстанции от 25.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 19.10.2017 N 5231/ОГ-17 (2) Управление 30.10.2017 в отношении Общества провело внеплановую выездную проверку ранее выданного предписания от 13.09.2017 N 5231/ОГ-17 (2).
В ходе проверки установлено, что предписание от 13.09.2017 в полном объеме не исполнено.
1. В нарушение подпункта "а" пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" (далее - Стандарт раскрытия информации) лицензиатом на официальном сайте, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, http://www.reformagkh.ru и официальном сайте управляющей организации укжэутверь.рф не размещен в полном объеме отчет об исполнении договора управления многоквартирным домом N 24 корпус 4 по улице Артюхиной города Твери за 2016 год в соответствии с формами раскрытия информации.
2. В нарушение подпункта "и" пункта 3, пункта 6 Стандарта раскрытия информации лицензиатом на официальном сайте, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, http://www.reformagkh.ru не размещен в полном объеме отчет об исполнении договора управления многоквартирным домом N 24 корпус 4 по улице Артюхиной города Твери за 2016 год по форме 2.8 форм раскрытия информации, а именно отсутствует информация о предоставленных коммунальных услугах.
3. В нарушение подпункта "и" пункта 3, пункта 6 Стандарта раскрытия информации лицензиатом на официальном сайте управляющей организации укжэутверь.рф не размещен в полном объеме отчет об исполнении договора управления многоквартирным домом N 24 корпус 4 по улице Артюхиной города Твери за 2016 год по форме 2.8 форм раскрытия информации, а именно отсутствует информация о предоставленных коммунальных услугах.
По результатам проведенной проверки ответчиком составлен акт от 30.10.2017 и обществу выдано новое предписание от 30.10.2017 N 5231/ОГ-17 (3), которым предложено в срок до 30.11.2017 разместить в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти http://www.reformagkh.ru и официальном сайте управляющей организации - укжэутверь.рф, отчет об исполнении договора управления многоквартирным домом N 24 корпус 4 по улице Артюхиной города Твери за 2016 год в полном объеме по форме 2.8 форм раскрытия информации.
Общество не согласилось с предписанием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, пришли к выводу о соответствии предписания Управления требованиям действующего законодательства, в связи с чем в удовлетворении требований Общества отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействие) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) их прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, порядку, способам и срокам ее раскрытия определены в Стандарте.
Согласно пункту 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (подпункт "д").
В пункте 5 Стандарта раскрытия информации перечислены способы раскрытия информации, среди которых подпунктом "а" предусмотрено: обязательное опубликование на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в рассматриваемом случае - www.reformagkh.ru), а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Доводы подателя жалобы о том, что коммунальные услуги предоставляются ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) и оплата услуг производится потребителями напрямую этим РСО, следовательно исполнителями коммунальных услуг являются именно РСО, а не заявитель как управляющая организация; в этом случае объемы по коммунальным услугам по форме 2.8 к заполнению не требуются, раскрытие раздела "информация о предоставленных коммунальных услугах" раскрывается только в случае исполнения коммунальных услуг, были отклонены судами двух инстанций ввиду следующего.
Согласно статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1). При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме в том числе за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3). Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в часть 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Обязанность управляющей организации, как исполнителя коммунальных услуг, заключить договор с ресурсоснабжающей организацией закреплено также в Постановлении Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг" (далее - Правила N 124).
Из пункта 4 указанных Правил N 124 следует, что управляющая организация, товарищество или кооператив обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения в случае, если на такую управляющую организацию, товарищество или кооператив в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по предоставлению потребителям коммунальных услуг.
Согласно пункту 5 Правил N 124 исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации должен направить в ресурсоснабжающую организацию заявку (оферту) о заключении договора ресурсоснабжения в срок не позднее 7 дней со дня вступления в силу договора управления многоквартирным домом, но не ранее 10 рабочих дней со дня принятия решения о выборе управляющей организации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (подпункт "б"); производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Исходя из приведенных норм, суды правильно сочли, что избрание в качестве способа управления МКД управление управляющей организации лишает собственников жилых помещений МКД права от своего имени заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями; общество, будучи управляющей организацией, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязанным с целью оказания собственникам жилых помещений в МКД названных услуг заключить соответствующие договоры с ресурсоснабжающими организациями; управляющие организации не вправе отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов.
Аналогичная позиция изложена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2017 N 303-КГ17-10686, от 13.07.2015 N 307-ЭС15-8973.
В данном случае судами установлено, что между Обществом и ООО "Тверская генерация" и ООО "Тверь Водоканал" заключены договоры ресурсоснабжения.
Ввиду изложенного судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, пришли к обоснованному выводу о том, что именно Общество является исполнителем коммунальных услуг, и несет обязанность по раскрытию информации о предоставляемых коммунальных услугах в соответствии с требованиями Стандарта раскрытия информации.
Ссылка Общества на постановление мирового судьи судебного участка N 2 Заволжского района города Твери от 26.10.2017 по делу N 5-784/2017 обоснованно отклонена апелляционной инстанцией, поскольку данный судебный акт не имеет преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.04.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А66-19166/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК ЖЭУ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 утверждены Правила N 354.
В соответствии с пунктом 31 Правил N 354 исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям (подпункт "б"); производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 января 2019 г. N Ф07-16547/18 по делу N А66-19166/2017