22 января 2019 г. |
Дело N А26-955/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Серовой В.К., Судас Н.Е.,
рассмотрев 21.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2018 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 (судьи Смирнова Я.Г., Жукова Т.В., Несмиян С.И.) по делу N А26-955/2018,
установил:
Акционерное общество "ТНС энерго Карелия", место нахождения: 185016, Республика Карелия, г. Петрозаводск, бульв. Интернационалистов, д. 17А, ОГРН 1051000000050, ИНН 1001012875 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация", место нахождения: 186420, Республика Карелия, г. Сегежа, ул. Мира, д. 14, ОГРН 1121032001111, ИНН 1006012004 (далее - Организация), о взыскании 131 093 руб. 82 коп. задолженности за потребленную в ноябре 2017 года электрическую энергию по договору (лицевому счету) N 91029 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен временный управляющий Организации Дидин Алексей Владимирович.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018, с Организации в пользу Общества взыскано 131 093 руб. 82 коп. задолженности за электрическую энергию, потребленную в ноябрь 2017 года по договору (лицевому счету) N 91029, 4933 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; а также Обществу из федерального бюджета возвращена излишне уплаченная государственная пошлина в размере 1157 руб.
В кассационной жалобе Организация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить решение первой и постановление апелляционной инстанций, и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы указывает, что расчет Общества содержит арифметические ошибки и документально не подтвержден, так как в материалах дела отсутствуют сведения об установке индивидуальных приборов учета (ИПУ) и их показаниях. Кроме того, Организация полагает, что Общество неправильно начисляет плату за электроэнергию потребителям по индивидуальным приборам учета, у которых истек межповерочный интервал, а также по устаревшим приборам с классом точности ниже 2,0.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Карелия, оказывает услуги по поставке электроэнергии потребителям, в том числе в многоквартирные жилые дома.
Договор энергоснабжения в письменной форме между Обществом и Организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами, не заключен.
Поставив в ноябре 2017 года в ряд жилых домов, находящихся в управлении Организации, электроэнергию на общедомовые нужды (далее - ОДН), Общество направило Организации счет-фактуру от 31.12.2017 N 89875-91029 и корректировочный счет-фактуру от 31.05.2018 N 0000/643/18.
Организация потребленную электроэнергию не оплатила.
Согласно представленному Обществом расчету задолженность Организации по оплате электроэнергии на ОДН по лицевому счету N 91029 за ноябрь 2017 года с учетом корректировки составила 131 093 руб. 82 коп.
Поскольку поставленный ресурс Организация не оплатила, претензию от 19.12.2017 N 114-04-108864 оставила без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.10.2017 по делу N А26-9682/2017 принято к производству заявление общества с ограниченной ответственностью "РемСервис" о признании Организации несостоятельным (банкротом). Определением от 28.11.2017 в отношении Организации введена процедура, применяемая в деле о банкротстве, - наблюдение. Временным управляющим утвержден Дидин А.В.
Рассматриваемое исковое заявление поступило в суд 26.12.2017, то есть после возбуждения судом дела о банкротстве ответчика и введения процедуры наблюдения.
Так как требования Общества о взыскании задолженности за ноябрь 2017 заявлены за период, истекший после поступления заявления о признании Компании банкротом и возбуждения дела о банкротстве, данные требования являются текущими и подлежат рассмотрению в общем порядке.
Удовлетворяя исковые требования в полном объеме, суд первой инстанции сослался на обязанность управляющей организации оплачивать ресурсоснабжающей организации объем электроэнергии, предоставленной собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме на ОДН.
Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что Организация как исполнитель коммунальных услуг обязана в целях реализации полномочий заключить с Обществом договор для приобретения электроэнергии на ОДН и оплатить ее объем. Организация, являясь управляющей организацией и исполнителем коммунальных услуг, обладает всей полнотой информации о площади жилых помещений и количестве зарегистрированных граждан, показаниях общедомовых приборов учета, находящихся в общем доступе, тарифах на электрическую энергию и нормативах потребления электроэнергии, примененных Обществом при расчете, и, соответственно, имеет возможность проверять начисления, производимые гарантирующим поставщиком. В связи с данным обстоятельством суды отклонили доводы Организации о непредставлении Обществом первичных документов в обоснование расчета суммы иска.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Поскольку услугами по электроснабжению в данном случае обеспечивалось население жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Как следует из частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 ЖК РФ, пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом. При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
В соответствии с подпунктом "л" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в редакции, действующей с 01.01.2017, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в том числе приобретение электрической энергии, потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
В силу положений пункта 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 ЖК РФ в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ, пунктов 4 и 40 Правил N 354 в редакции, действующей с 01.01.2017, расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, исключены из состава коммунальной услуги "электроснабжение" и включены в состав платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с пунктом 2 части 1, пункта 1 части 2 статьи 154 и частей 4 и 7 статьи 155 ЖК РФ наниматели и собственники жилых помещений плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также ха отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме вносят управляющей организации.
Таким образом, на управляющую организацию в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, избравшем способ управления домом управляющей организацией, и обязанность по оплате всего потребленного для этой цели коммунального ресурса соответствующей ресурсоснабжающей организации.
Объем обязательств управляющей организации по оплате стоимости электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, перед гарантирующим поставщиком определяется в соответствии с пунктом 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124.
С учетом того, что объем обязательств собственников (нанимателей) жилых помещений многоквартирного дома перед ресурсоснабжающей организацией по оплате потребленной электроэнергии ограничен стоимостью электроэнергии, потребленной в жилых помещениях на личные бытовые нужды, а электроэнергия, потребленная на ОДН, включена в состав платы за содержание жилого помещения и оплачивается собственниками (нанимателями) жилых помещений соответствующей управляющей организации, объем обязательств управляющей организации перед гарантирующим поставщиком равен объему электроэнергии, потребленному на ОДН в многоквартирном доме.
Пунктом 81 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442), предусмотрена обязанность исполнителей коммунальной услуги вносить в адрес гарантирующего поставщика оплату стоимости поставленной за расчетный период электрической энергии (мощности) до 15-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, если поставщиком не предусмотрен более поздний срок оплаты.
Отсутствие письменного договора не освобождает управляющую организацию от обязанности оплатить поставленный в многоквартирные дома коммунальный ресурс, потребляемый в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с соблюдением срока, установленного действующим законодательством.
Судами при рассмотрении дела учтено, что Организация как исполнитель коммунальных услуг в силу подпунктов "е", "е(1)" и "е(2)" пункта 31 Правил N 354 обязана ежемесячно снимать показания коллективного прибора учета и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, а также осуществлять не реже одного раза в шесть месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета). Из подпункта "б" пункта 82 Правил N 354 следует, что исполнитель обязан проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в связи с чем доводы Организации о том, что она не располагает первичными данными, положенными в основу расчета Общества, обоснованно отклонены.
Расчет исковых требований сформирован Обществом с учетом корректировки, осуществленной за спорный период.
Произведенная гарантирующим поставщиком корректировка подтверждена представленными в материалы дела корректировочным счетом-фактурой и актом приема-передачи электрической энергии за ноябрь 2017 года.
Порядок получения Обществом показаний приборов учета и их дальнейшего использования в полной мере соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно положениям пункта 31 Правил N 354 управляющая компания не вправе ограничивать потребителей в выборе способа передачи показаний ИПУ. Потребитель вправе воспользоваться любым из удобных ему способов, предусмотренных законом, а гарантирующий поставщик обязан принять переданные показания к учету.
Таким образом, правовые основания для исключения из расчетов показаний ИПУ, полученных Обществом от потребителей в соответствии с нормами закона, отсутствуют.
В случае непредставления потребителями показаний ИПУ либо выхода их из строя расчет размера платы за потребленную электроэнергию осуществляется Обществом по нормативам потребления коммунальных услуг в порядке, предусмотренном пунктами 59, 60 Правил N 354.
При этом в силу абзаца второго пункта 142 Основных положений N 442 приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 данного документа, используемые гражданами на дату вступления в силу данного документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации.
Таким образом, законодатель такие приборы учета не рассматривает как неисправные. Соответственно, в случае использования в расчетах показаний таких приборов учета они не подпадают под положения пунктов 59, 60 Правил N 354.
Поскольку Организация не представила данных, свидетельствующих, что установленные в жилых помещениях ИПУ с классом точности ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений N 442, некорректно фиксируют фактически потребленный объем электроэнергии, основания для исключения из расчетов показаний ИПУ отсутствуют.
Из анализа пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета может считаться вышедшим из строя в том числе при истечении сроков поверки прибора учета. Однако нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 59 Правил N 354.
Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии" (пункты 4.1, 4.2 указанного ГОСТа).
Согласно пункту 11.4 данного ГОСТа оформление отрицательных результатов поверки осуществляется путем составления извещения о непригодности прибора учета; клеймо и свидетельство предыдущей поверки гасят и вносят запись в паспорт о непригодности прибора учета с указанием причин.
Поскольку истечение межповерочного интервала автоматически не приводит к неисправности прибора учета и искажению его показаний, Обществом правомерно были приняты к расчетам представленные потребителями показания ИПУ.
Расчет Общества с учетом письменных возражений на представленный Организацией контррасчет суды проверили и признали правильным.
Организация, оспаривая сумму, выставленную Обществом в качестве платы за электрическую энергию, потребленную на ОДН, представленные Обществом доказательства документально не опровергла.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, обстоятельства дела всесторонне исследованы. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Иное толкование подателем жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
С учетом изложенного основания для отказа во взыскании с Организации как исполнителя коммунальных услуг задолженности за поставленный коммунальный ресурс, потребленный на содержание общего имущества в многоквартирном доме, отсутствовали.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.09.2018 по делу N А26-955/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная организация" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку Организация не представила данных, свидетельствующих, что установленные в жилых помещениях ИПУ с классом точности ниже, чем указано в пункте 138 Основных положений N 442, некорректно фиксируют фактически потребленный объем электроэнергии, основания для исключения из расчетов показаний ИПУ отсутствуют.
Из анализа пункта 81(12) Правил N 354 следует, что прибор учета может считаться вышедшим из строя в том числе при истечении сроков поверки прибора учета. Однако нарушение срока предоставления прибора учета на периодическую поверку само по себе не свидетельствует о его неисправности или непригодности для определения фактического количества потребленной электроэнергии, следовательно, не может являться безусловным основанием для определения количества принятой электрической энергии в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 59 Правил N 354.
Порядок проведения поверки индукционных приборов учета закреплен в Межгосударственном стандарте ГОСТ 8.259-2004 "Счетчики электрические индукционные активной и реактивной энергии" (пункты 4.1, 4.2 указанного ГОСТа)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2019 г. N Ф07-16802/18 по делу N А26-955/2018