31 января 2019 г. |
Дело N А56-33617/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
при участии от Федеральной антимонопольной службы Иващенко К.А. (доверенность от 19.04.2018 N ИА/28124/18), от общества с ограниченной ответственностью "ГазпромНефть - Корпоративные продажи" Качалова Д.А. (доверенность от 25.12.2018 N Д-408), Волошиной Е.Ю. (доверенность от 25.12.2018 N Д-407), Наконечного Л.А. (доверенность от 05.12.2018 N Д-213),
рассмотрев 28.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2018 (судья Захаров В.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-33617/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГазпромНефть - Корпоративные продажи", место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, пер. Виленский, 14, лит. А, оф. 206, ОГРН 1025202831532, ИНН 5259033080 (далее - Общество, ООО "ГазпромНефть - Корпоративные продажи") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Федеральной антимонопольной службы, место нахождения: 125993, Москва, ул. Садово-Кудринская, 11, ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539 (далее - ФАС России) от 02.03.2018 N 4-14.24-1960/00-02-17 о привлечении Общества к административной ответственности по части 6 статьи 14.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 300 000 руб. штрафа.
Решением от 31.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.09.2018, оспариваемое постановление ФАС признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе ФАС России, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новый об отказе в удовлетворении заявления.
Податель кассационной жалобы указывает на ошибочное толкование судами пунктов 2 и 14 Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2013 N 623; далее - Положение), настаивая на том, что спорная товарная накладная содержит все сведения, предусмотренные подпунктами "а"-"к" и "м"-"т" пункта 13 Положения, а объем совершенной сделки по товарной накладной превышает 60 тонн.
В отзыве на жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
В судебном заседании представитель ФАС поддержал доводы кассационной жалобы, а представители Общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в целях осуществления контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами требований Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ФАС России направила в адрес акционерного общества "Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа" (далее - АО "СПбМТСБ") запрос информации о предоставлении, в том числе реестра внебиржевых договоров по поставкам бензина автомобильного, с указанием сведений, предусмотренных пунктом 13 Положения.
На основании определения ФАС от 01.12.2017 о возбуждении дела N 4-14.24-1960/00-02-17 и проведении административного расследования в отношении ООО "Газпромнефть - Корпоративные продажи", Обществом письмом от 14.12.2017 N 07/1263 представлена информация по уникальному номеру идентификационного номера товарной позиции 1318472 (присвоен на АО "СПбМТСБ").
В названном письме антимонопольный орган информирован о том, что под номером 1318472 ошибочно повторно зарегистрирована сделка по реализации дизельного топлива по товарной накладной CSC0000000040403. В связи с техническим сбоем указанная сделка направлена на АО "СПбМТСБ", изменения в товарную накладную CSC0000000040403 от 31.01.2017 исправлением от 13.02.2017 N 1 не вносились в отношении дизельного топлива, вносились в отношении бензина регуляр-92. По факту выявленной ошибки была подана заявка на удаление записи N 1318472. Товарная накладная CSC0000000040403 в части дизельного топлива подана на регистрацию 13.02.2017.
В связи с нарушением пункта 14 Положения, выразившегося в нарушении стороной договора, заключенного не на организованных торгах порядка предоставления информации об указанном договоре, 26.01.2018 ФАС России в отношении Общества составила протокол об административном правонарушении N 4-14.24-1960/00-02-17; действия Общества квалифицированы по части 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
На основании материалов административного дела ФАС России вынесено постановление от 02.03.2018 N 4-14.24-1960/00-02-17 о привлечении Общества к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением наказания в виде 300 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Общество оспорило его в судебном порядке.
Исследовав и оценив доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установив обстоятельства дела, суды двух инстанций пришли к выводу о недоказанности ФАС России в действиях Общества события вменяемого ему правонарушения применительно к части 6 статьи 14.24 КоАП РФ. Суды пришли к выводу, что требования Положения на Общество не распространяются в связи недоказанностью ФАС России, что объем каждой совершенной заявителем сделки превышает 60 тонн. При этом суды констатировали принятие Обществом всех возможных мер для соблюдения норм Правил и Положения, посредством предоставления информации с учетом последующей ее корректировки (заявка на удаление записи N 1318472), что предусмотрено порядком предоставления информации, отраженным в Правилах.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В соответствии с частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ нарушение стороной договора, заключенного не на организованных торгах, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации порядка и (или) сроков предоставления информации об указанном договоре, в том числе предоставление неполной и (или) недостоверной информации, а равно непредставление такой информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения биржам, соответствующим требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, предоставляется информация о внебиржевых договорах в отношении нефтепродуктов, предусмотренных техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 N 118), при условии, что суммарный объем производства группой лиц хозяйствующего субъекта, осуществляющего реализацию нефтепродуктов, свыше 100 тыс. тонн за предшествующий год и объем сделки составляет не менее 60 тонн.
В соответствии с пунктом 8 Положения обязанность своевременного предоставления полной и достоверной информации о внебиржевом договоре возлагается на лицо, осуществившее отчуждение биржевого товара на внебиржевом рынке (далее - лицо, заключившее биржевой договор).
На основании пункта 14 Положения сведения, предусмотренные пунктом 13 Положения, предоставляются лицом, заключившим внебиржевой договор, бирже в электронном виде по форме и в соответствии с требованиями, которые установлены внутренними документами биржи, по каждому внебиржевому договору в срок не позднее трех рабочих дней со дня определения сторонами внебиржевого договора всех сведений, предусмотренных подпунктами "а" - "к" и "м" - "т" пункта 13 настоящего Положения, а в случае внесения изменений во внебиржевой договор (дополнительное соглашение) - со дня изменения соответствующих сведений.
Как установили суды по договорам, заключаемым Обществом с Покупателями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), Покупатели выбирают нефтепродукты в течение срока действия договора на АЗС, на которых осуществляется прием топливных карт. Согласно пункту 1.2 типового договора поставки (далее - Договор) ассортимент и количество товара (нефтепродукты) согласовывается сторонами в момент регистрации операций по отпуску товара в учетном терминале на АЗС. Цена на товар определяется исходя из текущей розничной цены (цена стелы), действующей на конкретной АЗС в момент получения товара (пункт 3.2. Договора, Приложение N 4 к Договору). Право собственности на товар переходит к Покупателю с момента регистрации в терминале операции по передаче (отпуску) товара на АЗС (пункт 1.3 Договора). При регистрации операции распечатывается терминальный чек, в котором указывается стоимость полученного товара, действующая на АЗС.
Договоры поставки, заключаемые Обществом с Покупателями, являются рамочными. Соглашение о таких существенных для сторон условиях, как ассортимент и количество товара, место выборки (поставки) товара (конкретная АЗС), цена товара (определяется исходя из розничной цены, действующей на АЗС в момент выборки товара) достигается сторонами непосредственно на АЗС при выборке товара, в связи с чем сделка (договор поставки) является заключенной в момент регистрации в учетном терминале (установленном на АЗС) факта отпуска товара по топливной карте. Таким образом, количество товара, переданного в рамках сделки, не достигает 60 тонн и ограничено объемом топливного бака транспортного средства.
Счет-фактура и товарная накладная по Договору (в том числе товарная накладная CSC0000000040403, нарушение порядка регистрации которой явилось основанием для привлечения Общества к административной ответственности по части 6 статьи 14.24 КоАП РФ) выставляются по итогам календарного месяца, являются сводными документами и не содержат конкретных данных в отношении каждой совершенной в течение календарного месяца сделки: местонахождения конкретной АЗС, даты получения товара, количество и ассортимент полученного на конкретной АЗС товара, цены за единицу товара (тонна) и пр. условий.
Отсутствие необходимости регистрации сводных документов подтверждается разъяснениями ФАС России (исх. N АК/21093/18 от 28.03.2018), предоставленными Обществом в материалы дела.
При этом материалами дела, в том числе объяснениями заявителя, подтверждается, что предоставление Обществом информации об отчуждаемом им количестве нефтепродуктов было направлено исключительно на обеспечение максимальной прозрачности деятельности Общества. Так при направлении на биржу сведений о реализованном количестве нефтепродуктов Общество руководствовалось разъяснениями АО "СПбМТСБ", согласно которым регистрация товарных позиций объемом менее установленного Положением значения не обязательна, но допустима (не является нарушением) - пункт 7 раздела "Общие рекомендации" Рекомендаций.
Материалами административного дела подтверждается и не опровергнуто антимонопольным органом, что исправлением N 1 к товарной накладной от 13.02.2017 Обществом были внесены изменения в товарную накладную CSC0000000040403 от 31.01.2017 в части стоимости автомобильного бензина регуляр-92 - товарная позиция N 1318473, изменения в отношении дизельного топлива в товарную накладную CSC0000000040403 от 31.01.2017 не вносились - товарная позиция N 1318472. Однако, в связи с техническим сбоем, данные о товарных позициях, указанные в товарной накладной от 13.02.2017, были направлены на биржу с указанием иного номера товарной накладной: CSC0000000042903 вместо исправления N 1 к товарной накладной CSC0000000040403 от 31.01.2017, что привело к повторной регистрации сведений о дизельном топливе.
При выявлении названной ошибки и указания неверного номера товарной накладной, Общество руководствовалось положениями раздела 4 Правил, который предусматривает возможность корректировки и удаления информации о внебиржевом договоре.
При этом Обществом учтено, что ограничения по срокам возможной корректировки информации о внебиржевых договорах, предоставляемой на биржу не установлены ни в Положении, ни в Правилах предоставления информации о заключенных не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также ведения реестра таких договоров и предоставления информации из указанного реестра, утвержденные Приказом АО "СПбМТСБ"от 19.10.2017 N 507 (далее - Правила).
В связи с изложенным, суды констатировали, что Общество при предоставлении информации с учетом последующей корректировки (заявка на удаление записи N 1318472), правомерно руководствовалось порядком предоставления информации, отраженным в Правилах, что свидетельствует о принятии заявителем всех возможных мер для соблюдения норм Правил и Положения.
С учетом вышеизложенного, является правильным вывод судов об отсутствии в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ; пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Положенные в обоснование кассационной жалобы доводы, проверенные судом кассационной инстанции в полном объеме, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой и апелляционных инстанций.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.09.2018 по делу N А56-33617/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федеральной антимонопольной службы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При выявлении названной ошибки и указания неверного номера товарной накладной, Общество руководствовалось положениями раздела 4 Правил, который предусматривает возможность корректировки и удаления информации о внебиржевом договоре.
При этом Обществом учтено, что ограничения по срокам возможной корректировки информации о внебиржевых договорах, предоставляемой на биржу не установлены ни в Положении, ни в Правилах предоставления информации о заключенных не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также ведения реестра таких договоров и предоставления информации из указанного реестра, утвержденные Приказом АО "СПбМТСБ"от 19.10.2017 N 507 (далее - Правила).
В связи с изложенным, суды констатировали, что Общество при предоставлении информации с учетом последующей корректировки (заявка на удаление записи N 1318472), правомерно руководствовалось порядком предоставления информации, отраженным в Правилах, что свидетельствует о принятии заявителем всех возможных мер для соблюдения норм Правил и Положения.
С учетом вышеизложенного, является правильным вывод судов об отсутствии в действиях Общества события вменяемого ему административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 14.24 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, и основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 211 АПК РФ; пункт 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2019 г. N Ф07-16252/18 по делу N А56-33617/2018