05 февраля 2019 г. |
Дело N А05-4419/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 05.02.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственной жилищной инспекции Архангельской области и общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.07.2018 (судья Чурова А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А05-4419/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилЦентр" (место нахождения: Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Бойчука, д. 3; ОГРН 1082902000334; ИНН 2902058080; после переименования - общество с ограниченной ответственностью "Горизонт"; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: г. Архангельск, Комсомольская ул., д. 38/1; ОГРН 1022900533050; ИНН 2926000555; далее - Инспекция) от 05.02.2018 N ОК-04/07-06/14.
Решением суда первой инстанции от 13.07.2018 заявление удовлетворено в части требования оспариваемым предписанием проведения перерасчета платы по статье "коммунальный ресурс по электроэнергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома" за май 2017 года. В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 16.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части отказа в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание в части требования о перерасчете платы по статье "коммунальный ресурс по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома" за июнь, июль 2017 года также подлежит признанию недействительным.
Инспекция в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить в части удовлетворения заявления. По мнению Инспекции, для удовлетворения заявленных Обществом требований в указанной части оснований не имеется.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Инспекцией на основании обращения гражданина, проживающего в многоквартирном доме по адресу: Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Карла Маркса, д. 9, а также распоряжения от 21.12.2017 N ОК-04/01-15/3817 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом обязательных требований жилищного законодательства при управлении этим многоквартирным домом.
В ходе проверки выявлено и отражено в акте от 26.01.2018 N ОК-04/07-01/49, что расчет платы за электроэнергию за май 2017 года и горячее водоснабжение за июнь, июль 2017 года на общедомовые нужды произведен Обществом с превышением установленных нормативов потребления.
Об устранении указанных нарушений в срок до 02.07.2018 путем перерасчета платы по статьям "коммунальный ресурс по электроэнергии в целях содержания общего имущества многоквартирного дома" и "коммунальный ресурс по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома" Инспекция выдала Обществу предписание от 05.02.2018 N ОК-04/07-06/14.
Общество, не согласившись с предписанием Инспекции, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности расчета управляющей организацией платы за электроэнергию за май 2017 года, удовлетворил заявление в этой части. Установив, что расчет платы за горячее водоснабжение за июнь, июль 2017 года должен был производиться исходя из утвержденного норматива, суд в данной части в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалобы не подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает, в частности плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно части 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи.
Как предусмотрено частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям), размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила).
Расчет размера платы за коммунальные услуги по предоставлению горячей воды и электроэнергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, определяется по формулам 11 и 12 Приложения 2 к Правилам, которыми предусмотрены такие показатели, как объем (количество) коммунального ресурса, потребленного за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, а также общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме и общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу частей 9 и 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) расходы на оплату горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017 и при первоначальном включении в плату этих расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в плату за содержание жилого помещения включены расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые на содержании общего имущества, исходя из фактического объема потребления, распределенного между всеми жилыми и нежилыми помещениями многоквартирного дома (протокол от 14.04.2017 N 24).
Судами также установлено, что постановлениями Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области от 30.05.2017 N 39-пн и N 52-пн утверждены нормативы потребления электроэнергии и горячей воды в целях содержания общего имущества многоквартирного дома на территории муниципального образования "Северодвинск".
Учитывая, что данные нормативы вступили в действие с 01.06.2017, суды пришли к выводу, что расчет платы за электроэнергию на общедомовые нужды за май 2017 года в отсутствие действующего норматива правомерно произведен Обществом исходя из фактического объема потребленного ресурса согласно решению общего собрания собственников.
Вместе с тем расчет платы за горячее водоснабжение на общедомовые нужды за июнь и июль 2017 года должен был производиться Обществом исходя из утвержденного норматива, поскольку данный норматив на тот момент уже вступил в действие.
Судами также принято во внимание, что Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 156 ЖК РФ, согласно которым общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов.
Исходя из того, что указанные изменения вступили в силу с 10.08.2017, суды пришли к выводу о том, что они не могли распространяться на решения, принятые общим собранием собственников многоквартирного дома 14.04.2017.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, суд первой инстанции признал оспариваемое предписание в части требования о проведении перерасчета платы за электроэнергию на содержание общего имущества многоквартирного дома за май 2017 года не соответствующим жилищному законодательству и нарушающим права и законные интересы заявителя, а также об отсутствии оснований для удовлетворения заявления в части требования о перерасчете платы по статье "коммунальный ресурс по горячему водоснабжению в целях содержания общего имущества многоквартирного дома" за июнь, июль 2017 года. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу N А05-4419/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Государственной жилищной инспекции Архангельской области и общества с ограниченной ответственностью "Горизонт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу частей 9 и 10 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 30.03.2016 N 73-ФЗ) расходы на оплату горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, включаются в состав платы за содержание жилого помещения с 01.01.2017 и при первоначальном включении в плату этих расходов их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 01.11.2016.
...
Судами также принято во внимание, что Федеральным законом от 29.07.2017 N 258-ФЗ "О внесении изменений в статьи 154 и 156 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 12 Федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в статью 156 ЖК РФ, согласно которым общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме предоставлено право самостоятельно определять размер расходов в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, даже при наличии утвержденных нормативов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2019 г. N Ф07-16820/18 по делу N А05-4419/2018