04 февраля 2019 г. |
Дело N А13-3733/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 04.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.07.2018 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А13-3733/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-техническая компания "Дельта", место нахождения: 162602, Вологодская обл., г. Череповец, Московский пр., д. 51, корп. А, ОГРН 1053500310258, ИНН 3528105078 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, место нахождения: 160001, г. Вологда, пр. Победы, д. 33, ОГРН 1023500884087, ИНН 3525039187 (далее - Фонд), от 21.02.2018 N 39 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части занижения базы для начисления страховых выплат в размере 48 324 руб. 64 коп. (начисления Друзьевой А.Н.) и доначисленных недоимки по страховым взносам, штрафов и пеней в размере пропорционально вышеуказанной сумме; от 21.02.2018 N 48 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части занижения базы для начисления страховых выплат в размере 48 324 руб.
64 коп. (начисления Друзьевой А.Н.) и доначисления недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пеней (штрафов) в размере пропорционально вышеуказанной сумме; от 21.02.2018 N 27 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в части некорректного исчисления пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 48 324 руб. 64 коп. (сотруднику Друзьевой А.Н) и корректировки суммы расходов на выплату страхового обеспечения, доплаты страховых взносов в размере пропорционально указанной суммы.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 11.07.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018, заявление удовлетворено частично. Признаны не соответствующими Федеральному закону от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и недействительными решение от 21.02.2018 N 39 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и решение от 21.02.2018 N 48 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части занижения базы для начисления страховых выплат в размере 48 324 руб. 64 коп. (начисления Друзьевой А.Н.) и доначисленных недоимки по страховым взносам, штрафов и пеней в размере пропорционально вышеуказанной сумме. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований Общества отказать.
По мнению подателя жалобы суммы начисленных работнику выплат (Друзьевой А.Н.), которые не приняты к зачету по результатам проверки правильности расходования средств на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежал обложению страховыми взносами в соответствии с Законом N 212-ФЗ и Законом N 125-ФЗ на общих основаниях.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что Фондом была проведена выездная проверка деятельности Общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения.
По результатам проверки Фондом составлен акт от 10.01.2018 N 2803 и приняты следующие решения:
- о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством от 21.02.2018 N 27, которым не приняты к зачету расходы в общей сумме 50 235 руб. 68 коп. в связи с нарушением законодательства об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - решение N 27), которым Обществу предложено провести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения и доплатить страховые взносы в сумме 50 235 руб. 68 коп.;
- о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 21.02.2018 N 39 (далее - решение N 39), которым Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 1456 руб.
84 коп., штраф в сумме 56 руб. 19 коп., пени 9898 руб. 22 коп.;
- об отказе в привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 21.02.2018 N 48 (далее - решение от N 48), которым Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 854 руб. 01 коп. и пени в сумме 862 руб. 50 коп.
Основанием для принятия указанных решений послужил вывод фонда о том, что пособия по уходу за ребенком Друзьевой А.Н. были выплачены Обществом с нарушением части 1, пункта 1 части 3.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), а именно неверно определено количество исключаемых календарных дней в расчетном периоде при исчислении среднего дневного заработка. Страхователем исключено из расчета 416 календарных дней, следовало исключить 219 календарных дней.
Не согласившись с решениями Фонда в части непринятия к зачету суммы 48 324 руб. 64 коп. в отношении работника Друзьевой А.Н., начисления на указанную сумму недоимки, пени штрафов в соответствующем размере, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает принятые по делу судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, по смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ во взаимосвязи с частями 2 и 3 статьи 201 названного Кодекса для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статья 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) дает определение обязательного социального страхования как системы создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем (подпункт 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
Уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (статья 20 Закона N 165-ФЗ).
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в спорный период регулировались Законом N 212-ФЗ.
Подпунктом "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Общество отнесено к плательщикам страховых взносов.
Часть 1 статьи 7 N 212-ФЗ признает объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Часть 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ определяет базу для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов как сумму выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Закона.
Часть 1 статьи 18 N 212-ФЗ обязывает плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с положениями части 1 статьи 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом о страховых взносах сроки.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Из подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ следует, что не подлежат обложению страховыми взносами, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируется Законом N 125-ФЗ.
Пункт 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ выделяет обязательное социальное страхование от несчастных случаев как самостоятельный вид социального страхования.
Страховым взносом статья 3 Закона N 125-ФЗ называет обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.
Подпункт 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ обязывает страхователя правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы.
Объектом обложения страховыми взносами пункт 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ признает выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ базой для начисления страховых взносов является суммой выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Закона.
Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен положениями статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Так, согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
С учетом указанных норм суды пришли к выводу, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком является видом страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, данные выплаты не могут быть отнесены к числу объектов обложения применительно к приведенным положениям Закона N 125-ФЗ и Закона N 212-ФЗ.
Суд кассационной инстанции считает возможным согласиться с данным выводом судов.
Правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются Законом N 255-ФЗ, статьей 3 которого предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
Страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ).
Положения аналогичного содержания закреплены и в подпункте 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ в части права страховщика на непринятие к зачету расходов на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (в том числе не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листков нетрудоспособности), к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке (пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101).
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (пункт 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Расходы, понесенные страхователем в счет начисленных страховых взносов и не принятые к зачету, являются неуплаченными страховыми взносами (статья 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются в силу части 1 статьи 13 Закона N 255-ФЗ страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен в статье 14 Закона N 255-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Как верно отметили суды, что период, учитываемый при расчете среднедневного заработка, имеет календарную продолжительность. Двойной учет календарных дней исключаемых периодов при исчислении среднего дневного заработка для исчисления пособия по уходу за ребенком Законом N 255-ФЗ не предусмотрен.
Фондом установлено, что Общество при расчете среднего дневного заработка для назначения ежемесячного пособия по уходу за ребенком Друзьевой А.Н., работающей в двух календарных годах, предшествующих году начисления страхового случая в Обществе по основанному месту работы и в ООО ПКФ "Стандарт" по внешнему совместительству, неверно определило количество исключаемых календарных дней в расчетном периоде (страхователем исключено 416 календарных дней, следовало исключить 219).
Завышение числа исключаемых календарных дней нетрудоспособности привело к занижению числа календарных дней, приходящихся на расчетный период и увеличению среднего дневного заработка и размера пособия, в связи с этим суд обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения требований Общества относительно решения Фонда N 27.
Суды правильно отметили, что то обстоятельство, что указанные выплаты были произведены Обществом застрахованному лицу в завышенном размере по сравнению с установленным порядком их исчисления, не изменяет социальной направленности произведенных выплат как вида обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Излишне выплаченные застрахованным лицам суммы пособий все равно являются пособиями, а не иными выплатами.
В данном случае у Фонда имеется право не принять к зачету излишне выплаченные Обществом суммы пособий (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2016 N 310-КГ15-19071).
Таким образом суды первой и апелляционной инстанции обоснованно признали решения Фонда N 39, от N 48 недействительными в оспариваемой Обществом части.
Доводы Фонда, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов, сводятся к неверному толкованию норм материального права. Ссылки подателя жалобы были предметом детального рассмотрения в судах обеих инстанций и последовательно отклонены. Несогласие Фонда с выводами судов, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки, не свидетельствует о существенных нарушениях судами норм права, повлиявших на исход дела и не является достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции на находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 11.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 по делу N А13-3733/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней в этом периоде, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Как верно отметили суды, что период, учитываемый при расчете среднедневного заработка, имеет календарную продолжительность. Двойной учет календарных дней исключаемых периодов при исчислении среднего дневного заработка для исчисления пособия по уходу за ребенком Законом N 255-ФЗ не предусмотрен."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2019 г. N Ф07-33/19 по делу N А13-3733/2018