05 февраля 2019 г. |
Дело N А56-72424/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Мунтян Л.Б.,
при участии от садоводческого некоммерческого товарищества "Озерное" Мурзина С.Н. (председатель), Иванова Д.А. (доверенность от 16.02.2018),
рассмотрев 05.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Озерное" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2018 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-72424/2017,
установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Озерное" (место нахождения: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос. Новое Токсово, автодорога СПб - Матокса, 25-й км; ОГРН 1024700557310; ИНН 4703026419; далее - СНТ "Озерное") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу (место нахождения: г. Санкт-Петербург, Институтский пр., д. 21, корп. Б; ОГРН 1077847120944; ИНН 7802384322; далее - Департамент) от 01.07.2016 N 08-04/2016-П.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 23.10.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СНТ "Озерное", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит неправомерные требования.
В судебном заседании представители СНТ "Озерное" поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Департамента, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Департаментом на основании приказа от 17.06.2016 N 186 в период с 29.06.2016 по 01.07.2018 проведена плановая выездная проверка СНТ "Озерное", в ходе которой выявлено и отражено в акте проверки от 01.07.2016 N 02/64, что участок площадью 0,04 га в выделе 17 квартала 1 Южного участкового лесничества Морозовского лесничества используется без соответствующих разрешительных документов.
По факту самовольного занятия лесного участка без специального разрешения Департамент постановлением от 29.07.2016 N 08-51/2016 признал СНТ "Озерное" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.9 КоАП РФ, а также выдал ему предписание от 01.07.2016 N 08-04/2016-П, которым предложил в срок до 10.07.2017 освободить лесной участок от построек, забора, оконных рам, досок.
СНТ "Озерное", не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о соответствии оспариваемого предписания лесному законодательству, в удовлетворении заявления отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно статье 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Право должностных лиц органов федерального государственного лесного надзора осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства предусмотрено пунктами 6 и 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ, подпунктами "е" и "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что лесной участок площадью 0,04 га в выделе 17 квартала 1 Южного участкового лесничества Морозовского лесничества расположен на въезде в садоводство отдельно от общего массива СНТ "Озерное". При этом на генеральном плане СНТ "Озерное" указанный земельный участок, используемый им самовольно, не отмечен.
Данные обстоятельства установлены также по делу N А56-90031/2016, в рамках которого СНТ "Озерное" оспаривало постановление Департамента от 29.07.2016 N 08-51/2016 о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие лесного участка.
Приняв во внимание указанные обстоятельства и исходя из отсутствия в деле доказательств приобретения СНТ "Озерное" права пользования указанным лесным участком, суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания лесному законодательству, а также об отсутствии оснований для признания прав и законных интересов заявителя нарушенными. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы СНТ "Озерное", изложенные в жалобе, были рассмотрены судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Несогласие подателя жалобы с выводами судов, а также иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами первой и апелляционной инстанций норм права.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 по делу N А56-72424/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества "Озерное" - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как предусмотрено частью 1 статьи 71 ЛК РФ, лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения уполномоченных в соответствии со статьями 81 - 84 данного Кодекса органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления лесного участка в безвозмездное пользование.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (в редакции, подлежащей применению к рассматриваемым правоотношениям) на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Право должностных лиц органов федерального государственного лесного надзора осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства, давать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений лесного законодательства предусмотрено пунктами 6 и 8 части 3 статьи 96 ЛК РФ, подпунктами "е" и "з" пункта 8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 февраля 2019 г. N Ф07-17666/18 по делу N А56-72424/2017