04 февраля 2019 г. |
Дело N А66-6746/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 30.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Конаковский Жилфонд" на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.07.2018 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А66-6746/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Конаковский Жилфонд", место нахождения: 171252, Тверская область, город Конаково, улица Горького, дом 5; ОГРН 1056910015084, ИНН 6911023532; (далее - Общество, ООО "Управляющая компания "Конаковский Жилфонд") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4; ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890; (далее - ГЖИ, инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 30.03.2018 N 722/ОГ-18.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.07.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение от 06.07.2018 и постановление от 27.09.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, действия управляющей компании по перерасчету платы за горячее водоснабжение за период с июля 2016 года по март 2017 года правомерны и соответствуют Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 13.02.2018 N 722/ОГ-18 в период с 05.03.2018 по 03.04.2018 с целью проверки изложенной в обращении жительницы квартиры N 76 Разживиной И.В. дома N 25 по ул. Баскакова г. Конаково Тверской области информации о неправомерном отсутствии перерасчета за полученную услугу (при имеющейся переплате указано на наличие долга), уполномоченное должностное лицо инспекции провело внеплановую документарную проверку ООО "Управляющая компания "Конаковский Жилфонд", по результатам которой составлен акт от 30.03.2018 N 722/ОГ-18 и выдано предписание от 30.03.2018 N 722/ОГ-18, которым инспекция обязала управляющую компанию в срок до 08.06.2018 прекратить нарушение требований действующего законодательства, исключить из размера платы за жилищно-коммунальные услуги собственнику помещения, расположенного по адресу: Тверская область, г. Конаково, ул. Баскакова, д. 25, кв. 76, излишне начисленную в августе 2017 года задолженность в сумме 2521,28 руб.
В ходе проверки установлено, что в связи с истечением 02.07.2016 поверочного периода по счетчикам горячего водоснабжения (далее - ГВС) потребителю произведен перерасчет платы за ГВС за период с июля 2016 года по март 2017 года, который отражен в квитанции за июль 2017 года в общей сумме 2 521,28 руб. в качестве задолженности по оплате коммунальных услуг за предыдущий период. При этом за период с 01.07.2016 по 30.09.2016 плата начислена исходя из среднемесячных значений за предшествующие 6 месяцев, с 01.10.2016 по нормативу с применением повышающего коэффициента. Также в июне 2017 года в связи с перепроверкой данных произведено доначисление платы за водоотведение.
Не согласившись с вынесенным предписанием, полагая его незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, посчитав оспариваемое предписание инспекции законным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, пришла к следующим выводам.
По смыслу статьей 198 и 201 АПК РФ условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
На основании пункта 81 названных Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Из пункта 81 (3) Правил N 354 следует, что в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81 (6) настоящих Правил.
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги (далее - перерасчет) за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил N 354. Приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Следовательно, для целей расчета размера платы с учетом ее перерасчета производится или доначисление объемов потребленной коммунальной услуги потребителю, или снятие излишне начисленных потребителю объемов коммунальной услуги в том расчетном периоде, в котором делается перерасчет.
В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82 - 84 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители).
В данном случае судами установлено, что первичный акт ввода приборов учета в эксплуатацию от 26.07.2013 подписан лично потребителем (Разживиной И.В.) и исполнителем, в акте отражено, что сроки поверки установленных в квартире приборов учета горячего водоснабжения истекают 02.07.2016.
Разживина И.В. 23.06.2017 обратилась в общество с заявкой на ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета горячего водоснабжения в своей квартире.
Актом повторного ввода приборов учета в эксплуатацию от 29.06.2017, подписанным сторонами, приборы учета со сроком поверки 23.06.2021 повторно введены в эксплуатацию.
В ходе проверки приборов учета и принятия решения о повторном их вводе в эксплуатацию, Обществом не выявлено нарушений целостности прибора учета, контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, не установлено свободного доступа к элементам коммутации прибора учета; представление потребителем сведений не соответствующих показаниям прибора учета также не установлено.
При указанном положении, при отсутствии доказательств неисправности прибора учета и расхождений между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, у исполнителя отсутствовала обязанность производить перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направлять потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявления общества правильными.
Доводы подателя жалобы, иное толкование им действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2018 по делу N А66-6746/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Конаковский жилфонд" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги (далее - перерасчет) за месяцы, предшествующие расчетному, приведен в пункте 61 Правил N 354. Приведенный в пункте 61 Правил N 354 порядок перерасчета предусматривает выявление в расчетном периоде, в котором делается перерасчет, разницы в объемах коммунального ресурса не предъявленных или, наоборот, излишне предъявленных к оплате потребителю в предыдущие расчетные периоды. В соответствии с последним предложением пункта 61 Правил N 354, если потребителем не будет доказано иное, объем коммунального ресурса в размере выявленной разницы считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
...
В соответствии с подпунктом е(1)) пункта 31, пунктами 82 - 84 Правил N 354 исполнитель коммунальных услуг обязан проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, а также проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2019 г. N Ф07-16873/18 по делу N А66-6746/2018