04 февраля 2019 г. |
Дело N А13-7257/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 30.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Вологодской области "Вологдаоблстройзаказчик" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.07.2018 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А13-7257/2018
установил:
государственное унитарное предприятие Вологодской области "Вологдаоблстройзаказчик", место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, проспект Советский, дом 34; ОГРН 1023500888113, ИНН 3525006336; (далее - предприятие, должник) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по городу Вологде N 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области Дубовиковой Ольги Владимировны, место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Петрозаводская, дом 3; (далее - судебный пристав-исполнитель) от 11.04.2018 о взыскании исполнительского сбора в сумме 10 000 руб., вынесенного в рамках исполнительного производства N 1989/18/35022-ИП.
К участию в деле привлечены в качестве соответчика Управление Федеральной службы судебных приставов по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Петрозаводская, дом 3; ОГРН 1043500095704, ИНН 3525144985; (далее - управление), а также взыскатель по исполнительному производству - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 11 по Вологодской области, место нахождения: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Герцена, дом 1; ОГРН 1043500095737, ИНН 3525022440; (далее - инспекция, взыскатель).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда о 15.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, не соответствие выводов установленным по делу обстоятельствам, просит решение от 04.07.2018 и постановление от 15.10.2018 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Инспекция заявила ходатайство и рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 28.04.2017 Арбитражным судом Вологодской области на основании вступившего в законную силу решения от 17.03.2017 по делу N А13-13320/2016 выдан исполнительный лист серии ФС N 012894974 на взыскание с предприятия в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 11 011 руб., на основании которого пристав-исполнитель вынес постановление от 07.02.2018 о возбуждении в отношении предприятия исполнительного производства N 1989/18/35022-ИП, установив должнику пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии данного постановления.
Указанное постановление получено предприятием 12.02.2018.
В связи с неисполнением предприятием в добровольном порядке в установленный срок (до 19.02.2018) требований исполнительного листа, судебный пристав-исполнитель вынес постановление от 11.04.2018 о взыскании с заявителя исполнительского сбора в сумме 10 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленного требования в связи с пропуском предприятием срока обращения в суд и отсутствием уважительных причин для его восстановления, а также в связи с отсутствием доказательств несоответствия оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя требованиям действующего законодательства.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
Сроки и порядок обжалования решений и действий (бездействий) должностных лиц службы судебных приставов определены главой 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ, Закон об исполнительном производстве).
На основании статьи 122 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 11 постановления Пленума от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" административное исковое заявление, заявление (далее - заявление) об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подается в суд, арбитражный суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов (часть 3 статьи 219 Кодекса Административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), часть 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статья 122 Закона об исполнительном производстве). Пропуск срока на обращение в суд не является основанием для отказа в принятии заявления судом общей юрисдикции или возвращения заявления арбитражным судом.
Если постановление, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя были обжалованы в порядке подчиненности, то судам общей юрисдикции следует учитывать положения части 6 статьи 219 КАС РФ о том, что несвоевременное рассмотрение или не рассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Арбитражным судам при рассмотрении указанных выше вопросов надлежит применять положения частей 6 и 8 статьи 219 КАС РФ по аналогии закона (часть 5 статьи 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного выше, поскольку Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Закон об исполнительном производстве не содержат перечня причин, при наличии которых пропущенный процессуальный срок может быть восстановлен, право признания конкретной причины уважительной в результате ее оценки принадлежит суду.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.
Как установлено судами и не оспаривается должником, оспариваемое постановление получено предприятием 16.04.2018, о чем свидетельствует входящий штамп на экземпляре постановления, имеющегося в материалах дела, тогда как заявление о признании его недействительным подано в суд через электронную систему "Мой Арбитр" 16.05.2018.
Суды не нашли оснований для удовлетворения ходатайства предприятия о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя, посчитав 0,5 месяца значительным периодом.
Правильно применив указанные выше нормы права, учитывая тот факт, что пропуск без уважительных причин срока на обжалование решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05), тогда как предусмотренный статьей 122 Закона об исполнительном производстве десятидневный срок для обжалования истек, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных предприятием требований.
Довода предприятия о незаконности постановления судебного пристава не опровергают выводы судов о пропуске срока на подачу жалобы, установленного статьей 122 Закона об исполнительном производстве.
Нормы материального права судами применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2018 по делу N А13-7257/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного унитарного предприятия Вологодской области "Вологдаоблстройзаказчик" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды не нашли оснований для удовлетворения ходатайства предприятия о восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления судебного пристава-исполнителя, посчитав 0,5 месяца значительным периодом.
Правильно применив указанные выше нормы права, учитывая тот факт, что пропуск без уважительных причин срока на обжалование решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006 N 9316/05, от 19.04.2006 N 16228/05), тогда как предусмотренный статьей 122 Закона об исполнительном производстве десятидневный срок для обжалования истек, суды пришли к верному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных предприятием требований.
Довода предприятия о незаконности постановления судебного пристава не опровергают выводы судов о пропуске срока на подачу жалобы, установленного статьей 122 Закона об исполнительном производстве."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2019 г. N Ф07-16024/18 по делу N А13-7257/2018