07 февраля 2019 г. |
Дело N А66-5878/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
рассмотрев 07.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" на решение Арбитражного суда Тверской области от 25.06.2018 (судья Рощупкин В.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 (судьи Кутузова И.В., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.) по делу N А66-5878/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго", место нахождения: 172386, Тверская область, город Ржев, улица Краностроителей, дом 32, кабинет 15, ОГРН 1176952005603, ИНН 6914019478 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Регионэнергоресурс - Тверь", место нахождения: 170040, Тверская область, город Тверь, шоссе Старицкое, дом 17, строение 1; ОГРН 1156952021313, ИНН 6950041246 (далее - Компания), об обязании Компании в течение 15 календарных дней с момента вступления решения в законную силу ввести в эксплуатацию принадлежащие ей приборы учета тепловой энергии, а также об обязании Компании осуществлять учет тепловой энергии, поступившей в ее тепловую сеть, по введенным в эксплуатацию приборам учета тепловой энергии, на основании распечаток архиватора.
Решением от 25.06.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.10.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить вынесенные судебные акты и принять новый - об удовлетворении иска.
Как полагает податель жалобы, суды не учли, что в силу норм действующего законодательства Компания, являясь теплосетевой организацией, обязана установить и ввести в эксплуатацию приборы учета тепловой энергии независимо от наличия (отсутствия) заключенного договора на оказание услуг по передаче тепловой энергии.
Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие. Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением администрации города Ржева Тверской области от 14.11.2017 N 1053 Общество является единой теплоснабжающей организацией в отношении микрорайонов "Новые краны" и "Гарнизон" (пункт 2, 2.1). Компания является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии до потребителей Общества.
В направленной Компании претензии от 19.01.2018 N 11 Общество, указывая на данные обстоятельства, а также на то, что на границе балансовой принадлежности отсутствуют введенные в установленном порядке приборы учета, предложило до 05.02.2018 ввести в эксплуатацию принадлежащие Компании приборы учета тепловой энергии, установленные на границах балансовой принадлежности либо принять в качестве расчетных приборы учета тепловой энергии, установленные в котельной Общества.
Поскольку в добровольном порядке указанные в претензии действия Компания не совершила, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском (с учетом уточнений).
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в иске. Суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае истец не доказал как нарушение своих прав, поскольку в отсутствие введенных в установленном порядке приборов учета, объем тепловой энергии определяется расчетным путем, так и возникновение обязательства на стороне ответчика на основании договора или закона, о понуждении к исполнению которого заявлен настоящий иск. Суд апелляционной инстанции посчитал, что заявленный иск является преждевременным, так как в рамках дела N А66-5244/2018 рассматривается иск об урегулировании разногласий по договору на оказание услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, которые также касаются порядка коммерческого учета тепловой энергии.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
В рассматриваемом случае исковые требования заявлены истцом на основании абзаца седьмого статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего защиту гражданских прав путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (понуждение должника совершить действия, которые он должен совершить в силу имеющегося гражданско-правового обязательства).
В то же время, учитывая статус истца как теплоснабжающей организации, а Компании - теплосетевой организации, в силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) правоотношения сторон урегулированы императивными нормами этого Закона.
Согласно пункту 11 статьи 2 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
Теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии (пункт 16 статьи 2 Закона N 190-ФЗ).
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
В силу частей 1 и 5 статьи 17 Закона N 190-ФЗ передача тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, заключенного теплосетевой организацией с теплоснабжающей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 190-ФЗ договор оказания услуг по передаче тепловой энергии является обязательным для заключения теплосетевыми организациями. Порядок заключения и исполнения такого договора устанавливается Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808.
Согласно подпункту 4 части 4 статьи 17 Закона N 190-ФЗ к существенным условиям договора оказания услуг по передаче тепловой энергии относятся обязательства сторон по оборудованию точек присоединения приборами учета, соответствующими установленным законодательством Российской Федерации требованиям, по обеспечению работоспособности приборов учета и соблюдению в течение всего срока действия такого договора требований к их эксплуатации, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования и метрологии, и изготовителем приборов учета. До исполнения данных обязательств стороны договора применяют согласованный расчетный способ определения объема переданной тепловой энергии, теплоносителя.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Закона N 190-ФЗ порядок определения количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя в целях их коммерческого учета, в том числе расчетным путем, регулируется Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 (далее - Правила N 1034).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1034 коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета.
Аналогичное условие установлено в части 2 статьи 19 Закона N 190-ФЗ.
При этом в силу части 5 статьи 19 Закона N 190-ФЗ владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) установлено, что этот Закон регулирует отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
В соответствии с частями 1, 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Как установлено пунктом 16 Правил N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.
Таким образом, Законом N 261-ФЗ обязанность по обеспечению учета тепловой энергии возложена на организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией (в данном случае истца) или ее передачу (ответчика).
В пункте 16 Правил N 1034 закреплено право этих организаций на установку приборов учета.
При этом в случае отсутствия приборов учета до их установки подлежат применению расчетные способы определения объема энергоресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, пункт 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ).
Учитывая приведенные обстоятельства, а также то, что договор, в котором установлена исключительно обязанность ответчика обеспечить учет тепловой энергии, между сторонами спора на момент принятия обжалуемых судебных актов заключен не был (преддоговорной спор рассматривается в рамках дела N А66-5244/2018), суды сделали правильный вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного Обществом иска.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 25.06.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2018 по делу N А66-5878/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частями 1, 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями названной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Как установлено пунктом 16 Правил N 1034, коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых потребителям тепловой энергии, теплоносителя, может быть организован как теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями, так и потребителями тепловой энергии.
Таким образом, Законом N 261-ФЗ обязанность по обеспечению учета тепловой энергии возложена на организации, которые осуществляют снабжение тепловой энергией (в данном случае истца) или ее передачу (ответчика).
В пункте 16 Правил N 1034 закреплено право этих организаций на установку приборов учета.
При этом в случае отсутствия приборов учета до их установки подлежат применению расчетные способы определения объема энергоресурсов (пункт 2 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, пункт 3 статьи 19 Закона N 190-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 7 февраля 2019 г. N Ф07-17474/18 по делу N А66-5878/2018