08 февраля 2019 г. |
Дело N А66-2601/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.02.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
рассмотрев 05.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2018 (судья Рощина С.Е.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу N А66-2601/2018,
установил:
Акционерное общество "Газпром газораспределение Тверь", место нахождения: 170026, город Тверь, улица Фурманова, дом 12/4, ОГРН 1026900564129, ИНН 6900000364 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, место нахождения: 170100, город Тверь, Новоторжская улица, дом 10, ОГРН 1026900559355, ИНН 6905044326 (далее - Управление), о признании незаконным требования, изложенного в письме от 17.10.2017 N 5559/03 о включении плана проведения спасательных археологических полевых работ выявленного объекта культурного наследия "Культурный слой города Твери, XV - XIX вв." в состав проектной документации на объект "Дюкерный переход среднего давления через реку Лазурь диаметром 315 мм, инв. N 100000300".
Решением суда первой инстанции от 19.04.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 26.09.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество 27.09.2017 письмом обратилось в Управление о выдаче условий на выполнение проектных и проведение строительно-монтажных работ по объекту "Дюкерный переход среднего давления через реку Лазурь диаметром 315 мм, инв. N 100000300".
Управление в ответе от 17.10.2017 N 5559/03 сообщило, что для строительства дюкерного перехода необходимо выполнить следующие условия: разработать проект дюкерного перехода, включая генплан в масштабе 1:500; в состав проекта включить план проведения спасательных археологических полевых работ и предусмотреть средства на проведение данного вида работ.
В управление представить на рассмотрение и согласование проектную документацию с планом проведения спасательных археологических полевых работ; по согласованной проектной документации до начала земляных и строительных работ обеспечить силами специализированной организации на договорной основе в полевой сезон (май - октябрь) проведение археологических исследований.
По завершении археологических исследований представить в Управление заверенный сторонами акт об их выполнении.
Общество не согласилось с требованием Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых основания для удовлетворения заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.06.02 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) установлено, что территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с названной статьей.
Положениями пункта 2 этой же статьи допускается, что в территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц.
Границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения (пункт 5 статьи 3.1 Закона N 73-ФЗ).
В силу статьи 10.1 Закона Тверской области от 23.12.2009 N 112-30 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Тверской области" уполномоченный орган в случаях, предусмотренных Федеральным законом, на основании поступивших письменных сведений об описании выявленного объекта культурного наследия, текстового и графического описания местоположения границ территории указанного объекта, а также перечня географических координат характерных точек этих границ, в течение 30 дней со дня получения указанных документов принимает решение об утверждении границ территории выявленного объекта культурного наследия.
Таким образом, как верно отмечено судами, Федеральный закон N 73-ФЗ не устанавливает обязанности повторно утверждать границы территории выявленных памятников истории и культуры, которые являлись таковыми на основании законодательных и иных правовых актов СССР и РСФСР, в соответствии с вновь введенным Федеральным законом N 73-ФЗ порядком.
В данном случае судами установлено, что "в соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры города Твери, утвержденным решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 N 26/40, приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Тверской области от 15.08.2002 N 56, указанный земельный участок расположен в границах выявленного объекта культурного наследия "Культурный слой города Твери XV - XIX в.в.", подлежащей государственной охране.
Кроме того, как следует из пояснений управления, границы культурного слоя города Твери определены в составе Проекта зон охраны памятников истории и культуры, города Твери (в графическом приложении), утвержденного решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 N 26/40 (далее - Решение N 26/40).
Приказом Комитета по охране объектов культурного наследия Тверской области от 15.08.2002 N 56 объект культурного наследия "Культурный слой города Твери, XV - XIX вв." (объект археологического наследия) внесен в Список выявленных объектов культурного наследия".
Ввиду изложенного суды сделали вывод о том, что вышеуказанные акты приняты в соответствии с законодательством, действовавшим на момент их принятия, не признаны в установленном законом порядке недействительными или недействующими, в связи с чем, основания для их неприменения в настоящее время отсутствуют.
Также суды указали, что "Проект зон охраны памятников истории и культуры города Твери, утвержденный Решением N 26/40, включен в карту градостроительного зонирования города Твери Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 (далее - Правила N 71).
Данный нормативный документ, включая интерактивную карту Проекта зон охраны, размещен на официальном сайте администрации города Твери в сети Интернет (www.tver.ru).
В результате анализа содержания графического приложения к Проекту зон охраны (с нанесенными границами в том числе культурного слоя) и ситуационного плана предполагаемого строительства от 27.09.2017 N 18/4814, приложенного Обществом, суд также установили, что земельный участок предполагаемого строительства расположен в границах объекта археологического наследия "Культурный слой города Твери, XV - XIX вв.".
Суды, исходя из изложенного, сочли, что само по себе наименование объекта "Культурный слой города Твери, XV - XIX вв." позволяет сделать вывод о том, что он расположен в границах самого города Твери.
Судебные инстанции, ссылаясь на пункт 7 статьи 20 Правил N 71 указали, что если земельный участок расположен в границах проекта зон охраны объектов культурного наследия, утвержденного Решением N 26/40, то на земельный участок и расположенные на нем объекты капитального строительства распространяется действие режимов использования земель и градостроительных регламентов, установленных указанным проектом зон охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с Проектом зон охраны памятников истории и культуры, города Твери, утвержденным Решением N 26/40, в отношении зоны культурного слоя установлен следующий режим содержания: "В зоне культурного слоя в соответствии с инструкцией МК РСФСР пункт 4.58 земляные и строительные работы всякого рода, посадки деревьев, кустов, могут быть только с разрешения органов охраны памятников и под наблюдением археологов. Археологические исследования культурного слоя должны предшествовать строительным работам."
В данном случае, суды указали, что Общество не отрицает, что строительство спорного объекта предусматривает производство земляных работ, которые уничтожат объект археологического наследия "Культурный слой города Твери" в границах участка строительства.
Согласно пункту 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.
Как правильно сочли суды, в отношении работ по сохранению объектов археологического наследия подлежат применению специальные нормы пункта 12 статьи 45 и статьи 45.1 Закона N 73-ФЗ.
Судебные инстанции, оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, правомерно признали отказ Управления обоснованным.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм вышеназванного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.04.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2018 по делу N А66-2601/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Газпром газораспределение Тверь" - без удовлетворения
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 36 Закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 Закона N 73-ФЗ требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ.
Как правильно сочли суды, в отношении работ по сохранению объектов археологического наследия подлежат применению специальные нормы пункта 12 статьи 45 и статьи 45.1 Закона N 73-ФЗ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2019 г. N Ф07-17192/18 по делу N А66-2601/2018