08 февраля 2019 г. |
Дело N А56-18735/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 08 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Михайловской Е.А., Щуриновой С.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" Сунхаровой Т.Х. (доверенность от 20.08.2018), от Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" Наровской Л.Н. (доверенность от 09.01.2019), Бас О.С. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев 07.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 (судьи Жукова Т.В., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А56-18735/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада", место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, ул. Казанская, д. 4, лит. А, пом. 3-Н, ОГРН 1147847277852, ИНН 7840510987 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 54, ОГРН 1037825019044, ИНН 7811064872 (далее - Агентство), о взыскании 615 169 руб. 74 коп. задолженности по оплате электроэнергии (в размере повышающего коэффициента к нормативу потребления коммунальной услуги) за период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Решением суда первой инстанции от 21.06.2018 (судья Сайфуллина А.Г.) иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 23.10.2018 решение суда первой инстанции от 21.06.2018 отменено, Обществу в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений к кассационной жалобе) Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 23.10.2018. Податель жалобы полагает, что Агентство представляет интересы собственника жилых помещений (Санкт-Петербурга), а значит обязано оснастить эти помещения индивидуальными приборами учета. Поскольку в жилых помещениях, являющихся собственностью Санкт-Петербурга, приборы учета электрической энергии отсутствуют, податель жалобы считает, что повышающий коэффициент, установленный к нормативу потребления коммунальных услуг, должно оплатить Агентство.
В отзыве на кассационную жалобу Агентство просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представители Агентства отклонили их.
Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в спорный период Общество осуществляло функции управляющей организации в отношении ряда многоквартирных домов, оснащенных общедомовыми приборами учета электрической энергии.
В находящихся в управлении Общества многоквартирных домах имеются жилые помещения, являющиеся собственностью города Санкт-Петербурга, в которых не установлены индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Все жилые помещения, принадлежащие городу Санкт-Петербургу, являются заселенными, то есть в отношении указанных жилых помещений заключены договоры найма жилых помещений с нанимателями.
Общество произвело расчет платы за электроэнергию, поставленную в период с 01.07.2016 по 30.11.2017 в жилые помещения, находящиеся в собственности города Санкт-Петербурга и не оборудованные индивидуальными приборами учета, с применением повышающего коэффициента. Размер платы за электроэнергию с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальной услуги составил 1 984 972 руб.15 коп. Плата за электроэнергию, начисленная нанимателям по нормативу потребления коммунальных услуг, составила 1 369 802 руб. 41 коп.
Оставшаяся часть задолженности в размере повышающего коэффициента (615 169 руб. 74 коп.) предъявлена к взысканию с Агентства, наделенного полномочиями по представлению интересов Санкт-Петербурга как собственника помещений в многоквартирных домах и обязанного, по мнению истца, оснастить спорные помещения индивидуальными приборами учета.
Апелляционный суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что Агентство не относится к лицам, обязанным оборудовать квартиры индивидуальными (квартирными) приборами учета, тогда как повышающие коэффициенты подлежат применению при начислении платы за коммунальную услугу субъектам, не исполнившим обязанность по установке приборов учета при наличии технической возможности.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда, исходя из следующего.
Правоотношения по оказанию коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
В пункте 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В силу абзаца третьего пункта 42 Правил N 354 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603) при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к данным Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с учетом повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к названным Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктом 5 статьи 13 которого установлено, что до 01.07.2012 собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Проанализировав приведенные нормативные положения, апелляционный суд сделал вывод о том, что собственники помещений в многоквартирных жилых домах обязаны до 01.07.2012 обеспечить оснащение помещений приборами учета используемых ресурсов, а в случае отсутствия таких приборов учета с 01.07.2016 при расчете платы за коммунальные услуги применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом установлено, что находящиеся в собственности Санкт-Петербурга и переданные нанимателям жилые помещение по адресам, указанным истцом в расчете, не оснащены приборами учета электроэнергии, что повлекло начисление Агентству, как представителю собственника, повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (пункты 42, 69 Правил N 354).
Как следует из части 3 статьи 153 и части 4 статьи 155 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги лишь до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Поскольку в части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункте 42 Правил N 354 говорится о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, а в настоящем случае установлено, что жилые помещения заселены нанимателями, взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника не представляется возможным. Публичный собственник не пользуется жилыми помещениями и соответствующей коммунальной услугой.
При данных обстоятельствах апелляционный суд, отменив решение суда первой инстанции, правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов апелляционного суда и установленных им фактических обстоятельств.
Нормы материального права применены апелляционным судом по отношению к установленным обстоятельствам дела правильно, выводы соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не выявлено.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционного суда от 23.10.2018 является законным и обоснованным, а кассационная жалоба Общества - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2018 по делу N А56-18735/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Применительно к обстоятельствам настоящего дела судом установлено, что находящиеся в собственности Санкт-Петербурга и переданные нанимателям жилые помещение по адресам, указанным истцом в расчете, не оснащены приборами учета электроэнергии, что повлекло начисление Агентству, как представителю собственника, повышающих коэффициентов при расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению в период с июля 2016 года по ноябрь 2017 года.
Между тем, действующее законодательство не предусматривает начисление повышающего коэффициента отдельно от начисления платы за коммунальную услугу (пункты 42, 69 Правил N 354).
Как следует из части 3 статьи 153 и части 4 статьи 155 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица несут расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги лишь до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке.
Поскольку в части 1 статьи 157 ЖК РФ и пункте 42 Правил N 354 говорится о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги для собственников помещений в многоквартирном доме, а в настоящем случае установлено, что жилые помещения заселены нанимателями, взыскание повышающего коэффициента с публичного собственника не представляется возможным. Публичный собственник не пользуется жилыми помещениями и соответствующей коммунальной услугой."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2019 г. N Ф07-16792/18 по делу N А56-18735/2018
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 275-ПЭК19
08.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16792/18
23.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19786/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18735/18