г. Санкт-Петербург |
|
23 октября 2018 г. |
Дело N А56-18735/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жуковой Т.В.
судей Поповой Н.М., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марченко Е.С.,
при участии:
от истца (заявителя): Сунхаровой Т.Х. по доверенности от 20.08.2018;
от ответчика (должника): Наровской Л.Н. по доверенности от 11.01.2018, Тимофеевой В.В. по доверенности от 09.01.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-19786/2018) Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2018 по делу N А56-18735/2018 (судья Сайфуллина А.Г.), принятое
по иску ООО "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада"
к Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
о взыскании,
установил:
Общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" (далее - истец, ООО "ЖКС Северо-Запада", управляющая организация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о взыскании с Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" (далее - ответчик, СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга", Учреждение, Агентство) 615 169 рублей 74 копеек задолженности.
Решением суда от 21.06.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, СПб ГКУ "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, на не применение закона, подлежащего применению, на неправильное истолкование закона, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на следующие обстоятельства.
СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга" не является ни собственником, ни нанимателем помещений, то есть не является потребителем коммунальных услуг. Ответчик полагает, что повышающий коэффициент к нормативу потребления коммунальных услуг не может быть применен для расчета размера платы публичному собственнику - городу Санкт-Петербургу в силу отсутствия обязанности органов государственной власти (управомоченных ими лиц) нести расходы по оплате коммунальных услуг после заселения жилых помещений нанимателями (заключения договоров найма). В данном случае все спорные помещения, по которым истцом произведено начисление повышающего коэффициента, заняты нанимателями по договорам социального найма, что истцом не оспаривалось.
Публичный собственник по смыслу Правил N 354 потребителем коммунальных услуг не является.
10.09.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ООО "ЖКС Северо-Запада" поступил отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором истец возражает против доводов апелляционной жалобы ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменений.
13.09.2018 в судебном заседании стороны остались на указанных выше правовых позициях.
В связи с необходимостью представления сторонами дополнительных пояснений по обстоятельствам дела, дополнительных доказательств апелляционный суд определением, занесенным в протокол судебного заседания, отложил рассмотрение апелляционной жалобы на 04.10.2018, обязав истца представить доказательства выставления ответчику счетов на оплату задолженности, счета энергоснабжающей организации, выставленные истцу за спорный период; ответчика - Устав Учреждения в полном объеме, договор управления со всеми приложениями, расшифровку к бюджетной росписи по расходам на содержание имущества.
01.10.2018 до судебного заседания Агентство во исполнение определения суда от 13.09.2018 представило заявление по делу, к которому приложены запрошенные апелляционным судом документы. Дополнительно ответчик пояснил, что Администрацией Невского района ежегодно выделяются бюджетные средства на оснащение приборами учета жилых помещений, находящихся в собственности Санкт-Петербурга (код 225 ОСГУ), предусмотренные целевой статьей "Расходы на содержание жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга" (код целевой статьи 990000610).
02.10.2018 до судебного заседания в канцелярию апелляционного суда от ООО "ЖКС Северо-Запада" поступили запрошенные судом документы: счета-фактуры, выставленные акционерным обществом "Петербургская сбытовая компания" (далее - АО "ПСК", гарантирующий поставщик) истцу; отчет N 819. Также к сопроводительному письму истцом приложен анализ начислений, выставленных счетов РСО и начислений потребителям по услуге электроснабжения.
04.10.2018 в судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представил письменные пояснения а также дополнительные доказательства, подтверждающие выделение из бюджета Санкт-Петербурга денежных средств по целевой статье 990000610 "Расходы на содержание жилых и нежилых помещений, являющихся собственностью Санкт-Петербурга".
В письменных пояснениях Агентство по представленному истцом анализу начислений выставленных счетов РСО и начислений потребителям по услуге электроснабжение (поадресно) указало, что в данных документах отсутствуют сведения об объеме потребления коммунальной услуги и суммы (размер платы), начисленной собственникам и нанимателям на общедомовые нужды, отсутствуют сведения об объеме и начислениях арендаторам и собственникам нежилых помещений (пункт 44 Правил N 354), начисления собственникам помещений производились управляющей организацией без применения повышающих коэффициентов.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, представил дополнения к отзыву на апелляционную жалобу.
Апелляционный суд приобщил к материалам дела представленные сторонами дополнительные доказательства.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу и пояснений, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что ООО "ЖКС Северо-Запада" является управляющей организацией в отношении спорных многоквартирных домов (далее - МКД), в которых имеются жилые помещения, являющиеся собственностью города Санкт-Петербурга.
Также сторонами не оспаривается, что все спорные МКД оснащены общедомовыми приборами учета электрической энергии. При этом индивидуальные приборы учета электрической энергии в жилых помещениях, принадлежащих городу Санкт-Петербургу, не установлены.
Между сторонами отсутствует спор по тому обстоятельству, что все жилые помещения, принадлежащие городу Санкт-Петербургу, в спорных МКД, являются заселенными, то есть в отношении указанных жилых помещений заключены договоры найма жилых помещений с нанимателями.
Истец, обращаясь с настоящим иском в суд, представил соответствующий расчет и указал на наличие у ответчика задолженности перед управляющей организацией, представляющей собой разницу между объемом и стоимостью потребленной в указанных жилых помещениях электрической энергии, исчисленной с учетом повышающего коэффициента за период с июля 2017 по ноябрь 2018, которая составила 1 984 972 рубля 15 копеек, и объемом и стоимостью потребленной электрической энергии, исчисленной без применения повышающего коэффициента (что выставляется к оплате нанимателям жилых помещений), которая составила 1 369 802 рубля 41 копейку.
Образовавшаяся разница 615 169 рублей 74 копейки является предметом взыскания.
Суд первой инстанции, посчитав исковые требования обоснованными, удовлетворил иск в полном объеме.
Статья 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции, согласно которым при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд полагает его подлежащим отмене, исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
На основании пункта 2 указанной статьи обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (подпункт 1); у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора подпункт 3); у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса (подпункт 5).
Пунктом 3 данной статьи установлено, что до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В данном случае судом установлено, что все спорные жилые помещения являются заселенными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.
Пунктом 4 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.
Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Аналогичные правила установлены в договорах управления, заключенных между истцом и ответчиком, представленных в материалы настоящего дела.
На основании пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Согласно пункту 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Пунктом 81 Правил N 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Пунктом 42 указанных Правил определено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.
В соответствии с подпунктом а(1) пункта 4 приложения 2 Правил N 354 величина повышающего коэффициента в 2016 году принимается равной 1,4, а с 01.01.2017 - 1,5.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В данном случае собственником спорных жилых помещений, не оснащенных индивидуальными приборами учета электрической энергии является город Санкт-Петербург.
Согласно пункту 1.3. Устава (новая редакция) СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга", утвержденного распоряжением Комитета по управлению городским имуществом от 19.08.2011 N 1912-рз (далее - Устав), Учреждение находится в ведении Администрации и Комитета, осуществляющих координацию деятельности Учреждения в рамках своей компетенции.
Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств в отношении Учреждения осуществляет Администрация.
В соответствии с пунктом 1.6. Устава Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Учреждения для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени субъекта Российской Федерации - города Санкт-Петербурга отвечает соответственно Администрация, осуществляющая бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которой находится Учреждение.
Из подпункта 2.1.2. Устава следует, что Учреждение создано Собственником, в том числе, для осуществления от имени Санкт-Петербурга прав и обязанностей наймодателя жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 9 статьи 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" и от 17.12.2014 N 1380 "О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Из буквального толкования положений статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, системного толкования положений Правил N 309, Правил N 354 следует, что начисление платы за коммунальные услуги с применением повышающих коэффициентов к нормативу потребления возможно только в отношении собственников жилых помещений и не может быть осуществлено в отношении нанимателей, не наделенных полномочиями по самостоятельному решению вопроса об оснащении помещений приборами учета потребляемых энергоресурсов и не несущих соответствующих обязанностей по их установке.
В свою очередь пунктом 7 статьи 12 Закона N 261-ФЗ установлена обязанность истца как лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.
В данном случае ООО "ЖКС Северо-Запада" не представило доказательств совершения указанных действий.
В соответствии с подпунктом г(1) пункта 69 Правил N 354 в платежном документе указывается размер повышающего коэффициента, предусмотренного пунктом 42 настоящих Правил, в случае применения такого повышающего коэффициента при расчете платы за соответствующую коммунальную услугу, а также размер превышения платы за соответствующую коммунальную услугу, рассчитанной с применением повышающего коэффициента над размером платы за такую коммунальную услугу, рассчитанную без учета повышающего коэффициента.
Истцом не представлены доказательства того, что спорный период ООО "ЖКС Северо-Запада" выставляло в адрес СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга" платежные документы в соответствии с подпунктом г(1) пункта 69 Правил N 354.
При этом из представленных ООО "ЖКС Северо-Запада" счетов-фактур АО "ПСК" не следует, что истцу предъявлялась к оплате стоимость электрической энергии, исчисленная гарантирующим поставщиком с применением повышающих коэффициентов в связи с отсутствием спорных жилых помещениях индивидуальных приборов учета электрической энергии.
Одновременно с указанным ответчиком представлены относимые и допустимые доказательства того, что СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга" в спорный период осуществляло действия по запрашиванию бюджетных средств, необходимых для оснащения жилых помещений, принадлежащих городу Санкт-Петербургу, индивидуальными приборами учета электрической энергии; а также по использованию выделяемых бюджетных средств для оснащения жилых помещений такими приборами учета.
Таким образом, исходя из заявленных ООО "ЖКС Северо-Запада" предмета и оснований иска, истцом не доказана обоснованность требований к СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга" ни по праву, ни по размеру.
Приведенные выше выводы апелляционного суда сформулированы с учетом правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2018 N 307-ЭС18-17104 по делу с аналогичными обстоятельствами, согласно которой ответчик, как представитель собственника спорных помещений - Санкт-Петербурга, не может быть признан лицом, нарушившим обязанности по установке приборов учета даже при наличии такой технической возможности.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.
В связи с изложенным выше решение суда первой инстанции подлежит отмене, исковые требования ООО "ЖКС Северо-Запада" к СПб ГКУ "Жилищное агентство Невское района Санкт-Петербурга" удовлетворению не подлежат, апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно части 5 указанной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением апелляционной, кассационной жалобы, распределяются по правилам, установленным настоящей статьей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.06.2018 по делу N А56-18735/2018 отменить.
В иске отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-коммунальные системы Северо-Запада" в пользу Санкт-Петербургского казенного учреждения "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга" 3 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Жукова |
Судьи |
Н.М. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-18735/2018
Истец: ООО "ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СЕВЕРО-ЗАПАДА"
Ответчик: Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение "Жилищное агентство Невского района Санкт-Петербурга"
Третье лицо: Администрация Невского района Санкт-Петербурга
Хронология рассмотрения дела:
17.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 275-ПЭК19
08.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16792/18
23.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-19786/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-18735/18