15 февраля 2019 г. |
Дело N А21-5827/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" Зубченко М.А. (доверенность от 25.05.2018 N 105),
рассмотрев 11.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2018 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А21-5827/2018,
установил:
Муниципальное предприятие коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" (место нахождения: 236023, Калининград, Советский пр., 107, ОГРН 1023900591626, ИНН 3903009923; далее - предприятие, МП "Водоканал") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением об оспаривании предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области (место нахождения: 236007, Калининград, ул. Д. Донского, 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637; далее - министерство) от 16.02.2018 N ЖК-2/280/ЖСА по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства.
Решением суда от 06.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.10.2018, предприятию отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на нарушение судами норм материального права. Предприятие настаивает на том, что в спорный период в отношении спорного объекта у гражданки Скуратовой А.М. отсутствовали жилищные права и обязанности (в соответствии с жилищным законодательством); поэтому правоотношения между указанным физическим лицом (абонентом) и предприятием подлежали регулированию не в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), а согласно требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776). Предприятие обращает внимание на то, что в спорный период спорный объект (жилой дом) имел статус незавершенного строительства и к категории жилых помещений не относился. В связи с этим, по мнению МП "Водоканал", оспариваемое предписание лишено правовых оснований.
В отзыве на жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представители министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель предприятия поддержал доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, между МП "Водоканал" и Скуратовой А.М. заключен договор от 02.02.2005 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (абонент N 22385) в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: Калининград, ул. Орудийная, 31.
В министерство поступило обращение Скуратовой А.М. (собственника указанного дома) по вопросу правильности начисления предприятием платы за холодное водоснабжение и водоотведение за период с мая 2016 года по декабрь 2017 года.
На основании указанного обращения и приказа от 01.02.2018 N 381 министерство провело внеплановую документарную проверку соблюдения нормативных требований; по итогам проверки составлен акт от 16.02.2018 N ЖК-1/381/ЖСА.
В целях устранения выявленных нарушений министерство выдало предприятию предписание от 16.02.2018 N ЖК-2/280/ЖСА, согласно которому предприятие в срок до 18.04.2018 по адресу: Калининград, Орудийная ул., 31, с августа 2017 года за весь период незаконных начислений должно произвести перерасчет платы за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению в соответствии с пунктом 59 Правил N 354, а также представить в министерство копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.
При выдаче упомянутого предписания министерство сочло предприятие нарушившим абзац второй пункта 1 и Правил N 776, а также пункта 59 Правил N 354.
Не согласившись с предписанием министерства, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у министерства правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания; суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статья 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 5 статьи 1 Закона N 416-ФЗ к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения названного Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Как указано в части 2 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство состоит из названного Кодекса, принятых в соответствии с этим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт); ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (пункты 2, 10, 11, 14).
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила N 776 распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами N 354 (абзац второй пункта 1 Правил N 776).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов (пункт 1 упомянутых Правил).
В пункте 3 Правил N 354 закреплены условия предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении). Согласно таковым коммунальные услуги предоставляются потребителям, начиная с установленного жилищным законодательством Российской Федерации момента: в частности, с момента возникновения права собственности на жилое помещение; с момента предоставления жилого помещения жилищным, жилищно-строительным кооперативом - члену жилищного, жилищно-строительного кооператива и проживающим с ним лицам; со дня заключения договора найма; со дня заключения договора аренды; со дня выдачи застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию - застройщику (лицу, обеспечивающему строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в многоквартирном доме, не переданных им иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче и пр.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) этих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
Оценив в системном единстве приведенные нормативные требования, условия договора от 02.02.2005 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (абонент N 22385) в отношении объекта незавершенного строительства по адресу: Калининград, ул. Орудийная, 31, который, как следует из акта проверки от 16.02.2018 N ЖК-1/381/ЖСА, фактически является индивидуальным жилым домом, оборудованным прибором учета холодного водоснабжения N 6173030, суды констатировали наличие как правовых, так и фактических оснований для выдачи предприятию оспариваемого предписания.
Наряду с указанными обстоятельствами суды установили, что 11.05.2011 проведена поверка прибора учета с межповерочным интервалом 6 лет; дата следующей поверки - 17.05.2017; согласно документам, представленным Скуратовой А.М., данный прибор учета поверен 04.11.2017.
Данные факты позволили судам обоснованно счесть, что в сложившейся к 2017 году ситуации в целях правильной юридической квалификации спорных правоотношений речь идет именно о плате за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении за определенный расчетный период, а не о коммерческом учете воды, сточных вод применительно к Правилам N 776 (притом что момент возникновения права собственности на жилое помещение не имеет приоритетного значения).
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных норм права в конкретном случае.
Оспариваемое предписание министерства соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 06.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А21-5827/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу муниципального предприятия коммунального хозяйства "Водоканал" городского округа "Город Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) этих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в следующих случаях и за указанные расчетные периоды: а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2019 г. N Ф07-445/19 по делу N А21-5827/2018