15 февраля 2019 г. |
Дело N А56-31499/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от товарищества собственников жилья "Виктория" Макаровой Л.И. (генеральный директор - выписка из ЕГРЮЛ, паспорт), Прохонюк Н.О. (доверенность от 01.09.2016),
рассмотрев 13.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Виктория" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2018 (судья Гуляев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-31499/2018,
установил:
Товарищество собственников жилья "Виктория", место нахождения: 188992, Ленинградская обл., г. Светлогорск, Выборгский р-н, Лесная ул., д. 13, ОГРН 1164704057803, ИНН 4704099787 (далее - Товарищество, ТСЖ "Виктория"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным распоряжения Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 78422018964 (далее - Комитет), от 31.07.2017 N 399 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области"; о признании за ТСЖ "Виктория" права управления многоквартирным домом по адресу: Ленинградская обл., г. Светлогорск, Лесная ул., д. 13 (далее - МКД) с момента государственной регистрации Товарищества, то есть с 31.05.2016; об исключении МКД из реестра лицензий Ленинградской области управляющей компании общества с ограниченной ответственностью "СЖКХ", место нахождения: 188990, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Светлогорск, Рощинская ул., д. 2 (далее - ООО "СЖКХ") с 31.05.2016.
ООО "СЖКХ" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018, в удовлетворении заявленных требований Товариществу отказано.
В кассационной жалобе ТСЖ "Виктория", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, распоряжение Комитета от 31.07.2017 N 399 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области", в соответствии с которым МКД исключен из реестра лицензий Ленинградской области ООО "СЖКХ" с 31.07.2017 не соответствуют закону, поскольку договор на управление МКД с ООО "СЖКХ" расторгнут 31.05.2016, а с 01.06.2016 функции управляющей компании осуществляет Товарищество.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Комитет возражает против ее удовлетворения.
В судебном заседании представители Товарищества поддержали приведенные в кассационной жалобе доводы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "СЖКХ" на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 06.04.2015 N 042 осуществляло управление МКД.
Решением собственников МКД, оформленного протоколом от 16.05.2016 от N 1/2016, выбран иной способ управления МКД - самим Товариществом; создано ТСЖ "Виктория"; утвержден Устав Товарищества; расторгнут договор на управление МКД с ООО "СЖКХ"; определен порядок внесения платы собственниками за коммунальные услуги путем прямых расчетов с ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с указанным решением ТСЖ "Виктория" зарегистрировано в ИФНС России по Выборгскому р-ну Ленинградской области 31.05.2016 и приступило к фактическому управлению МКД с 01.06.2016.
ТСЖ представило в Комитет (06.06.20016) и Обществу (17.05.2016) копии протокола решения общего собрания собственников, а также уведомила Комитет о том, что приступила к управлению МКД и просила оказать содействие в передаче Товариществу технической документации по МКД от Общества.
В ответе от 19.09.2016 N 01-7800/16 Комитет указал на то, что заявлений в Комитет об исключении МКД из реестра лицензий Ленинградской области от Общества не поступало.
В дальнейшем, после окончания судебного разбирательства по оспариванию решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 16.05.2016 от N 1/2016, устава ТСЖ "Виктория", записи в ЕГРЮЛ о создании ТСЖ "Виктория" (решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.03.2017 N 2-404/2017 в удовлетворении указанных требований было отказано) и подачи заявления Обществом об исключении сведений о МКД из реестра лицензий (исх. N гжило-01-7034/17-0-0 от 18.07.2017), Комитетом было издано Распоряжение от 31.07.2017 N 399 "О внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области" МКД исключен с 31.07.2017 из реестра лицензий Ленинградской области ООО "СЖКХ".
Не согласившись с указанным распоряжением Комитета в части сроков его принятия и полагая, что МКД должен был быть исключен из реестра лицензий Ленинградской области управляющей компании ООО "СЖКХ" с 31.05.2016, Товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Товарищества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Согласно части 3 статьи 198 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 31.12.2017 N 485-ФЗ) после получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции, действовавшей до приказа от 02.03.2018 N 134/пр; далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Установив, что Общество обратилось в Комитет с заявлением об исключении сведений о МКД из реестра лицензий 18.07.2017 (исх. N гжило-01-7034/17-0-0), суды пришли к правильному выводу, что основания для исключения МКД из реестра лицензий Общества ранее указанной даты (18.07.2017) у Комитета отсутствовали.
Кроме того, суды справедливо отметили, что Товарищество не указало, каким образом будут восстановлены права ТСЖ "Виктория" в случае признания оспоренного распоряжения Комитета недействительным. Результат рассмотрения настоящего спора не повлияет на гражданские права и обязанности Товарищества и Общества по вопросам содержания МКД.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ и верно применив нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суды пришли к правильному выводу, что распоряжение Комитета от 31.07.2017 N 399 соответствует действующему законодательству Российской Федерации, не нарушает права и законные интересы Товарищества, не препятствует в реализации его прав и не возлагает на него какие-либо обязанности. Ввиду отсутствия предусмотренных статьями 198, 201 АПК РФ оснований для признания незаконным оспоренного распоряжения Комитета, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявления Товарищества.
Приведенные заявителем доводы были предметом рассмотрения судами, получили надлежащую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Суд кассационной инстанции находит обжалуемые судебные акты мотивированными и обоснованными.
Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А56-31499/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Виктория" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (в редакции, действовавшей до приказа от 02.03.2018 N 134/пр; далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр.
Рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления (пункт 4 Порядка N 938/пр).
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2019 г. N Ф07-16761/18 по делу N А56-31499/2018