15 февраля 2019 г. |
Дело N А21-12053/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Чкаловск" Шаль Н.Е. (доверенность от 01.12.2017),
рассмотрев 13.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 (судья Сычевская С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 (судьи Сомова Е.А., Зотеева Л.В., Юрков И.В.) по делу N А21-12053/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ "Чкаловск", место нахождения: 236019, г. Калининград, ул. Горбунова, д. 3, ОГРН 1093925020023, ИНН 3904606922 (далее - Общество, ООО "ЖКХ "Чкаловск"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным и отмене предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, ул. Дм. Донского, д. 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 10.11.2017 N ЖК-2/827/ММС/ЖК-4114/О по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора привлечены муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть", место нахождения: 236022, г. Калининград, ул.Нарвская дом 58, ОГРН 1023901007008, ИНН 3903003375 (далее - МП "Калининградтеплосеть"), и общество с ограниченной ответственностью "РИВЦ "Симплекс", место нахождения: 236039, г. Калининград, Большая Песочная ул., д. 23, ОГРН 1173926027527, ИНН 3907014410 (далее - ООО "РИВЦ "Симплекс").
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018, заявление Общества удовлетворено, оспариваемое постановление Министерства признано недействительным и отменено.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об отказе в удовлетворении заявления. Податель жалобы настаивает на том, что система горячего водоснабжения в многоквартирном дома (далее - МКД) N 27 по ул. Беланова в г. Калининграде является централизованной системой горячего водоснабжения (закрытого типа). Данный вывод Министерство обосновывает тем, что горячая вода в спорном МКД приготавливается теплоносителем, поступившим из центральной системы теплоснабжения и холодной воды, поступавшей из сетей центрального водоснабжения, в тепловом пункте отсутствует энергоустановка с собственным источником тепла, вода для нужд горячего водоснабжения подается не из подземных источников. Поскольку, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории Калининградской области не утвержден, Министерство полагает, что расчет размера платы за горячее водоснабжение при центральном горячем водоснабжении закрытого типа должен устанавливаться, исходя из утвержденного тарифа на горячую воду.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Министерством на основании приказа от 19.10.2017 N 2419 в связи с поступлением обращения гражданина, проживающего в МКД N 27 по ул. Беланова в г. Калининграде, была проведена внеплановая документарная проверка ООО "ЖКХ "Чкаловск" по вопросу применяемого порядка расчета размера платы за горячее водоснабжение.
По результатам проверки Министерство пришло к выводу, что Обществом нарушены требования пункта 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110.
В связи с этим Министерство выдало Обществу предписание от 10.11.2017 N ЖК-2/827/ММС/ЖК-4114/О по устранению выявленных нарушений лицензионных требований, в соответствии с которым Обществу предписывалось обеспечить производство перерасчета платы за горячее водоснабжение по дому N 27 по ул. Беланова в г. Калининграде, исходя из тарифа 164,39 руб./куб.м за июнь 2017 года путем "снятия" в соответствии с требованиями жилищного законодательства.
Не согласившись указанным предписанием Министерства, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Министерства не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 названных Правил.
Пунктом 54 Правил N 354 установлено, что в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115) предусмотрено, что тепловым пунктом является комплекс устройств, который расположен в обособленном помещении, состоит из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение таких к тепловой сети, а также параметры их работоспособности, управления режимами теплопотребления, трансформации, регулирования критериев теплоносителя.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Таким образом, критерием отнесения системы горячего водоснабжения МКД к нецентрализованной является самостоятельное приготовление горячей воды, под которым следует понимать приготовление горячей воды с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников в МКД.
При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в МКД, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Исходя из того, что приготовление горячей воды в спорном МКД осуществляется с использованием индивидуального теплового пункта (далее - ИТП), позиция Министерства о необходимости взимания платы за поставленную тепловую энергию, исходя из тарифов на горячее водоснабжение при поставке горячей воды в многоквартирные дома по централизованным сетям горячего водоснабжения противоречит приведенным выше нормативным положениям.
Кроме того, суды правомерно указали на то, что тарифы, применяемые при начислении платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, являются регулируемыми ценами, в связи с этим полномочиями по их установлению наделены уполномоченные органы, а не стороны гражданско-правового оборота. В нарушении этого Министерство в оспариваемом предписании необоснованно возложило на Общество обязанность обеспечить производство перерасчета путем снятия платы за горячее водоснабжение, исходя из тарифа 164,39 руб./куб.м за июль месяц 2017 года, поскольку указанный к перерасчету тариф 164,39 руб./куб. не утверждался уполномоченными органами на данный период.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности требований Министерства, понуждающих Общество произвести перерасчет платы за спорную коммунальную услугу, исходя из тарифа 164,39 руб./куб.м за июль месяц 2017 года., в связи с чем признали незаконным оспариваемое предписание Министерства.
Приведенные в кассационной жалобе доводы Министерства являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку. По своей сути доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию Министерства с выводами судов, основанными на оценке изложенных обстоятельств и представленных сторонами доказательств.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2018 по делу N А21-12053/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 (далее - Правила N 115) предусмотрено, что тепловым пунктом является комплекс устройств, который расположен в обособленном помещении, состоит из элементов тепловых энергоустановок, обеспечивающих присоединение таких к тепловой сети, а также параметры их работоспособности, управления режимами теплопотребления, трансформации, регулирования критериев теплоносителя.
В соответствии с пунктом 12 статьи 2 Закона N 416-ФЗ нецентрализованная система горячего водоснабжения - это сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
...
При самостоятельном приготовлении горячей воды абонентом могут использоваться тепловая энергия, электрическая энергия, газ (пункт 57 Правил горячего водоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642).
В части 6 статьи 31 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что при приготовлении горячей воды с использованием нецентрализованных систем горячего водоснабжения, в том числе в МКД, тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) в соответствии с названным Федеральным законом не устанавливается, плата за потребленную горячую воду рассчитывается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 февраля 2019 г. N Ф07-15158/18 по делу N А21-12053/2017