21 февраля 2019 г. |
Дело N А66-9429/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 18.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимая Тверь Едем с Нами" на решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2018 (судья Белов О.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 (судьи Осокина Н.Н., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А66-9429/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Любимая Тверь Едем с Нами" (место нахождения: 170021, г. Тверь, Хрустальная ул., 47, пом. 1, ОГРН 1176952000312; ИНН 6952310279; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением (с учетом принятого судом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) об оспаривании постановления Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (место нахождения: 125475, Москва, Петрозаводская ул., 32А; далее - управление) от 25.05.2018 N 189 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 11.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 500 000 руб. штрафа.
Решением суда от 19.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.11.2018, оспариваемое постановление управления признано незаконным и отменено в части назначенного обществу наказания; суд изменил меру ответственности, снизил административный штраф до 250 000 руб.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Общество указывает на ошибочность вывода судов о недопустимости в рассматриваемом случае замены назначенного ему штрафа на предупреждение применительно к положениям части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Представители общества и управления, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 26.03.2018 в ходе проверки, проведенной на основании распоряжения заместителя начальника управления от 27.02.2018 N 10-1/34-02 по адресу: г. Тверь, Тверской пр., 2, государственным инспектором выявлено, что общество осуществляет регулярную перевозку пассажиров и багажа в пригородном сообщении по маршруту N 205 "Боровлево - Южный-Д - п. Литвинки- ПМК" (путевой лист от 26.03.2018 N 1754, водитель Эгамбердиев Я.Ю.) с использованием транспортного средства ПАЗ 320402-05 (регистрационный знак К 739 РТ 69) без договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (ОСАГО).
Результаты проверки отражены в акте от 26.03.2018 N 42.
Тем самым управлением констатировано нарушение обществом части 1 статьи 5 Федерального закона от 14.06.2012 N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" (далее - Закон N 67-ФЗ).
В отношении общества управлением составлен протокол об административном правонарушении от 23.05.2018 N 203 применительно к части 1 статьи 11.31 КоАП РФ; постановлением управления от 25.05.2018 N 189 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 11.31 КоАП РФ в виде 500 000 руб. штрафа.
Не согласившись с означенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела, проверили соблюдение административной процедуры и пришли к выводу о доказанных управлением событии и составе вмененного обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а равно оснований для замены административного штрафа предупреждением.
Вместе с тем суды (исходя из конкретных обстоятельств дела) сочли возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ (части 3.2 и 3.3) и снизить назначенный обществу административный штраф до 250 000 руб.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
В рассматриваемой ситуации суды правомерно указали на обязанность перевозчика страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены Законом N 67-ФЗ, а равно на запрет осуществлять перевозки пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована, и определенную ответственность перевозчика за нарушение такого запрета (части 1 и 3 статьи 5 Закона N 67-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективные признаки совершенного обществом правонарушения установлены управлением и подтверждены судами согласно имеющимся в деле доказательствам.
Статус общества как перевозчика признан судами применительно к материалам дела, пунктам 1 и 3 статьи 3 Закона N 67-ФЗ, согласуется с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Вина общества оценена судами с учетом критериев виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Соблюдение управлением административной процедуры подтверждено судами ввиду требований раздела IV КоАП РФ.
Изменение управлением меры ответственности общества мотивировано, не является абстрактным (основано на конкретных обстоятельствах дела), согласуется с превентивными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает требованиям статей 3.4, 3.5, 4.1, 4.1.1, 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности.
Возможность замены штрафа предупреждением исключена судами ввиду надлежащей оценки значимых вероятных последствий рассматриваемого правонарушения.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 19.09.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу N А66-9429/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Любимая Тверь Едем с Нами" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
...
Статус общества как перевозчика признан судами применительно к материалам дела, пунктам 1 и 3 статьи 3 Закона N 67-ФЗ, согласуется с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Вина общества оценена судами с учетом критериев виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ) как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями для соблюдения требований публичного правопорядка.
Соблюдение управлением административной процедуры подтверждено судами ввиду требований раздела IV КоАП РФ.
Изменение управлением меры ответственности общества мотивировано, не является абстрактным (основано на конкретных обстоятельствах дела), согласуется с превентивными целями административного наказания (статья 3.1 КоАП РФ), отвечает требованиям статей 3.4, 3.5, 4.1, 4.1.1, 4.5 КоАП РФ, принципам юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2019 г. N Ф07-1014/19 по делу N А66-9429/2018