21 февраля 2019 г. |
Дело N А56-45892/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от Всеволожского благотворительного фонда помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья "Ольга" Проскуриной М.Г. (доверенность от 20.01.2019),
рассмотрев 20.02.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.07.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 (судьи Протас Н.И., Семенова А.Б., Сомова Е.А.) по делу N А56-45892/2018,
установил:
Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области, место нахождения6 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1089847077000, (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Всеволожскому благотворительному фонду помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья "Ольга", место нахождения: 188644, город Всеволожск Ленинградской области, ул. Героев, д.3, к. 3, пом. 5, ОГРН 1124700000050, ИНН 4703470286, (далее - Благотворительный фонд, Организация) о взыскании неиспользованного размера субсидии в сумме 195 587 рублей.
Решением суда первой инстанции от 02.07.2018 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционного суда от 26.10.2018 указанное решение частично отменено, с Благотворительного фонда в пользу Комитета взыскана сумма неиспользованной субсидии в размере 56 756 руб. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. По мнению подателя жалобы, целевые показатели не достигнуты, полученные денежные средства не израсходованы и документы, подтверждающие расходы, в полном объеме не представлены.
В судебном заседании представитель Благотворительного фонда отклонил доводы жалобы.
Комитет извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, направил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителей, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, между Комитетом и Благотворительным фондом 05.07.2016 заключен договор N 6-н о предоставлении субсидии за счет средств областного бюджета Ленинградской области на реализацию проекта "Анимационная студия" (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 2.3. Договора перечисление денежных средств на расчетный счет Организации осуществлялось авансовым платежам в размере 100% авансирования от объема субсидии в течение 15 (пятнадцати) дней со дня подписания Договора.
Обязательства Комитетом перед Организацией по Договору исполнены. Комитет в установленный Договором срок перечислил субсидию Организации в размере 250 000 руб. (платежное поручение N 864363).
По итогам исполнения Договора при подписании Акта сдачи-приемки работ по реализации проекта "Анимационная студия" от 28.12.2016 Организация предоставила отчет о расходовании средств по Договору на сумму 54 413 руб.
В связи с отзывом 06.08.2016 лицензии у банка АО АКБ "Констанс банк" (дело о банкротстве N А56-56003/2016) и блокированием расчетного счета Организации ответчику не удалось представить доказательства исполнения обязательств по Договору в сумме 195 587 руб.
Комитет 12.02.2018 направил Организации претензию о возврате в областной бюджет Ленинградской области остатка неиспользованной субсидии в вышеуказанной сумме в течение 30 дней с момента получения претензии.
Письмом от 02.03.2018 N 7 Организация отказалась возвращать денежные средства, ссылаясь на отсутствие оснований, использование средств субсидии целевым образом и вину банка в образовании кредиторской задолженности.
Комитет обратился с настоящим заявлением в суд с требованием о взыскании суммы субсидии, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.
В соответствии с "Порядком проведения конкурсного отбора для предоставления в 2016 году субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям Ленинградской области", утвержденным приказом Комитета от 25.04.2016, и пунктом 8.1. Договора средства субсидии должны быть израсходованы в 2016 году. Не использованные в установленный договором срок остатки субсидии в размере 195 587 руб. подлежат возврату в областной бюджет Ленинградской области. В настоящее время возврат в областной бюджет Ленинградской области остатка неиспользованной субсидии в сумме 195 587 руб. не произведен, в связи с чем у Комитета как главного распорядителя бюджетных средств числится дебиторская задолженность.
Согласно акту проверки использования средств, выделенных из областного бюджета Ленинградской области в 2015 - 2016 годах Комитету, от 27.02.2018, проведенной Контрольно-счетной палатой Ленинградской области (далее - КСП), установлено, что Организацией не организован учет достижения целевых показателей использования субсидии. Следовательно, подтвердить достоверность сведений, указанных в отчете о достижении целевых показателей результативности использования субсидии по Договору, не представляется возможным.
В соответствии с условиями Договора Организация несет ответственность за достижение целевых показателей результативности использования субсидий, указанных в пункте 4.2. Договора.
Согласно пункту 6.12. Договора в случае установления по итогам проверок, проведенных Комитетом, а также уполномоченными органами финансового контроля, факта нарушения целей и условий, определенных настоящим Договором, организация возвращает в областной бюджет Ленинградской области предоставленные средства в течение месяца с момента выявления нарушений. Если по истечении указанного срока Организация отказывается добровольно возвращать субсидию, взыскания денежных средств осуществляются в судебном порядке.
На основании изложенного Комитет сделал вывод о том, что договорные обязательства Организацией не исполнены; субсидия освоена частично, что подтверждается Актом сдачи-приемки работ по реализации проекта "Анимационная студия"; у Организации перед Комитетом имеется кредиторская задолженность.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования полностью, посчитав, что выделенная из бюджета субсидия в сумме 250 000 руб. затрачена Организацией на реализацию проекта "Анимационная студия", в том числе:
- заработная плата сотрудников, задействованных в реализации проекта, по трудовым договорам на сумму 115 500 руб.;
- взносы во внебюджетные фонды с сумм заработной платы в размере 23 331 руб.;
- материалы (фотоаппарат, аккумулятор, карта памяти, штатив, микрофон, светильник и т.д.) на общую сумму 34 413 руб.;
- видеопроцессор в сумме 56 756 руб.;
- услуги по созданию и продвижению Интернет-страницы проекта в сумме 20 000 руб.
Перечисленные затраты полностью соответствуют Смете расходов, являющейся приложением N 2 к Договору. Все расходы подтверждаются первичными документами: договорами, актами оказанных услуг, накладными, бухгалтерскими справками.
При этом суд указал, что Благотворительный фонд представил в Комитет документы, подтверждающие выполнение проекта "Анимационная студия", выполнение раздела 4 договора в полном объеме, выполнение преподавателями принятых обязательств по договорам подряда, получение материальных ценностей от третьих лиц. Таким образом, выделенная субсидия была использована по целевому назначению, показатели результативности предоставления субсидий были достигнуты.
Апелляционный суд признал правомерными выводы суда первой инстанции о том, что проект "Анимационная студия" фактически реализован, целевые показатели, установленные Договором о предоставлении субсидии достигнуты.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции о доказанности факта оказания услуг трех педагогов мультстудии и бухгалтера проекта, влекущие оплату их труда в установленном в смете проекта размере в общей сумме 138 831 руб.
Вместе с тем, в части суммы 56 756 руб., составляющей стоимость видеопроцессора, апелляционный суд посчитал выводы суда первой инстанции ошибочными, в связи с чем взыскал с Благотворительного фонда в пользу Комитета сумму неиспользованной субсидии в размере 56 756 руб.
Благотворительный фонд не обжалует постановление апелляционного суда в кассационном порядке.
Комитет обжалует в кассационном порядке судебные акты в части отказа во взыскании неиспользованной субсидии в размере 138 831 руб.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Доводы подателя жалобы относительно целевых показателей результативности предоставления субсидии рассмотрены судами обеих инстанций и правомерно ими отклонены с учетом следующего.
Проект "Анимационная студия" был реализован Благотворительным фондом, который выполнил следующие работы:
- организовал работу анимационной студии на базе МОУ "СОШ N 4", что подтверждается расписанием занятий;
- создал мультфильм "Добрый дом" (на официальной странице сайта Фонда, созданной при реализации проекта);
- провел две выставки творческих работ на базе МОУ "СОШ N 4" и МДОБУ "ДСКВ N 6" г. Всеволожска, что подтверждается письмами;
- создал фотоархив процесса реализации проекта "Анимационная студия" (на официальной странице сайта Фонда, созданной при реализации проекта);
- провел праздничное мероприятие "День добра" совместно с МОУ "Лицей N 1" и МДОБУ "ДСКВ N 6" г. Всеволожска, что подтверждается письмами;
- организовали проведение репортажей о "Дне добра" и выставках с трансляцией по городскому телевидению телеканал "Всеволожский городской телеканал ВТВ", что подтверждается эфирной справкой;
- информация о проекте размещена в средствах массовой информации - газете "Всеволожск Городская Жизнь".
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан обоснованный вывод о достижении Благотворительным фондом целевых показателе результативности использования субсидии и, как следствие, выполнении условий Договора.
Таим образом, в рассматриваемом случае субсидия была получена Организацией на законных основаниях, полученные средства были использованы целевым образом, условия договора достигнуты, проект "Анимационная студия" фактически реализован.
Комитет требует вернуть неиспользованную субсидию в размере 138 831 руб. (заработная плата сотрудников, задействованных в реализации проекта, по трудовым договорам на сумму 115 500 руб. и взносы во внебюджетные фонды с сумм заработной платы в размере 23 331 руб.). Указанная сумма не была перечислена получателям из-за отзыва лицензии у обслуживающего банка АО АКБ "Констанс-банк" и блокированием расчетного счета Благотворительного фонда. Фондом с тремя педагогами и бухгалтером проекта были подписаны Дополнительные соглашения к трудовым договорам, в которых стороны договорились об оплате выполненных работ после получения денежных средств в результате процедуры банкротства банка АО АКБ "Констанс-банк".
С учетом изложенного суды обеих инстанций обоснованно указали на доказанность Благотворительным фондом факта оказания услуг трех педагогов мультстудии и бухгалтера проекта, влекущего оплату их труда в установленном размере.
При таких обстоятельствах суды обеих инстанций правомерно пришли к выводу о недоказанности Комитетом факта нарушения Благотворительным фондом условий предоставления субсидии, а также ее нецелевого использования.
Доводы кассационной жалобы Комитета относительно неправильной оценки доказательств подлежат отклонению, поскольку установление фактических обстоятельств дела, исследование и оценка доказательств является прерогативой суда первой инстанции и апелляционного суда. Ошибочного распределения бремени доказывания, а также каких-либо нарушений положений статьи 71 АПК РФ при оценки доказательств судами не допущено. Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2018 по делу N А56-45892/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по печати и связям с общественностью Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны, в частности, определять порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 21 февраля 2019 г. N Ф07-684/19 по делу N А56-45892/2018