22 февраля 2019 г. |
Дело N А56-116553/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от федерального казенного учреждения "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга" Аристарховой И.В. (доверенность от 09.01.2019 N 1), от федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" Хлуднева А.А. (доверенность от 29.12.2018 N 49), от Министерства обороны Российской Федерации Гумилиной К.А. (доверенность от 06.12.2018 N 20714/101д), от Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области Войтко А.Н. (доверенность от 29.12.2018 N 623-д),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2018 (судья Герасимова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 (судьи Жиляева Е.В., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-116553/2017,
установил:
Федеральное казенное учреждение "Военный комиссариат города Санкт-Петербурга", место нахождения: 190121, Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8/10, ОГРН 1037863008083, ИНН 7812048224 (далее - Военный комиссариат), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", место нахождения: 125009, Москва, Дегтярный пер., д. 8/3, ОГРН 1027739550156, ИНН 7705395248 (далее - Агентство), о признании отсутствующим права оперативного управления Агентства на нежилое здание общей площадью 2955,3 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001085:2046, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8/10, лит. А; признании права оперативного управления на указанное здание за Военным комиссариатом (с учетом уточнения требований).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство культуры Российской Федерации, место нахождения: 125009, Москва, Малый Гнездниковский пер., д. 7/6, стр. 1, 2, ОГРН 1087746878295, ИНН 7705851331 (далее - Минкультуры); Министерство обороны Российской Федерации, место нахождения: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Минобороны); Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, место нахождения: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества); Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, ОГРН 1047833068931, ИНН 7801267400.
Решением от 03.08.2018 признано отсутствующим право оперативного управления Агентства на спорное нежилое здание; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 данное решение оставлено без изменения.
Агентство в кассационной жалобе просит, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, отменить названные судебные акты в части удовлетворения исковых требований Военного комиссариата и отказать в иске в этой части. По мнению подателя жалобы, ошибочным является вывод судов об отнесении спорного здания к имуществу Вооруженных Сил Российской Федерации; сделка по передаче объекта в нарушение действующего порядка без согласования с уполномоченным органом является оспоримой, а не ничтожной; передача вещи в безвозмездное пользование не препятствует реализации ссудодателем права на передачу той же вещи в оперативное управление другому лицу; статья 166 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 01.09.2013, не предусматривала возможность применения судом по своей инициативе последствий недействительности сделки в целях защиты публичных интересов; возникновение у Агентства права оперативного управления в отношении спорного здания подтверждается государственной регистрацией права независимо от фактической передачи имущества; Военный комиссариат не является надлежащим истцом по требованию об оспаривании избранным им способом передачи здания Агентству.
Минобороны в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, считая выводы судов соответствующими нормам права и установленным по делу обстоятельствам.
В судебном заседании представитель Агентства поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представители Военного комиссариата, Минобороны, Управления Росимущества против удовлетворения жалобы возражали, соглашаясь с выводами судов.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 20.02.95 N 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в который включено здание, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, пр. Маклина (в настоящее время Английский пр.), д. 8/10 (дом Гильзе-фан-дер Пальса, 1902 г.).
Распоряжением Минкультуры и Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22.12.2000 N 429/1367-р за Агентством на праве оперативного управления закреплены объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения согласно прилагаемому перечню, включающему спорное здание.
17.06.2016 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) внесена запись о праве собственности Российской Федерации на здание общей площадью 2955,3 кв. м с кадастровым номером 78:32:0001085:2046, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Английский пр., д. 8/10, лит. А, а 29.07.2016 - о праве оперативного управления Агентства на здание.
Вместе с тем в указанном здании с декабря 1939 года размещается Военный комиссариат (его правопредшественник), который является территориальным органом Минобороны.
С 2000 года Военный комиссариат занимает помещения в названном здании на основании договоров от 20.03.2000 N 00-(Б)004007(14), от 17.07.2006 N 11-Б219643 безвозмездного пользования, заключенных со стороны ссудодателя Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (в настоящее время Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга). Согласно пункту 5.3 договора от 20.03.2000 N 00-(Б)004007(14) ранее между сторонами действовал договор от 29.11.93 N 00-001387(14) безвозмездного пользования нежилыми помещениями.
Военный комиссариат, ссылаясь на то, что здание с 1939 года находится в его фактическом владении и пользовании, относится к имуществу, предоставленному для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за Агентством в нарушение установленной процедуры без согласования с Минобороны и фактически во владение и пользование Агентства не передавалось, обратился в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
В силу пункта 2 раздела II Приложения 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 3020-1 исключительно к федеральной собственности относится имущество вооруженных сил.
Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны и входят в состав военных округов.
Суды, установив, что Военный комиссариат непрерывно с 1939 года занимает спорное здание, которое на момент законодательного разграничения государственной собственности также находилось в его владении и пользовании, правомерно в соответствии с приведенными выше положениями законодательства пришли к выводу, что указанный объект как относящийся к имуществу вооруженных сил не мог быть закреплен на праве оперативного управления за Агентством, не входящим в структуру органов и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных с целью обороны либо выполняющих задачи в области обороны.
Поскольку спорный объект из владения Военного комиссариата не выбывал и фактически во владение Агентства не поступал, право оперативного управления в отношении данного объекта у Агентства в силу статей 209, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации не возникло. Ввиду того, что на основании распоряжения от 22.12.2000 N 429/1367-р имущество Агентству фактически не передавалось, внесение в ЕГРП в июле 2016 года записи о праве оперативного управления Агентства в отношении здания не имеет правообразующего значения.
При таких обстоятельствах суды правомерно по иску Военного комиссариата, фактически владеющего зданием на законных основаниях, признали отсутствующим зарегистрированное право оперативного управления Агентства на этот объект.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не подтверждают законность возникновения у Агентства права оперативного управления зданием и существования этого зарегистрированного права. Сведения о том, что Агентство после издания распоряжения от 22.12.2000 N 429/1367-р и государственной регистрации права в отношении закрепленного за ним на праве оперативного управления объекта в качестве его титульного владельца осуществляло какие-либо полномочия и совершало какие-либо действия как титульный владелец, в деле отсутствуют.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2018 по делу N А56-116553/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 12 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В соответствии с пунктом 4 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 N 1609, военные комиссариаты являются территориальными органами Минобороны и входят в состав военных округов.
...
Поскольку спорный объект из владения Военного комиссариата не выбывал и фактически во владение Агентства не поступал, право оперативного управления в отношении данного объекта у Агентства в силу статей 209, 216 Гражданского кодекса Российской Федерации не возникло. Ввиду того, что на основании распоряжения от 22.12.2000 N 429/1367-р имущество Агентству фактически не передавалось, внесение в ЕГРП в июле 2016 года записи о праве оперативного управления Агентства в отношении здания не имеет правообразующего значения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2019 г. N Ф07-227/19 по делу N А56-116553/2017