25 февраля 2019 г. |
Дело N А42-3971/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 25.02.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Подвального И.О.,
рассмотрев 19.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по ОСК Северного флота на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2018 (судья Алексина Н.Ю.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 (судьи Толкунов В.М., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А42-3971/2018,
установил:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по ОСК Северного флота, место нахождения: 183034, город Мурманск, проезд Михаила Ивченко, дом 8 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлениями о признании незаконными и отмене постановлений Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Мурманской области, место нахождения: 183032, город Мурманск, Кольский проспект, дом 24-а (далее - Управление), от 24.04.2018 N 02-025/2018 и N 02-026/2018 о назначении административного наказания по части 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и прекращении производства по административному делу.
Определением суда от 19.06.2018 дела N А42-3971/2018 и N А42-3972/2018 объединены для совместного рассмотрения с присвоением делу N А42-3971/2018.
Решением суда от 17.07.2018 заявленные требования удовлетворены частично, признано незаконным и отменено постановление от 24.04.2018 N 02-026/2018, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. В части требований о прекращении производства по административному делу производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 31.10.2018 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Военной прокуратурой - войсковая часть 77940 в период с 22.03.2018 по 20.04.2018 в отношении Учреждения была проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации, жилищного законодательства Российской Федерации, законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
В ходе проверки установлено, что приказом Министерства обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано Учреждение, основным видом деятельности которого определено содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации.
С 01.04.2017 Учреждение эксплуатировало скважину в Мурманской области (скважина, расположенная в военном городке N 88А п.г.т. Ревда, координаты 68°01 39 с.ш. 34°40 58 в.д.) без специального государственного разрешения в виде лицензии, а также в отсутствие приборов учета добычи подземных вод и устройств для измерения уровней подземных вод.
По результатам проверки составлен акт от 29.03.2018 с фототаблицей.
Военный прокурор войсковой части 77940 вынес в отношении Учреждения постановление от 03.04.2018 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Также военной прокуратурой - войсковая часть 56186 в период с 26.03.2018 по 10.04.2018 проведена проверка соблюдения Учреждением требований законодательства Российской Федерации, регламентирующего порядок пользования недрами.
В ходе проверки выявлено осуществление использования артезианских скважин в Мурманской области, расположенных: в военном городке N 44 города Заполярный (с.ш. 69°25 12 в.д. 30°57 32), в военном городке N 5 н.п. Нижнее Луостари (с.ш. 69°24 45 в.д. 31°2 11), в военном городке N 9 п.г.т. Печенга (с.ш. 69°32 04 в.д. 31°10 15), без специального государственного разрешения в виде лицензии и в отсутствие приборов учета добычи подземных вод и устройств для измерения уровней подземных вод.
По результатам проверки составлен акт от 13.04.2018 с фототаблицей.
Постановлением от 29.03.2018 в отношении Учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Постановления от 29.03.2018 и 03.04.2018 переданы в Управление.
Постановлениями Управления от 24.04.2018 N 02-025/2018 и N 02-026/2018 Учреждение привлечено к административной ответственности по вышеназванной квалификации в виде административного штрафа (по каждому постановлению) в размере 400 000 руб.
Учреждение не согласилось с постановлениями Управления, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, придя к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения в части признания незаконным постановления от 24.04.2018 N 02-025/2018, в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии.
В данном случае суды установили факт использования Учреждением спорных скважин без лицензии на право пользования недрами, что образует объективную сторону вменяемого заявителю административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При указанных обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Выявленное нарушение Учреждением по существу спора не оспаривается
Довод подателя жалобы относительно малозначительности совершенного им правонарушения (статья 2.9 КоАП РФ) отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку согласно абзацу четвертому пункта 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Ввиду изложенного кассационная инстанция считает, что суды первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2018 по делу N А42-3971/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно - коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в лице филиала по ОСК Северного флота - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии.
...
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 февраля 2019 г. N Ф07-43/19 по делу N А42-3971/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-43/19
24.01.2019 Определение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3971/18
31.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-22004/18
17.07.2018 Решение Арбитражного суда Мурманской области N А42-3971/18