26 февраля 2019 г. |
Дело N А21-5491/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ИСМА" Омарова Р. (доверенность от 20.02.2019), от Калининградской областной таможни Гречухиной Е.А. (доверенность от 19.12.2018 N 80),
рассмотрев 21.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИСМА" на решение арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2018 (судья Ефименко С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 (судьи Толкунов В.М., Зотеева Л.В., Юрков И.В.) по делу N А21-5491/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИСМА", место нахождения: 236005, Калининградская обл., Гурьевский район, п. Малое Лесное, Луговая ул., 9, ОГРН 1133926020073, ИНН 3917517370 (далее - ООО "ИСМА", Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Калининградской областной таможне, место нахождения: 236016, Калининград, Артиллерийская улица, дом 26, строение 1, ОГРН 1083925999992, ИНН 3906190003 (далее - Таможня), о признании недействительными решения от 27.02.2018 N 10012000/210/270218/Т000110 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов и решения от 16.04.2018 N 10012000/РешБП2018/000037 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов ООО "ИСМА" в размере 1 378 358 руб. 51 коп.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018, Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ИСМА", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению подателя жалобы, суды не дали оценки тому обстоятельству, что спорный автомобиль был вывезен за пределы Российской Федерации в режиме реэкспорта, в связи с чем таможенные платежи не подлежат взысканию. Кроме того, судами не учтено отсутствие вины ООО "ИСМА" в вывозе тягача седельного марки VOLVO, VIN YV2ASG0A56B426446 с территории свободной экономической зоны (далее также - СЭЗ) за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза.
В возражениях на кассационную жалобу Таможня просит оставить обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представитель Таможни возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Таможней проведена камеральная таможенная проверка по вопросу соблюдения условий и ограничений, установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза в сфере таможенного регулирования, и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, при использовании транспортных средств (седельный тягач марки "VOLVO", модель "FH400", VIN: YV2ASG0A56B426446, год выпуска 2006, номер шасси: YV2ASG0A56B426446, цвет золотистый; полуприцеп-фургон рефрижераторный (R404A), м/в 23.09.2004, б/у, марка "SCHMITZ", модель "SKQ24", VIN: SMSS7480000702593, номер шасси: SMSS7480000702593, цвет синий). По результатам указанной камеральной таможенной проверки составлен акт от 27.02.2018 N 10012000/210/270218/А000110.
В ходе проверки таможенный орган установил, что товар (седельный тягач марки "VOLVO") выпущен в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны, в рамках которой таможенные пошлины, налоги не были уплачены, но установлены таможенные ограничения по эксплуатации товара, указанные в графе "А" декларации на товары (далее - ДТ) N 10012210/301116/0003537: "размещение и использование в пределах территории СЭЗ (ОЭЗ)". В графе 31 ДТ N 10012210/301116/0003537 также указано, что у автомобиля отсутствует кузов и он не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования.
По информации, содержащейся в ЦБД ЕАИС ФТС России, в отношении данного транспортного средства таможенная процедура свободной таможенной зоны не завершена. Сведения о помещении указанного транспортного средства под таможенную процедуру, отличную от таможенной процедуры свободной таможенной зоны, отсутствуют.
Согласно письмам МРЭО ГИБДД УМВД России по Калининградской области регистрационные действия с транспортным средством марки "VOLVO", модель "FH400", VIN: YV2ASG0A56B426446, не производились.
В то же время Таможней установлено, что названный автомобиль вывезен с территории ОЭЗ в Калининградской области в качестве транспортного средства международной перевозки с навешиванием на него регистрационных знаков Р 395 НМ 39 и предоставлением свидетельства о регистрации 39 17 N 894335, относящихся к другому транспортному средству, а именно: грузовому тягачу марки "VOLVO", модель "FH400", 2006 года выпуска, VIN: YV2ASG0A56B444574.
Письмом Ошмянской таможни ГТК Республики Беларусь от 28.03.2017 в адрес Таможни представлена копия постановления суда Ошмянского района Гродненской области от 10.03.2017 N 2-325/17, согласно которому ООО "ИСМА", а также водитель Общества Баталов А.В. признаны виновными в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 14.5 КоАП Республики Беларусь. При этом, как следует из представленных материалов, Обществу и его водителю вменяется факт недекларирования транспортного средства в связи с несоблюдением положений пунктов 1, 2 статьи 345 и пунктов 3, 4 статьи 350 действовавшего в рассматриваемый период Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
В связи с выявлением факта использования транспортного средства марки "VOLVO", модель "FH400", VIN: YV2ASG0A56B426446, в качестве транспортного средства международной перевозки Таможня пришла к выводу о том, что у Общества возникла обязанность по завершению таможенной процедуры СЭЗ в отношении иностранного товара и, соответственно, по уплате таможенных пошлин, налогов.
В связи с совершением с указанным товаром действий (операций), влекущих наступление обязанности и срока уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с положениями статей 9 т 12.2 Федерального закона от 10.01.2006 N 16-ФЗ "Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 16-ФЗ) Таможня приняла решение от 27.02.2018 N 10012000/210/270218/Т000110 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов.
На основании данного решения таможенным органом в адрес Общества направлено требование от 13.03.2018 N 10012000/Тр2018/0000039 об уплате таможенных платежей на общую сумму 1 368 298 руб. 16 коп., в том числе:
879 589 руб.12 коп. - ввозная таможенная пошлина, пени по ввозной таможенной пошлине - 115 350 руб. 77 коп., налог на добавленную стоимость (НДС) - 330 072 руб. 07 коп., пени по НДС - 43 286 руб. 20 коп.
В связи с неисполнением Обществом требования об уплате таможенных платежей в добровольном порядке Таможней 16.04.2018 принято решение N 10012000/РешБП2018/000037 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
Считая решения Таможни от 27.02.2018 N 10012000/210/270218/Т000110 и от 16.04.2018 N 10012000/РешБП2018/000037 незаконными, ООО "ИСМА" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции исследовали представленные в дело доказательства и доводы сторон, и пришли к выводу о наличии у таможенного органа правовых оснований для принятия оспариваемых решений, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 ТК ТС и статьей 203 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) при помещении под таможенную процедуру товары подлежат таможенному декларированию.
Согласно подпункту 5 статьи 188 ТК ТС обязанность соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре возложена на декларанта.
В силу статьи 79 ТК ТС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант и иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
В пункте 2 статьи 10 Соглашения по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (заключено в Санкт-Петербурге 18.06.2010; далее - Соглашение о СЭЗ) предусмотрено, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, сохраняют статус иностранных товаров.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 16-ФЗ с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на территории Особой экономической зоны допускается совершение операций, определяемых в соответствии с Соглашением о СЭЗ.
Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны должно быть завершено для вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, с территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (подпункт 3 пункта 2 статьи 15 Соглашения о СЭЗ).
В пункте 3 статьи 24 Соглашения о СЭЗ предусмотрено, что иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области, не могут быть вывезены с территории Калининградской области Российской Федерации на остальную часть таможенной территории таможенного союза без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, за исключением транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны в ОЭЗ в Калининградской области совершающих международные перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и государствами, не являющимися членами таможенного союза, и перевозки товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью Российской Федерации и остальной частью Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ транспортные средства для перевозки грузов, тягачи, прицепы, полуприцепы, тракторы, автобусы, воздушные суда, водные суда, железнодорожный подвижной состав (включая порожние транспортные средства), помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны, рассматриваются для таможенных целей как транспортные средства международной перевозки (далее - ТСМП) при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств и перевозок товаров, пассажиров и багажа между Калининградской областью и остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза, при соблюдении следующих условий:
1) транспортное средство зарегистрировано на территории Калининградской области;
2) транспортное средство принадлежит юридическому лицу, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области.
Товары, указанные в частях 1 и 2 данной статьи, помещенные под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, являются условно выпущенными до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза, фактического уничтожения либо отказа в пользу государства (часть 3 статьи 12.2 Закона N 16-ФЗ).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела таможенным органом и судами установлено и заявителем не оспаривается, что выпуск автомобиля (тягач седельный, марки "VOLVO", модель "FH400") в соответствии с таможенной процедурой свободной таможенной зоны осуществлен с указанием в графе 31 ДТ N 10012210/301116/0003537 ограничения - он не предназначен для эксплуатации на дорогах общего пользования; автомобиль не зарегистрирован в качестве транспортного средства на территории Калининградской области. Следовательно, с учетом приведенных выше нормативных положений Общество не вправе было вывозить и использовать спорный автомобиль в качестве транспортного средства международной перевозки при осуществлении международных перевозок товаров между территорией Калининградской области и территориями иностранных государств, а также остальной частью территории Российской Федерации через территорию иностранного государства, в том числе через территорию государства - члена Таможенного союза.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что несоблюдение условий и ограничений применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, выразившееся в использовании при осуществлении международной перевози товаров транспортного средства, выпуск которого осуществлен без права эксплуатации на дорогах общего пользования, а также в отсутствие регистрации транспортного средства на территории Калининградской области, то есть вывоз транспортного средства с территории ОЭЗ без завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, влечет за собой наступление для Общества обязанности по уплате таможенных платежей. Сроком уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в данном случае считается день вывоза транспортного средства с территории ОЭЗ в Калининградской области - 26.12.2016.
В пункте 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 3 статьи 150 Закона N 311-ФЗ до применения мер по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов таможенный орган выставляет плательщику таможенных пошлин, налогов требование об уплате таможенных платежей в соответствии со статьей 152 Закона.
В силу части 1 статьи 153 Закона N 311-ФЗ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей (уточненном требовании об уплате таможенных платежей), указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.
Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей), если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке (часть 3 статьи 153 Закона N 311-ФЗ).
С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений Закона N 311-ФЗ таможенный орган правомерно принял решение от 27.02.2018 N 10012000/210/270218/Т000110 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара "тягач седельный марки "VOLVO", модель "FH400", VIN: YV2ASG0A56B426446", помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также решение от 16.04.2018 N 10012000/РешБП2018/000037 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов ООО "ИСМА" в размере 1 378 358 руб. 51 коп.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие вины ООО "ИСМА" в несоблюдении условий таможенной процедуры свободной таможенной зоны применительно к настоящему спору не имеют правового значения. Как правильно отметил апелляционный суд, несоблюдение работниками Общества требований таможенного законодательства свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны заявителя за исполнением ими трудовых обязанностей и само по себе не освобождает ООО "ИСМА" от обязанности уплатить таможенные пошлины, налоги в связи с допущенным нарушением, как и не является основанием для признания оспариваемых решений Таможни недействительными.
Доводы Общества о прекращении обязанности по уплате таможенных платежей в связи с вывозом спорного транспортного средства в режиме реэкспорта обоснованно отклонены судами, доказательств помещения автомобиля под процедуру реэкспорта до момента нарушения условий применения процедуры свободной таможенной зоны не представлено.
Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств спора и иное толкование им положений действующего законодательства не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2018 по делу N А21-5491/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИСМА" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ИСМА", место нахождения: 236005, Калининградская обл., Гурьевский р-н, п. Малое Лесное, Луговая ул., 9, ОГРН 1133926020073, ИНН 3917517370, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции, излишне уплаченной по платежному поручению от 09.01.2019 N 1.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 1 статьи 153 Закона N 311-ФЗ при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей) в установленные сроки таможенный орган принимает решение о взыскании денежных средств со счетов плательщика в банках в бесспорном порядке в пределах сумм таможенных платежей (уточненном требовании об уплате таможенных платежей), указанных в требовании об уплате таможенных платежей, и сумм пеней, начисленных на день вынесения такого решения.
Решение о бесспорном взыскании принимается таможенным органом не позднее 60 календарных дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей (уточненного требования об уплате таможенных платежей), если у таможенного органа имеется информация о счетах плательщика в банке (часть 3 статьи 153 Закона N 311-ФЗ).
С учетом установленных обстоятельств и приведенных положений Закона N 311-ФЗ таможенный орган правомерно принял решение от 27.02.2018 N 10012000/210/270218/Т000110 о непредоставлении полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара "тягач седельный марки "VOLVO", модель "FH400", VIN: YV2ASG0A56B426446", помещенного под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также решение от 16.04.2018 N 10012000/РешБП2018/000037 о взыскании в бесспорном порядке денежных средств с банковских счетов ООО "ИСМА" в размере 1 378 358 руб. 51 коп."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 февраля 2019 г. N Ф07-907/19 по делу N А21-5491/2018