27 февраля 2019 г. |
Дело N А66-18222/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Кадулина А.В., Рудницкого Г.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РИМ" Савченко Ю.М. (доверенность от 09.01.2019), от администрации города Твери Пиуновой Н.Г. (доверенность от 01.10.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИМ" на решение Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2018 (судья Голубева Л.Ю.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 (судьи Зайцева А.Я., Зорина Ю.В., Чередина Н.В.) по делу N А66-18222/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "РИМ", место нахождения: 170001, Тверская обл., г. Тверь, пр. Калинина, д. 19, ОГРН 1116952077406, ИНН 6950143632 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконным выраженного в письме от 23.10.2017 N 01/6717-и отказа администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), в предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 69:40:0300159:929, расположенного по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., д. 39; обязании Администрации устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем направления ему проекта договора купли-продажи указанного земельного участка в течение 10 календарных дней с момента вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Новоторжская ул., д. 24, ОГРН 1026900561071, ИНН 6905003320 (далее - Министерство); Департамент архитектуры и строительства администрации города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1056900236040, ИНН 6901093788 (далее - Департамент).
Решением от 24.07.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 данное решение оставлено без изменения.
Общество в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, градостроительным планом земельного участка, утвержденным Департаментом после утверждения Генерального плана города Твери, подтверждается, что в границах спорного земельного участка отсутствуют как существующие, так и планируемые территории общего пользования; соответствие границ спорного земельного участка утвержденной документации по планировке территории подтверждается также выдачей Обществу разрешения на строительство объекта в границах данного участка; под магистральную улицу общегородского значения в развитие Генерального плана города Твери и до образования спорного участка выделен другой земельный участок (с кадастровым номером 69:40:0300159:683), с границами которого не пересекаются границы испрашиваемого участка.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что образование земельного участка в отсутствие утвержденной документации по планировке территории не свидетельствует о невозможности планируемого размещения на земельном участке территорий общего пользования в соответствии с генеральным планом поселения; предполагаемое размещение на испрашиваемом земельном участке объектов местного значения в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории является достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
Министерство в отзыве на кассационную жалобу также возражает против ее удовлетворения, считая оспариваемый отказ Администрации в предоставлении Обществу в собственность земельного участка, ограниченного в обороте, с учетом утвержденного Генерального плана города Твери соответствующим положениям земельного и градостроительного законодательства. Министерство просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом ходатайства Министерства не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании договора от 25.06.2014 N 038-з/14, соглашений от 26.06.2014, 18.12.2014 и 22.07.2015 о передаче прав и обязанностей арендатора по названному договору Общество является арендатором земельного участка площадью 56 443 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300159:929, местоположение которого установлено относительно находящегося в границах участка ориентира по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул. Данный участок предоставлен под строительство торгового комплекса на срок с 25.06.2014 до 24.06.2020.
В связи с окончанием строительства за Обществом 05.09.2017 зарегистрировано право собственности на нежилое здание торгового комплекса общей площадью 12 362,5 кв. м с кадастровым номером 69:40:0300159:1705 по адресу: г. Тверь, Оснабрюкская ул., д. 39.
Общество обратилось в Департамент управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери с заявлением от 03.10.2017 о предоставлении в собственность арендуемого земельного участка, занятого принадлежащим ему объектом недвижимости.
В ответ Администрация письмом от 23.10.2017 сообщила заявителю о невозможности предоставления земельного участка в собственность на основании пунктов 6, 17, 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным решением Тверской городской Думы от 25.12.2012 N 193 (394), указанный земельный участок предназначен (частично) под рекреационную зону - для размещения зеленых насаждений общего пользования, в связи с чем как земельный участок общего пользования ограничен в обороте и в силу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть приватизирован.
Общество, считая, что препятствий в предоставлении земельного участка ему в собственность не имеется, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 39.20 названного Кодекса, если иное не установлено данной статьей или другими федеральными законами, граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение таких земельных участков в собственность или в аренду.
Предоставление земельного участка в собственность за плату без проведения торгов осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, из которых в совокупности следует, что договор купли-продажи земельного участка может быть заключен с заявителем при отсутствии оснований, перечисленных в статье 39.16 Кодекса, для отказа в предоставлении земельного участка. При этом согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Кодекса в случае принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Согласно статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 6); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (пункт 19).
Как установлено судами по результатам всестороннего исследования и надлежащей оценки собранных по делу доказательств, часть испрашиваемого земельного участка в соответствии с утвержденным Генеральным планом города Твери предназначена для организации магистральной улицы.
По смыслу пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, относятся к земельным участкам общего пользования. Указанной нормой установлен запрет на приватизацию таких участков.
Поскольку исходя из положений статей 9, 18, 23, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и содержащий долгосрочные ориентиры их развития, суды правомерно пришли к выводу, что поскольку часть испрашиваемого земельного участка в соответствии с утвержденным Генеральным планом города Твери предназначена для размещения объекта общегородского значения (магистральной улицы), указанный участок не может быть приватизирован собственником находящегося на нем объекта недвижимости. При этом согласно пункту 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность является не только фактическое, но и предполагаемое в соответствии с документами территориального планирования размещение на участке объектов, перечисленных в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ссылки подателя жалобы на градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство подлежат отклонению, поскольку указанные документы имеют значение для оценки правомерности возведения объекта недвижимости на земельном участке, что не является предметом настоящего спора, но не для установления наличия оснований для предоставления участка в собственность.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает обжалуемые решение и постановление законными и не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 13.11.2018 N 570.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 24.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2018 по делу N А66-18222/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РИМ" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "РИМ", место нахождения: 170001, Тверская обл., г. Тверь, пр. Калинина, д. 19, ОГРН 1116952077406, ИНН 6950143632, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по кассационной жалобе.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку исходя из положений статей 9, 18, 23, 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и содержащий долгосрочные ориентиры их развития, суды правомерно пришли к выводу, что поскольку часть испрашиваемого земельного участка в соответствии с утвержденным Генеральным планом города Твери предназначена для размещения объекта общегородского значения (магистральной улицы), указанный участок не может быть приватизирован собственником находящегося на нем объекта недвижимости. При этом согласно пункту 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации достаточным основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность является не только фактическое, но и предполагаемое в соответствии с документами территориального планирования размещение на участке объектов, перечисленных в пункте 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
...
При подаче кассационной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в сумме 3000 руб. С учетом подпункта 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46, заявителю следует возвратить из федерального бюджета 1500 руб., излишне перечисленных в качестве государственной пошлины по платежному поручению от 13.11.2018 N 570."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2019 г. N Ф07-563/19 по делу N А66-18222/2017
Хронология рассмотрения дела:
27.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-563/19
25.10.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8527/18
24.07.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-18222/17
24.04.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2735/18