28 февраля 2019 г. |
Дело N А21-6317/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области Дерюгова С.А. (доверенность от 29.12.2018),
рассмотрев 27.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 (судьи Згурская М.Л., Протас Н.И., Третьякова Н.О.) по делу N А21-6317/2018,
установил:
Ватрушкин Иван Владимирович обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения от 21.12.2017 N 31687А Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области, место нахождения: 236022, Калининградская обл., Калининград, ул. Мусоргского, д. 10А, ОГРН 1103925777779, ИНН 3904999991 (далее - Инспекция), об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "БалтРусьСтрой" (далее - Общество).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области, место нахождения: 236010, Калининградская обл., Калининград, ул. Каштановая аллея, д. 28, ОГРН 1043902500069, ИНН 3905012784 (далее - Управление).
Решением суда от 23.08.2018 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 данное решение отменено и принят новый судебный акт об удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Податель жалобы ссылается на то, что в данном случае имелись основания для отказа в регистрации юридического лица, поскольку заявитель не представил документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица, и не подтвердил достоверность заявленной информации; считает, что Ватрушкин И.В. является участником и руководителем двух юридических лиц с аналогичными видами деятельности, в связи с чем он обладает признаками "массового учредителя" и не может осуществлять организационно-хозяйственные функции.
В отзыве на кассационную жалобу Ватрушкин И.В. просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции настаивал на удовлетворении кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 18.12.2017 Ватрушкин И.В., действуя как единственный учредитель и директор Общества, обратился в Инспекцию с заявлением о его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), указав место нахождения юридического лица: Калининградская обл., г. Калининград, Алданская ул., д. 38, кв. 58.
К заявлению он приложил следующие документы: решение единственного учредителя Общества Ватрушкина И.В. от 12.12.2017 N 1 об учреждении данного юридического лица и назначении генерального директора; устав Общества; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины; письменные согласия Ватрушкина И.В. и Ватрушкиной Н.С. о регистрации Общества по указанному адресу.
Рассмотрев представленные документы, Инспекция приняла решение от 21.12.2017 N 31687А об отказе в государственной регистрации юридического лица, ссылаясь на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) и на непредставление необходимых для такой регистрации документов и достоверных сведений, поскольку несмотря на предпринятые меры к неоднократным вызовам заявителя для проведения контрольного опроса Ватрушкин И.В. не явился в Инспекцию.
Решение Инспекции от 21.12.2017 N 31687А было обжаловано Ватрушкиным И.В. в вышестоящий налоговый орган - в Управление, которое своим решением от 15.02.2018 N 06-12/03586 отказало в удовлетворении данной жалобы, ссылаясь на недостоверность сведений, представленных к регистрации, и на то, что заявитель является руководителем и единственным участником двух юридических лиц, у которых отсутствуют наемные работники и в которых применяется упрощенная система налогообложения. Помимо этого оно указало на то, что не представлено согласие собственника жилого помещения, расположенного по адресу: Калининградская обл., г. Калининград, Алданская ул., д. 38, кв. 58, и не принадлежащего заявителю, на использование указанного адреса в качестве местонахождения Общества.
Ватрушкин И.В. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, считая решение Инспекции незаконным и необоснованным и нарушающим его права и законные интересы.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, признал обоснованным оспариваемое решение Инспекции, указав при этом на недоказанность заявителем как наличия у него добросовестной цели при создании Общества, так и недостаточности уже существующих двух юридических лиц, учредителем которых является он же является, для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, признал, что Инспекцией не представлены доказательства, подтверждающие недостоверность сведений для государственной регистрации Общества и что наличие других оснований для отказа в государственной регистрации в оспариваемом решении не указаны и их наличие не доказано. В связи с этим апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил требование заявителя.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены апелляционного постановления в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При этом основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц допускается только в случаях, предусмотренных законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица и уклонение от такой регистрации могут быть оспорены в суде.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Законом N 129-ФЗ.
В силу статьи 4 Закона N 129-ФЗ единый государственный реестр юридических лиц является федеральным информационным ресурсом.
В соответствии с правилами, установленными статьями 17 и 23 Закона N 129-ФЗ, основанием для государственной регистрации юридического лица является надлежащим образом поданное заявление, содержащее всю необходимую достоверную информацию.
В соответствии с пунктом "а" статьи 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в котором заявитель подтверждает, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны.
В пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа.
В силу пункта 4.4 статьи 9 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Как следует из разъяснений, приведенных в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались. Если будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично.
Пунктом 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 настоящего Закона.
В ходе судебного разбирательства стороны не оспаривали тот факт, что Ватрушкин И.В., принявший как единственный учредитель и директор Общества решение от 12.12.2017 о создании последнего и обратившийся в Инспекцию с заявлением от 18.12.2017 о государственной регистрации данного юридического лица, представил полный пакет документов в соответствии с Приложением N 20 к Приказу Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган".
В то же время представитель Инспекции, возражая против требований, ссылался на то, что основанием для вынесения регистрирующим органом оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что Ватрушкин И.В. является участником и руководителем двух юридических лиц, что, по мнению Инспекции, свидетельствует о создании Общества без цели ведения реальной хозяйственной деятельности.
Как установлено судом, в оспариваемом заявителем решении отсутствуют ссылки на нормы Закона N 129-ФЗ либо на нормы иных нормативно-правовых актов, которые были нарушены заявителем при обращении с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица", регистрирующий орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений. Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (пункт 3 части 4 статьи 201 АПК РФ).
Проанализировав приведенные правовые положения и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд правомерно признал, что наличие у регистрирующего органа сведений о том, что учредитель и генеральный директор, указанный заявителем в заявлении по форме Р11001, является руководителем еще двух юридических лиц, не предусмотрено в качестве основания для отказа в государственной регистрации Общества.
Неявка заявителя в регистрирующий орган не является достаточным основанием для вывода о непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации.
Поскольку указанные Инспекцией основания для отказа не предусмотрены указанной правовой нормой, а также в нарушение положений пункта 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в решении об отказе прямо не указаны правовые основания и допущенные нарушения, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует действующему законодательству.
У суда кассационной инстанции не имеется оснований для иной правовой оценки установленных апелляционным судом фактических обстоятельств и удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы подателя жалобы о том, что Ватрушкин И.В. является "массовым" учредителем и руководителем юридических лиц, отклоняются судом кассационной инстанции как необоснованные, поскольку они не соответствуют действующему законодательству и разъяснениям, содержащимся в письме Федеральной налоговой службы от 03.08.2016 N ГД-4-14/14126@ "О проведении работы в отношении юридических лиц, зарегистрированных после 01.08.2016 и имеющих признаки недостоверности", из содержания пункта 1 которого следует, что под "массовым" руководителем юридических лиц следует понимать лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, и выступающее в качестве таковых более чем в пяти юридических лицах; под "массовым" участником - лиц, которые являются участниками более чем в десяти юридических лицах.
Наличие у регистрирующего органа на момент подачи Ватрушкиным И.В. заявления сведений о том, что физическое лицо являлось или является руководителем и учредителем двух иных юридических лиц, не могло послужить основанием для проведения проверки достоверности сведений включаемых в ЕГРЮЛ и последующего отказа в государственной регистрации Общества.
Доводы Инспекции об отсутствии у заявителя намерения осуществлять реальную хозяйственную деятельность, а также об отклонении его действий от добросовестного поведения, ожидаемого от участников соответствующих правоотношений, носят предположительный и немотивированный характер.
В отсутствие обстоятельств, явно свидетельствующих о недобросовестном поведении Ватрушкина И.В. при создании и государственной регистрации Общества, суд апелляционной инстанции правомерно признал оспариваемый отказ в регистрации незаконным.
Суд кассационной инстанции полагает, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, апелляционным судом установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. В силу статьи 286 АПК РФ оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется. Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены апелляционного постановления, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 по делу N А56-6317/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В ходе судебного разбирательства стороны не оспаривали тот факт, что Ватрушкин И.В., принявший как единственный учредитель и директор Общества решение от 12.12.2017 о создании последнего и обратившийся в Инспекцию с заявлением от 18.12.2017 о государственной регистрации данного юридического лица, представил полный пакет документов в соответствии с Приложением N 20 к Приказу Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган".
...
Как установлено судом, в оспариваемом заявителем решении отсутствуют ссылки на нормы Закона N 129-ФЗ либо на нормы иных нормативно-правовых актов, которые были нарушены заявителем при обращении с заявлением о государственной регистрации юридического лица.
...
Неявка заявителя в регистрирующий орган не является достаточным основанием для вывода о непредставлении документов, необходимых для государственной регистрации.
Поскольку указанные Инспекцией основания для отказа не предусмотрены указанной правовой нормой, а также в нарушение положений пункта 2 статьи 23 Закона N 129-ФЗ в решении об отказе прямо не указаны правовые основания и допущенные нарушения, суд апелляционной инстанции правомерно посчитал, что оспариваемое решение Инспекции не соответствует действующему законодательству."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2019 г. N Ф07-1161/19 по делу N А21-6317/2018