28 февраля 2019 г. |
Дело N А05-5214/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 26.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу N А05-5214/2018 (судьи Тарасова О.А., Кутузова И.В., Рогатенко Л.Н.),
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - истец, Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации муниципального образования "Сефтренское", место нахождения: 165517, Архангельская область, Верхнетоемский район, поселок Зеленник, улица Советская, дом 3, ОГРН 1052904026581, ИНН 2908003881 (далее - ответчик, Администрация), о взыскании 77 550 руб. 07 коп., в том числе 73 453 руб. 62 коп. долга по договору энергоснабжения от 31.01.2018 N 93-001932 за февраль 2018 года, 4 096 руб. 45 коп. неустойки, начисленной за период с 20.03.2018 по 27.06.2018 и за период с 28.06.2018 по день фактической уплаты долга.
Решением суда первой инстанции от 14.08.2018 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 15.11.2018 решение суда первой инстанции от 14.08.2018 отменено. В удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение им норм процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемое постановление, решение суда первой инстанции оставить в силе. Как указывает податель жалобы, апелляционный суд неправильно применил нормы статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не учел бездействие Администрации, выразившееся в длительном непринятии на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Компанией (сетевая организация, на которую с 01.01.2018 возложены функции гарантирующего поставщика) и Администрацией (потребитель) 31.01.2018 заключен договор энергоснабжения N 93-001932 (далее - договор), согласно условиям которого гарантирующий поставщик обязался продавать электрическую энергию и оказывать услуги по передаче электрической энергии, а потребитель - оплачивать приобретенную электрическую энергию и иные услуги в порядке, количестве (объеме) и сроки, предусмотрены договором (пункт 1.1 договора).
Пунктом 6.1 договора сторонами согласован расчетный период - один календарный месяц.
Пунктом 6.4 договора определено, что оплата электрической энергии производится в следующем порядке:
- 1-й платеж - 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в срок до 10-го числа месяца, в котором осуществляется потребление;
- 2-й платеж - 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в срок до 25-го числа месяца, в котором осуществляется потребление;
- окончательный платеж - стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных покупателем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца в срок до 18-го числа месяца, следующего за расчетным.
В спорный период Компания осуществляла поставку энергии на объекты Администрации, указанные в договоре, а также на электрическую подстанцию п. Зеленник (наименование объекта - "КРН Ввод Верхнетоемский р-н. п. Зеленник" (далее - КРН, спорный объект), не обозначенную в договоре, заключенном сторонами.
На оплату стоимости энергии, поставленной на указанные объекты, Компания предъявила Администрации счет-фактуру от 28.02.2018 N 16-00000000021820 на сумму 105 203 руб. 61 коп.
Объем электропотребления по КРН определен как разница между головным прибором учета ("Меркурий 230" ART-00 PQC(R)SIGDN N 13191110), установленным в КРН, и объемом потребителей (юридические лица и население), с которыми Компанией заключены договоры энергоснабжения; объем электропотребления, предъявленный к оплате Администрации по точке поставки - КРН за февраль 2018 года составил 13 763 кВт (15 299 кВт - 1 536 кВт) и представляет собой объем фактических потерь электроэнергии.
Вступившим в законную силу решением Красноборского районного суда Архангельской области от 31.08.2017 по делу N 2а-387/2017 установлено, что электрическая подстанция п. Зеленника является бесхозяйным объектом, на Администрацию возложена обязанность в срок до 31.12.2017 принять установленные законодательством меры к постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества, в том числе спорного объекта.
Ссылаясь на то, что поставленная в феврале 2018 года по договору энергия Администрацией в полном объеме не оплачена, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 210 ГК РФ, разъяснениями, содержащимися в пункте 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пунктами 4, 129 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, пунктом 50 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, сославшись на бездействие ответчика, выразившееся в длительном непринятии на учет упомянутых выше объектов электросетевого хозяйства, признал Администрацию иным владельцем КНР и взыскал с ответчика спорную сумму долга.
Апелляционный суд, приняв во внимание положения пункта 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике в истолковании, приведенном в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, установил, что Администрация не является владельцем бесхозяйного объекта и у нее отсутствует установленная законом обязанность по уплате спорной суммы, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и отказал в иске.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу пункта 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Как следует из вступившего в законную силу решения Красноборского районного суда Архангельской области от 31.08.2017 по делу N 2а-387/2017, спорный объект является бесхозяйным.
Согласно пункту 4 статьи 28 Закона об электроэнергетике бремя содержания бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства возложено на организации, осуществляющие их эксплуатацию.
Законом гарантировано возмещение этих затрат посредством учета при установлении цен (тарифов) для таких организаций всех экономически обоснованных расходов, связанных с эксплуатацией таких объектов.
Бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства являются частью электросетевого хозяйства, с использованием которого сетевые организации оказывают услуги по передаче электроэнергии и получают соответствующую плату. Передача электроэнергии сетевой организацией посредством бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства является законным основанием пользования этим имуществом.
Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее эти объекты, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких объектов и получает выгоду от их эксплуатации.
Правовое регулирование, установленное Законом об электроэнергетике и постановлениями Правительства Российской Федерации, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно повлечь причинения для них убытков.
Сетевые организации обязаны передать электроэнергию до конечного потребителя, следовательно, имеют экономический интерес в пользовании бесхозяйными сетями (объектами электросетевого хозяйства) и в определении их судьбы.
В указанном выше решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отмечено, что законные основания для понуждения сетевых организаций принимать бесхозяйные сети в эксплуатацию отсутствуют.
В то же время приведенные выше законодательные нормы обеспечивают права потребителей электрической энергии, получающих энергию через бесхозяйное сетевое оборудование, возлагая соответствующие обязанности по отношению к бесхозяйным объектам электросетевого хозяйства на сетевые организации, фактически использующие такие объекты, независимо от совершения местными органами или иными лицами (субъектами электроэнергетики) каких-либо действий, направленных на оформление прав на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или передачу их на обслуживание, а также независимо от совершения субъектами электроэнергетики необходимых действий по учету соответствующих расходов в тарифах.
Вопреки выводам суда первой инстанции непринятие Администрацией мер к постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства не влечет возникновения у нее права владения спорным объектом и не накладывает на нее обязательства по уплате спорной суммы потерь.
Доказательств того, что в рассматриваемом деле имели место неправомерные действия муниципального образования "Сефтренское", которые привели к невозможности компенсации спорных затрат (потерь) методами тарифного регулирования, в материалы дела не представлено и податель жалобы на их наличие не ссылается.
Кроме того, апелляционным судом установлено и материалами дела подтверждается, что Администрация в 2018 году принимала меры по постановке на учет спорного объекта.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства не свидетельствует о неправильном применении апелляционным судом норм материального и процессуального права.
Выводы апелляционного суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу N А05-5214/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 3, литера А, помещение 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751, из федерального бюджета 821 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 12.12.2018 N 128748.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены (пункт 1 статьи 38 Закона об электроэнергетике).
В силу правовой позиции, изложенной в решении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2013 N ВАС-10864/13, издержки по эксплуатации бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства (потери) подлежат возложению на лицо, эксплуатирующее эти объекты, то есть на сетевую организацию, поскольку последняя осуществляет свою профессиональную деятельность с использованием таких объектов и получает выгоду от их эксплуатации.
Правовое регулирование, установленное Законом об электроэнергетике и постановлениями Правительства Российской Федерации, при разумном и добросовестном поведении субъектов электроснабжения не должно повлечь причинения для них убытков."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 февраля 2019 г. N Ф07-17173/18 по делу N А05-5214/2018