01 марта 2019 г. |
Дело N А44-4840/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
рассмотрев 27.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А44-4840/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Новиков Дмитрий Анатольевич, ОГРНИП 304532120800150 (далее также - Предприниматель), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное), место нахождения: 173001, г. Великий Новгород, Великая ул., д. 10, ОГРН 1145321017918, ИНН 5321173188 (далее - Управление), о признании незаконным решения от 05.03.2018 об отказе в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов в размере 124 959 руб. 06 коп. и о возложении на Управление обязанности устранить в установленном законом порядке допущенное указанным решением нарушение прав и законных интересов Предпринимателя.
Определением суда первой инстанции от 16.07.2018 по ходатайству Предпринимателя ответчик (Управление) заменен на надлежащего ответчика - государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области, место нахождения: 173016, г. Великий Новгород, ул. Зелинского, д. 9Б, ОГРН 1025300780790, ИНН 5321028857 (далее - Фонд), а также к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление и Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области, место нахождения: 173003, г. Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 62, ОГРН 1045300659997, ИНН 5321033092 (далее - Инспекция).
Предприниматель 19.07.2018 обратился в суд первой инстанции с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил признать незаконным решение Фонда от 01.03.2018 N 063F07180000185 об отказе в возврате сумм, излишне уплаченных страховых взносов в размере 124 959 руб. 06 коп., и возложить на Фонд обязанность устранить в установленном законом порядке допущенное указанным решением нарушение прав и законных интересов Предпринимателя. Данные уточнения приняты судом.
Решением суда первой инстанции от 02.08.2018 (судья Максимова Л.А.) в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю отказано.
Постановлением апелляционного суда от 13.12.2018 решение суда первой инстанции от 02.08.2018 отменено в части отказа в признании незаконным решения Фонда от 01.03.2018 N 063F07180000185 об отказе в проведении возврата 119 423 руб. 30 коп. страховых взносов и 5 492 руб. 83 коп. пеней. Указанное решение Фонда в данной части признано незаконным. Суд обязал Фонд устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Предпринимателя. В остальной части принятое по делу решение от 02.08.2018 оставлено без изменения. Кроме того, с Фонда в пользу Предпринимателя взыскано 450 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 13.12.2018 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 02.08.2018, принятое по настоящему делу.
По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к необоснованному выводу, что страховые взносы, уплаченные Предпринимателем в спорный период, подлежат возврату, поскольку сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция, раскрывающая конституционно-правовой смысл пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), не подлежит учету правоприменительными органами до дня его официального опубликования (до 02.12.2016). Кроме того, Фонд ссылаясь на положения пункта 6.1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), утверждает, что возврат переплаты страховых взносов в силу указанной нормы невозможен, так как спорная переплата учтена на лицевом счете Предпринимателя. Также Фонд считает, что апелляционному суду следовало учесть разъяснения, приведенные в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, в отношении определения базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы, в том числе упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемого постановления суда апелляционной инстанции проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Новиков Д.А. зарегистрирован в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя с 15.01.1999 за основным регистрационным номером 063001021584 и по настоящее время не утратил указанный статус.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ Новиков Д.А. зарегистрирован в качестве плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование как индивидуальный предприниматель, не производящий выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Новиков Д.А. обратился в Управление с заявлением от 20.02.2018 N 063-001-021584 о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 169 897 руб. 11 коп. по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017, считая их излишне уплаченными, поскольку при исчислении страховых взносов подлежали учету и произведенные им в спорный период расходы, а также о возврате 5 535 руб. 76 руб. пеней (том 1, л.д. 36). В указанном заявлении Новиков Д.А. просил Управление возвратить на его расчетный счет излишне уплаченные денежные средства в общей сумме 175 432 руб. 87 коп.
Решением от 01.03.2018 N 063F07180000184 Фондом на расчетный счет Предпринимателя произведен возврат излишне уплаченных страховых взносов за 2016 год в размере 50 473 руб. 81 коп.
Решением Фонда от 01.03.2018 N 063F07180000185 в возврате 124 959 руб. 06 коп. (119 423 руб. 30 коп. + 5 535 руб. 76 коп.) излишне уплаченных страховых взносов и пеней за 2014 - 2015 годы отказано со ссылкой на отсутствие у Предпринимателя переплаты за отчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.
В уведомлениях от 05.03.2018 N 18-02/562-438 Управление сообщило Предпринимателю о принятых Фондом 01.03.2018 решениях N 063F07180000184 о возврате излишне уплаченных денежных средств в размере 50 473 руб. 81 коп. и N 063F07180000185 об отказе в возврате 124 959 руб. 06 коп. излишне уплаченных страховых взносах и пеней по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017.
Не согласившись с решением Фонда от 01.03.2018 N 063F07180000185 об отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносах, Предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным и возложении на Фонд обязанности по принятию решения о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 124 959 руб. 06 коп.
Суд первой инстанции полностью отказал Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований, указав, что наличие у Предпринимателя подтвержденных расходов в спорные периоды не влияет на расчет страховых взносов и не образовывает переплату, подлежащую возврату.
Апелляционный суд изменил решение суда первой инстанции, признав решение Фонда незаконным в части отказа в проведении возврата 119 423 руб. 30 коп. страховых взносов и 5 492 руб. 83 коп. пеней, а также удовлетворил требование Предпринимателя о возложении на Фонд обязанности по устранению допущенных прав и законных интересов заявителя.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого постановления в связи со следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 01.01.2017 регулировались положениями Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом (часть 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ).
Порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, регламентирован в статье 14 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
В силу части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Как установлено судами и следует из представленных в материалы дела копий налоговых деклараций, Предприниматель в спорный период (2014 - 2015 годы) являлся плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и единого налога на вмененный доход.
Пунктом 3 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что в целях применения положений части 1.1 данной статьи доход для плательщиков страховых взносов, применяющих УСН, учитывается в соответствии со статьей 346.15 НК РФ.
Согласно статье 346.14 НК РФ налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.
Статья 346.15 указанного Кодекса устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.
В статье 346.16 НК РФ содержится перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, следовательно, изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.
Указанная правовая позиция также изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно данным, переданным Фонду налоговыми органами, в 2014 году доход Предпринимателя составил 6 599 084 руб., в 2015 году - 6 642 844 руб., страховые взносы рассчитаны им в соответствии с пунктом 2 части 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ (с величины дохода, превышающего 300 000 руб.), страховые взносы уплачены в размере 1% от суммы дохода, превышающего 300 000 руб.: за 2014 год - в размере 62 990 руб. 84 коп. (уплата произведена 12.12.2014, 13.02.2016, 25.03.2016), за 2015 год - 63 428 руб. 44 коп. (уплата произведена 31.03.2016).
Из материалов дела следует и Фондом не опровергается, что в период с 2014 года по 2015 год Предприниматель, применяя УСН, уплатил за указанные расчетные периоды страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию, исчислив их в фиксированном размере исходя из дохода, указанного в соответствующих налоговых декларациях, без учета понесенных расходов.
В этой связи Предприниматель, рассчитав сумму подлежащих уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за спорные периоды с учетом понесенных им расходов, обратился с заявлением о возврате излишне уплаченных им страховых взносов за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 250-ФЗ) решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
Как предусмотрено частью 3 статьи 21 указанного Закона, решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.
Суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что Предпринимателем произведена уплата страховых взносов за 2014-2015 годы в завышенном размере, что следует из предъявленных в дело копий платежных поручений, а также учитывая то обстоятельство, что у Новикова Д.А. не имелось недоимки за предыдущие периоды, пришел к обоснованному выводу, что излишне уплаченные страховые взносы в общей сумме 119 423 руб. 30 коп. (58 661 руб. 10 коп. - за 2014 год, 60 762 руб. 20 коп. - за 2015 год) подлежат возврату Предпринимателю.
В отношении требования заявителя о возврате пеней в сумме 5 492 руб. 83 коп. судом апелляционной инстанции установлено, что Предприниматель по квитанции от 20.06.2016 перечислил в счет оплаты пеней 5 535 руб. 76 коп. на основании полученного от Фонда извещения (том 1, л.д. 91, 94).
Согласно таблице, представленной Фондом 05.12.2018, пени в указанном размере начислены в связи с несвоевременным перечислением страховых взносов в сумме 62 990 руб. 84 коп. за 2014 год (за период с 02.04.2015 по 15.03.2016). Между тем, как установил апелляционный суд, на несвоевременно уплаченную Предпринимателем сумму страховых взносов, подлежащих уплате за 2014 год в сумме 3 175 руб. 77 коп., начислению подлежали пени лишь в размере 42 руб. 93 коп.
Довод заинтересованного лица о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении от 30.11.2016 N 27-П, подлежит применению в отношении порядка исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями только за те отчетные (расчетные) периоды, которые следуют за датой его официального опубликования, была предметом исследования судов и правомерно ими отклонена, как противоречащая статье 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
В Постановлении от 26.04.2016 N 13-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что его решение, которым подтверждается конституционность нормы именно в данном им истолковании и тем самым исключается любое иное, т.е. неконституционное, ее истолкование и применение, имеет в этой части такие же последствия, как и решение, которым норма признается не соответствующей Конституции Российской Федерации, что влечет утрату ею юридической силы, и такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как решения нормотворческого органа, а значит, такое же, как нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам судов общей юрисдикции и арбитражных судов; оно не может быть пересмотрено другими органами или преодолено путем повторного принятия отвергнутого неконституционного акта либо посредством применения нормативного правового акта в истолковании, расходящемся с его конституционно-правовым смыслом, а также обязывает всех правоприменителей, включая суды общей юрисдикции и арбитражные суды, действовать в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации.
Довод Фонда о том, что апелляционный суд неправомерно не применил при вынесении обжалуемых судебных актов правовую позицию, изложенную в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которой налоговым законодательством вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают НДФЛ, и данная позиция поддержана в решении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 N АКПИ18-273 не может быть признана обоснованной применительно к обстоятельствам настоящего дела.
Предметом разъяснения в указанном письме Министерства финансов Российской Федерации, в признании недействующим которого отказано решением Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2018 N АКПИ18-273, являлись положения главы 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие с 01.01.2017.
Несмотря на то, что страховые взносы, которые установлены Законом N 212-ФЗ по своей социальной природе и предназначению не отличаются от страховых взносов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, они не являются предметом регулирования Кодекса, а поэтому приведенная в письме Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369 правовая позиция не может быть признана применимой в отношении исчисления плательщиками единого налога по УСН страховых взносов, подлежащих уплате до 01.01.2017 в соответствии с Законом N 212-ФЗ.
Исходя из принципа юридического равенства, который обеспечивается согласно неоднократно высказываемой правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы, суды обоснованно применили к обстоятельствам рассматриваемого спора, касающегося возврата страховых взносов, излишне уплаченных заявителем в 2014 - 2015 годах, правовую позицию, изложенную в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Также не может быть признана обоснованной ссылка Фонда на пункт 6.1 статьи 78 НК РФ, введенный в действие с 01.01.2017, согласно которому возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не производится в случае, если по сообщению территориального органа управления Пенсионным фондом Российской Федерации сведения о сумме излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представлены плательщиком страховых взносов в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета и учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из материалов дела, указанное обстоятельство не являлось основанием для принятия заинтересованным лицом оспариваемого решения и не послужило препятствием для возврата Предпринимателю страховых взносов, излишне уплаченных в 2016 году.
Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения за застрахованных лиц, включая сведения о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования и сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, возложена только на страхователя.
Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории страхователей в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако в настоящем деле названные обстоятельства Фондом не доказаны и материалами дела не подтверждены. В этой связи Предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ, не относится.
У индивидуальных предпринимателей - физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, отсутствует обязанность ежегодно представлять в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе о сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, которые подлежат учету на индивидуальных лицевых счетах иных застрахованных лиц.
Из системного толкования приведенных положений Закона N 27-ФЗ и взаимосвязанных с ними положений пункта 6.1 статьи 78 НК РФ следует, что установленные Налоговым кодексом Российской Федерации ограничения по возврату переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются с 01.01.2017 в отношении тех излишне уплаченных страховых взносов, которые учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, являющихся работниками индивидуального предпринимателя.
Таким образом, следует признать, что доводы Фонда, изложенные в жалобе, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда.
Поскольку дело рассмотрено апелляционным судом полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для иной оценки доказательств и удовлетворения кассационной жалобы Фонда.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу N А44-4840/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории страхователей в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Однако в настоящем деле названные обстоятельства Фондом не доказаны и материалами дела не подтверждены. В этой связи Предприниматель к страхователям в смысле, придаваемом данному термину Законом N 27-ФЗ, не относится.
...
Из системного толкования приведенных положений Закона N 27-ФЗ и взаимосвязанных с ними положений пункта 6.1 статьи 78 НК РФ следует, что установленные Налоговым кодексом Российской Федерации ограничения по возврату переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование применяются с 01.01.2017 в отношении тех излишне уплаченных страховых взносов, которые учтены на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, являющихся работниками индивидуального предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2019 г. N Ф07-1211/19 по делу N А44-4840/2018