04 марта 2019 г. |
Дело N А21-4672/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Преснецовой Т.Г., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Балтик-Экспо" Булычева А.В. (доверенность от 18.09.2018), от Правительства Калининградской области Готовчика А.Л. (доверенность от 21.12.2018 N 66-Д),
рассмотрев 27.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик-Экспо" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2017 (судья Лобанова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 (судьи Тимухина И.А., Жиляева Е.В., Полубехина Н.С.) по делу N А21-4672/2015,
установил:
Открытое акционерное общество "Балтик-Экспо", место нахождения: 236000, Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3 А, ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884 (далее - Общество) и чехословацкое акционерное общество "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS a.s.", место нахождения: Чешская Республика, Прага, Жеротинова 32, 130 00, регистрационный номер 02561492 (далее - Компания), обратились в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным и недействующим постановления от 25.03.2015 N 156 Правительства Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининградская обл., Калининград, ул. Дмитрия Донского, д. 1, ОГРН 1023900771300, ИНН 3905015665, "Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" (далее - Постановление N 156); обязании Правительства Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в течение 10 рабочих дней после вступления решения по настоящему делу в законную силу отменить Постановление N 156, запретить ему осуществлять обустройство и строительство пешеходных дорожек без строительства пешеходного надземного перехода через Московский пр., соединяющий Зарайскую ул., наб. Генерала Трибуца, наб. Генерала Карбышева, на земельном участке площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18 по адресу: Калининград, Московский р-н, Октябрьская ул., д. 3а; обязании погасить регистрационную запись от 30.04.2015 N 39-39/001/007/2015-7540/1 в Едином государственном реестре прав на недвижимость (далее - ЕГРН) в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калининградской области, место нахождения: 236040, Калининградская обл., Калининград, ул. Генерала Соммера, д. 27, ОГРН 1043902855446, ИНН 3906131304 (далее - Управление Росреестра); признать незаконным решение об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18 согласно Постановлению N 156; погасить регистрационные записи в ЕГРН в Управления Росреестра об изъятии для государственных нужд здания выставочного павильона общей площадью 1 927,8 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:40, расположенного по адресу: Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, и выставочного комплекса общей площадью 3 045,2 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:52, расположенного по этому же адресу.
Данному делу присвоен N А21-4672/2015.
Кроме того, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и недействующим постановления от 22.05.2017 N 243 Правительства Калининградской области "О внесении изменений в постановление Правительства Калининградской области от 25.03.2015 N 156" (далее - Постановление N 243); обязании Правительства Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в течение 10 рабочих дней после вступления решения в законную силу и отменить оспариваемое постановление.
Указанному делу присвоен N А21-4560/2017.
Определением суда от 23.06.2017 указанные выше дела N А21-4672/2015 и А21-4560/2017 объединены в одно производство с присвоением ему N А21- 4672/2015.
В ходе рассмотрения спора заявители в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнили требования и просили суд:
- признать незаконным Постановление N 156 с изменениями и дополнениями, внесенными в него постановлением Правительства N 243, в частях, касающихся как приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18" об изъятии здания выставочного павильона с кадастровым номером 39:15:140302:40, выставочного комплекса с кадастровым номером 39:15:140302:52, административного здания с кадастровым номером 39:15:140302:160, так и приложения "Границы земельного участка площадью 8 749 кв.м, являющегося частью земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18" в части, касающейся координат поворотных точек и красных линий изымаемого участка;
- признать незаконным и недействующим Постановление N 243 в части, касающейся приложения "Границы земельного участка площадью 8 749 кв.м, являющегося частью земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18" и координат поворотных точек и красных линий, указанных в нем;
- обязать Правительство Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителей в течение 10 рабочих дней после вступления решения по настоящему делу в законную силу, а именно: отменить Постановление N 156 в оспариваемой части с исключением из приложения "Перечень объектов недвижимого имущества, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18", следующих объектов недвижимости: здания выставочного павильона с кадастровым номером 39:15:140302:40, выставочного комплекса с кадастровым номером 39:15:140302:52, административного здания с кадастровым номером 39:15:140302:160 по адресу: Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, а из приложения "Границы земельного участка площадью 8 749 кв.м, являющегося частью земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18" - координат поворотных точек и красных линий, указанных в нем;
- отменить Постановление N 243 в оспариваемой части, исключив из приложения ""Границы земельного участка площадью 8 749 кв.м, являющегося частью земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18" координаты поворотных точек и красные линии.
Помимо этого заявители просили устранить допущенные нарушения их прав и законных интересов, а именно:
- запретить Правительству Калининградской области обустройство и строительство пешеходных дорожек без обустройства и строительства пешеходного надземного перехода через Московский пр., соединяющий Зарайскую ул., наб. Генерала Трибуца, наб. Генерала Карбышева, на земельном участке площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18, считая, что они необоснованно препятствуют реконструкции согласно постановлению мэра Калининграда от 09.04.2003 N 73;
- обязать погасить осуществленные согласно Постановлению N 156 регистрационные записи в ЕГРН от 30.04.2015 об изъятии для государственных нужд земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18, здания выставочного павильона общей площадью 1 927,8 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:40, выставочного комплекса общей площадью 3 045,2 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:52.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Российской Федерации, место нахождения: Москва, Краснопресненская наб., д. 2; Министерство спорта Российской Федерации, место нахождения: 105064, Москва, ул. Казакова, д. 18, ОГРН 1127746520824, ИНН 7703771271; Управление Росреестра; администрация городского округа "Город Калининград", место нахождения: 236022, Калининградская обл., Калининград, ул. Карла Маркса, д. 41/43, ОГРН 1093925029615, ИНН 3904608278; Агентство по имуществу Калининградской области, место нахождения: 236006, Калининградская обл., Калининград, Московский пр-кт, д. 95, пом. I, ОГРН 1023900767186, ИНН 3905031025; муниципальное казенное учреждение культуры "Центр охраны памятников", место нахождения: 236022, Калининградская обл., Калининград, ул. Карла Маркса, д. 41-43, ОГРН 1083906004687, ИНН 3907062572.
Решением суда от 14.12.2017 в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда.
Податель жалобы полагает, что основания для изъятия спорного земельного участка отсутствовали, в период проведения чемпионата мира по футболу 2018 года и подготовки к нему строительство объектов инфраструктуры на нем не осуществлялось; считает, что на спорный земельный участок не распространяется действие Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ), поскольку в действительности на данном земельном участке не предполагается строительство объектов для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, а в настоящее время отпала необходимость в проектировании и строительстве пешеходного надземного перехода для прохода к стадиону; указывает на то, что дело рассмотрено судом первой инстанции в незаконном составе, а его заявление о фальсификации не было рассмотрено надлежащим образом; считает, что суды не дали надлежащей оценки его доводам об оспаривании Постановлений N 156 и 243.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Калининградской области просит отказать в ее удовлетворении и оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Правительства Калининградской области возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле и надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили; их отсутствие в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между мэрией Калининграда (арендодателем) и правопредшественником Общества (арендатором) заключен договор аренды от 09.06.1998 N 001764 земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18.
На указанном земельном участке расположены здание выставочного комплекса общей площадью 3 045,2 кв.м и здание выставочного павильона общей площадью 1 927,8 кв.м, принадлежащие Обществу на праве собственности, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельствами о государственной регистрации права от 13.08.2009 39-АА N 731907 и от 12.09.2008 39-АА N 624769.
Общество и Компания заключили договор от 07.11.2014 о совместной деятельности по реконструкции и строительству международного конгрессно-выставочного центра "Евразийского сотрудничества в Калининграде".
Правительство Калининградской области приняло Постановление N 156 об изъятии для государственных нужд Калининградской области земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18, находящегося в государственной неразграниченной собственности, и расположенных на нем объектов недвижимого имущества согласно приложению к данному постановлению для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону, путем прекращения права аренды на земельный участок и выкупа объектов недвижимого имущества.
Данное Постановление N 156 принято в целях размещения объектов инфраструктуры для подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Калининградской области на основании статьи 30 Закона N 108-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 "О программе подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу", статьей 5, 31 Закона Калининградской области от 21.12.2006 N 105 "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области".
Постановление N 156 опубликовано в газете "Калининградская правда" от 01.04.2015 N 55 и размещено на официальном портале Правительства Калининградской области.
В "Перечне объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18", являющемся приложением к Постановлению N 156, указаны следующие объекты: здание выставочного павильона с кадастровым номером 39:15:140302:40, выставочный комплекс с кадастровым номером 39:15:140302:52, административное здание с кадастровым номером 39:15:140302:160, расположенные по адресу: Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а.
Впоследствии распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р (далее - Распоряжение N 1735-р) была утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, в которой дано описание границ земельных участков, для которых разработан данный проект планировки территории с описанием границ территорий, а также линий, соединяющих поворотные точки с координатами.
Постановлением Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов в Калининграде.
На основании указанных документов Управлением Росреестра в ЕГРН 30.04.2015 внесены записи N 39-39/001-39/001/007/2015-7540/1, 39-39/001-39/001/007/2015-7544/1, 39-39/001-39/001/007/2015-7536/1 об изъятии для государственных нужд объектов недвижимости - здания выставочного павильона, выставочного комплекса и земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.
В связи с этим Правительство Калининградской области направило в адрес Общества письмо от 13.03.2015 N 1335-1/15, в котором уведомило его о формировании в границах арендуемого земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18 участка для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры и о необходимости изъятия части участка площадью 8 749 кв.м.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 06.07.2016 N 225 утвержден Генеральный план городского округа "Город Калининград" (далее - Генеральный план), которым, в том числе утверждены границы функциональных зон с учетом проектируемых красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18.
Данным Генеральным планом на карте функциональных зон в границах арендуемого Обществом земельного участка установлены две функциональные зоны - зона смешанного функционального назначения, в которой разрешено помимо строительства общественно-деловых зданий и новое жилищное строительство, и зона улично-дорожной сети, необходимая для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры и для строительства улично-дорожной сети на территории острова Октябрьского.
Решением городского Совета депутатов Калининграда от 25.12.2017 N 339 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" (далее - Правила землепользования и застройки).
Позднее Правительство Калининградской области приняло Постановление N 243, согласно которому в соответствии с утвержденными Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки были внесены изменения в Постановление N 156 и установлено, что изъятию для государственных нужд Калининградской области для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры (для строительства улично-дорожной сети на территории острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону) подлежат следующие объекты: земельный участок площадью 8 749 кв.м, являющийся частью земельного участка общей площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18, расположенного по адресу: Калининградская обл., Калининград, Октябрьская ул., д. 3а, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под существующие здание выставочного павильона, в границах согласно приложению N 1, путем прекращения права аренды; объекты недвижимого имущества, расположенные на указанном земельном участке согласно приложению N 2 путем выкупа. Данное постановление дополнено приложением N 1 "Границы земельного участка площадью 8 749 кв.м, являющегося частью земельного участка площадью 29 459 кв.м с кадастровым номером 39:15:140302:18".
Указанное Постановление N 243 подписано исполняющим обязанности временно исполняющего обязанности Губернатора Калининградской области Шендерюк-Жидковым А.В., которому данные полномочия переданы на основании распоряжения Губернатора Калининградской области от 18.05.2017 N 329-р.
Помимо этого из материалов дела усматривается и судами установлено следующее.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015 по делу N АКПИ15-735 Обществу и Компании отказано в удовлетворении заявления об оспаривании Распоряжения N 1735-р, которым утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов, в части, касающейся обустройства и строительства пешеходного надземного перехода и пешеходных дорожек на земельном участке с кадастровым номером 39:15:140302:18.
Данным судебным актом установлено, что согласно части 9 статьи 27 Закона N 108-ФЗ документация по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры для размещения объектов для спортивных соревнований утверждается без проведения публичных слушаний; утверждение Распоряжением N 1735-р основной части проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда является элементом градостроительной деятельности и не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителей.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2016 по делу N А21-4363/2015, оставленным без изменений постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.07.2016 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.11.2016, Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц, связанных с исполнением Распоряжения N 1735-р.
Названными судебными актами установлено, что строительство в Калининграде за счет бюджета субъекта Российской Федерации с софинансированием из федерального бюджета улично-дорожной сети на территории острова, обеспечивающей, в том числе проезд к стадиону, предусмотрено программой, утвержденной Распоряжением N 1735-р; заявитель не доказал наличие оснований и необходимость внесения изменений в документы по планировке территории, послужившие основанием для принятии решения об изъятии для нужд Калининградской области части арендуемого Обществом земельного участка и принадлежащих ему объектов недвижимости.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 71-АПГ17-8 оставлено без изменения решение Калининградского областного суда от 21.09.2017, которым Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконными отдельных положений постановления Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800 (в редакции постановлений от 15.03.2016 N 121, от 20.04.2016 N 217, от 30.12.2016 N 657), которым утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу, с Приложением N 2, в том числе в части строительства надземного пешеходного перехода через Московский пр., соединяющего ул. Зарайскую, наб. Генерала Трибуца, наб. Генерала Карбышева.
Данными судебными актами признаны необоснованными доводы Общества о фиктивности строительства указанного надземного пешеходного перехода как не предусмотренного бюджетом Калининградской области и о соответствующем отсутствии оснований для изъятия принадлежащего заявителю земельного участка в соответствии с Постановлением N 156.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10 отменено решение Калининградского областного суда от 22.08.2017 и Обществу отказано в административном иске о признании недействующим Генерального плана в части установления функциональных зон в границах земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 и ее изменения с общественно-деловой зоны на зону улично-дорожной сети и зону смешанного функционального назначения, в которой разрешено помимо строительства общественно-деловых зданий и новое жилищное строительство, с учетом красных линий в соответствии с Распоряжением N 1735-р.
Данным определением признано, что отнесение спорного земельного участка к функциональным зонам - "зона смешанного функционального назначения" и "зона улично-дорожной сети" - не противоречит нормам градостроительного законодательства, нормативным правовым актам, публичным целям и не нарушает охраняемые законом интересы Общества; действующее законодательство не содержит норм, обязывающих органы власти при утверждении генерального плана городского округа определять функциональные зоны в соответствии с фактическим использованием территории; возможность установления на участке функциональных зон с размещением объектов инфраструктуры не противоречит требованиям статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Распоряжению N 1735-р; соблюдение интересов Общества обеспечивается изданием Постановления N 156.
Апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2019 N 71-АПГ18-17 оставлено без изменения решение Калининградского областного суда от 27.09.2018, которым Обществу и Компании отказано в удовлетворении административного заявления о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части графического изображения карты границ территориальных зон применительно к земельному участку с кадастровым номером 39:15:140302:18, а также установления зоны жилищного строительства, зонирования границ зон охраны объектов культурного наследия и границ запретных зон памятников культурного наследия: мост "Медовый", мост "Деревянный", "Здание сиротского еврейского приюта" в части земельного участка, арендуемого Обществом.
Общество и Компания обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением, ссылаясь на отсутствие необходимости изъятия спорных объектов недвижимости, а также на нарушение Постановлениями N 156 и 243 их прав и охраняемых законом интересов в предпринимательской и иной экономической сфере.
Суд первой инстанции, исследовав представленные в материалы дела доказательства, установил, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования арендуемый Обществом земельный участок и принадлежащие ему объекты недвижимости подлежат изъятию для государственных нужд для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры и строительства улично-дорожной сети, а также признал, что оспариваемые постановления приняты в пределах полномочий, предоставленных Правительству Калининградской области, в связи с чем отказал в удовлетворении предъявленных требований.
Апелляционная инстанция согласилась с выводами суда и оставила решение без изменения.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены принятых по делу судебных актов в связи со следующим.
По смыслу статей 198 и 201 АПК РФ для признания арбитражным судом ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проверка законности и обоснованности оспариваемых ненормативных правовых актов осуществляется судом на предмет соответствия закону, действовавшему на момент их принятия (вынесения).
При разрешении настоящих требований Общества и Компании суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из положений действующего градостроительного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, а также обстоятельств, установленных приведенными выше вступившими в законную силу судебными актами.
Как установлено судами, в связи с проведением в Российской Федерации в 2018 году чемпионата мира по футболу принят Закон N 108-ФЗ, предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с подготовкой и проведением в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года. Данным федеральным законом внесены изменения в Федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", согласно которым нормы Закона N 108-ФЗ подлежат приоритетному применению при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и осуществлении градостроительной деятельности в связи с проведением мероприятий в рамках подготовки и проведения в 2018 году чемпионата мира по футболу.
В статье 27 Закона N 108-ФЗ установлены особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, под которыми согласно пункту 25 статьи 2 данного Закона понимаются предназначенные для подготовки и проведения спортивных соревнований объекты спорта (в том числе стадионы и тренировочные базы) и необходимые для осуществления мероприятий объекты социальной, транспортной, инженерной и иных инфраструктур, которые включены в Программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу.
Согласно части 2 статьи 27 Закона N 108-ФЗ проект планировки территории для размещения стадионов для подготовки и проведения спортивных соревнований, финансирование строительства и (или) реконструкции которых предусмотрено полностью или частично за счет средств федерального бюджета либо полностью за счет средств юридических лиц, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Статьей 30 Закона N 108-ФЗ допускаются изъятие земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, предназначенных в соответствии с документацией по планировке территории для размещения объектов инфраструктуры, а также изъятие расположенных на земельных участках объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры в собственность Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. Данной статьей установлены особенности изъятия земельных участков и (или) объектов недвижимости для размещения объектов инфраструктуры.
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2013 N 282 Правительству Российской Федерации поручено разработать и утвердить программу подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусмотрев перечень объектов инфраструктуры, необходимых для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, объемы и источники финансирования и особенности осуществления мероприятий с учетом государственных программ Российской Федерации и входящих в их структуру федеральных целевых программ, ответственными исполнителями которых являются федеральные органы исполнительной власти.
Во исполнение названного Указа постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 N 518 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году в Российской Федерации чемпионата мира по футболу, предусматривающая строительство в Калининграде стадиона на 35 000 зрительских мест (в том числе временные трибуны на 10 000 зрительских мест) (в редакции постановления от 20.02.2015 N 148), с финансированием проектных и изыскательских работ за счет бюджета субъекта Российской Федерации и федерального бюджета, строительно-монтажных работ - за счет федерального бюджета.
Распоряжением N 1735-р в соответствии с частью 2 статьи 27 Закона N 108-ФЗ утверждена Основная часть проекта планировки территории Московского и Ленинградского районов Калининграда, предназначенная для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, финансирование строительства которого предусмотрено за счет средств федерального бюджета. В Приложении N 2 к нему определена Характеристика проектной улично-дорожной сети, включающей строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего Зарайскую ул., наб. Генерала Трибуца, наб. Генерала Карбышева.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015 по делу N АКПИ15-735 Обществу и Компании было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным Постановления N 1735-р.
Впоследствии на основании Распоряжения N 1735-р Правительством Калининградской области принято постановление от 30.12.2014 N 929 со ссылкой на статью 27 Закона N 108-ФЗ, которым утвержден Проект межевания территории Московского и Ленинградского районов Калининграда.
Данным постановлением в границах территории, подлежащей межеванию, образованы земельные участки для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства согласно Приложению N 2, в том числе участок N 138, в состав которого входит арендуемый Обществом земельный участок, часть которого площадью 8 749 кв.м подлежит изъятию для государственных нужд (для размещения объектов транспортной и инженерной инфраструктуры).
Указанное постановление опубликовано в специальном выпуске газеты "Гражданин" от 10.07.2015 N 36, что соответствует порядку, установленному частью 16 статьи 45 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, действовавшего в спорный период, были зарегистрированы обременения прав на изымаемые объекты недвижимости.
Как было указано ранее, вступившими в законную силу апелляционными определениями Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2018 N 71-АПГ17-8, от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10, от 31.01.2019 N 71-АПГ18-17, а также решением Арбитражного суда Калининградской области от 15.02.2016 по делу N А21-4363/2015, оставленным без изменения постановлениями апелляционного и кассационного судов, были признаны необоснованными требования Общества и Компании о признании незаконными Распоряжения N 1735-р, положений постановления Правительства Калининградской области от 31.10.2013 N 800, Генерального плана и Правил землепользования и застройки.
Отказывая в удовлетворении настоящих требований, суды обоснованно исходили из преюдициальности обстоятельств, установленных названными судебными актами, а также положений статьи 69 АПК РФ и разъяснений, содержащихся в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.2014 N 2528-О, о том, что признание преюдициального значения судебного решения направлено на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения и исключение возможного конфликта судебных актов, в связи с чем факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Вопреки положениям статьи 65 АПК РФ заявители не представили объективных, достоверных и достаточных доказательств, опровергающих обстоятельства, установленные приведенными судебными актами, в том числе и те, что Генеральный план, Правила землепользования и застройки и Проект планировки со всеми приложениями являются правовыми актами, действующими в полном объеме, принятыми в установленном законом порядке и обязательными к исполнению всеми лицами, на которые они распространяются.
Отображение в них зон и границ образованных земельных участков, предназначенных для размещения объектов строительства и объектов, имеющих публичное значение (улично-дорожной сети и транспортной инфраструктуры), полностью соответствует требованиям статей 41 - 43 ГрК РФ и публично-правовым целям по обеспечению функционирования вышеуказанной территории Калининграда не только на период проведения чемпионата мира по футболу, но и в последующем.
С учетом этого оспариваемые в рамках настоящего дела Постановления N 156 и 243, принятые во исполнение и в соответствии с указанными документами территориального планирования территории, обоснованно признаны судами как соответствующие действующему законодательству и не нарушающие права и охраняемые законом интересы заявителей.
Реализация документации по планировки территории, являющейся элементом градостроительной деятельности, предполагает осуществление компенсационных мероприятий в отношении правообладателей земельного участка и объектов капитального строительства, предусмотренных гражданским законодательством, на что и направлены Постановления N 156 и 243, принятые, в том числе и в целях соблюдения интересов Общества и Компании.
Как указано в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10, из содержания положений статьи 2, части 1 статьи 9 ГрК РФ следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территории документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективные противоречия с интересами собственников. С учетом позиции Европейского Суда по правам человека политика городского планирования и обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая положения статей 30, 34, 36, 39 Устава (Основного Закона) Калининградской области, статей 18, 19 Уставного Закона Калининградской области от 12.10.2011 N 41 "О Правительстве Калининградской области", не установили нарушений порядка принятия оспариваемых постановлений, а также отсутствие соответствующих полномочий у лиц, их подписавших.
При таком положении суды, правильно применив нормы действующего градостроительного законодательства, установив все существенные и имеющие значение для правильного разрешения спора обстоятельства, обоснованно признали, что Постановления N 156 и 243 не противоречат закону и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителей, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы о наложении границ территориальной зоны смешанного функционального назначения, установленной в Правилах землепользования и застройки, на защитные зоны территории объектов культурного наследия были предметом судебного исследования и оценки, которая отражена в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.01.2019 N 71-АПГ18-17. Они по сути направлены на изменение указанной оценки и содержания приведенного судебного акта, что в силу статей 16, 69 АПК РФ является недопустимым.
Ссылки подателя жалобы на изменение правовой ситуации, истечение срока применения Закона N 108-ФЗ и на то, что в настоящее время отпала необходимость в проектировании и строительстве надземного пешеходного перехода и, следовательно, в изъятии принадлежащих ему объектов недвижимости, не может повлечь отмену оспариваемых постановлений, которые были приняты в соответствии с неотмененными в установленном порядке документами территориального планирования и градостроительной деятельности.
Доводы Общества о неправомерности положений Генерального плана, Правил землепользования и застройки и иных документов территориального планирования, принятых в Калининграде, подлежат отклонению, поскольку они были рассмотрены в приведенных выше судебных актах и выходят за пределы судебного разбирательства по настоящему делу о законности и обоснованности Постановлений N 156 и 243.
Ссылка подателя жалобы на то, что при рассмотрении дела судами не был исследован оригинал Распоряжения N 1735-р, не имеет правового значения при разрешении настоящего спора, поскольку данное обстоятельство не повлекло принятие неверных по существу судебных актов.
Вопреки доводам Общества, его заявление о фальсификации и об исключении из числа доказательств по делу копии Распоряжения N 1735-р, Постановлений N 156 и 243 как не подписанных уполномоченными лицами, а также копии выписки из распоряжения губернатора Калининградской области от 18.05.2017 N 329-р, было обоснованно отклонено апелляционным судом, поскольку признано не соответствующим положениям главы 24 АПК РФ, регулирующим порядок проверки законности и обоснованности ненормативных правовых актов, действий или бездействий должностных лиц и не предусматривающим возможность в порядке статьи 161 АПК РФ исключения из числа доказательств оспариваемых заявителем ненормативных правовых актов.
Судом кассационной инстанции по результатам проверки материалов дела не установлено оснований для вывода о том, что дело рассмотрено незаконным составом суда.
Ссылки подателя жалобы на неисследованность судами обстоятельств, связанных с изъятием объектов недвижимости, указанных в оспариваемых постановлениях, противоречит выводам, содержащимся как в решении суда первой инстанции, так и в апелляционном постановлении.
Суд кассационной инстанции отклоняет доводы Общества, в которых оно ссылается на не вступившие в законную силу судебные акты, в том числе на решение Калининградского областного суда по делу N 3а-40-2017, которое было отменено апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2018 N 71-АПГ17-10, а также по делу N А21-5926/2016, в рамках которого до настоящего времени спор не разрешен по существу, а принятые судебные акты отменены с направлением дела на новое рассмотрение.
Иные доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку обстоятельств, установленных вступившими в законную силу судебными актами по ранее рассмотренным делам, что противоречит действующему законодательству, предусматривающему обязательность для всех вступивших в силу судебных актов и достоверность обстоятельств, ими установленных.
При рассмотрении дела и вынесении оспариваемых судебных актов суды установили все существенные для дела обстоятельства и дали им надлежащую правовую оценку, их выводы основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены оспариваемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 14.12.2017 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2018 по делу N А21-4672/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик-Экспо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.Г. Преснецова |
Судьи |
Т.Г. Преснецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.