06 марта 2019 г. |
Дело N А56-78635/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
рассмотрев 06.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бусуриной Нели Александровны на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-78635/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Бусурина Неля Александровна, ОГРНИП 312784710400990 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными предписаний Комитета по управлению муниципальным имуществом и градостроительству администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Ушакова, д. 1, ОГРН 1034700894689, ИНН 4704054056 (далее - Комитет), о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций от 18.04.2018 N 0162-РК-П1, 0188-РК-П2, 0171-РК-ПЗ, 0142-РК-П4, 0114-РК-П5 и 0150-РК-П6.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица также привлечена Администрация муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, место нахождения: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1054700191391, ИНН 4704063710 (далее - Администрация), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федеральное казенное учреждение "Управление федеральных автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В.Смирнова Федерального дорожного агентства", место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 9, лит. А, ОГРН 1027810321758, ИНН 7826062821 (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018, в удовлетворении заявления Предпринимателю отказано.
В кассационной жалобе Бусурина Н.А., ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает на том, что срок действия разрешений на установку спорных рекламных конструкций определен до 11.07.2018, в то время как оспариваемые предписания выданы 18.04.2018, то есть до истечения установленного разрешениями срока.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в июне и июле 2013 Комитет выдал Бусуриной Н.А. разрешения на установку рекламных конструкций - отдельно стоящих щитов, расположенных по следующим адресам:
- Ленинградская обл., Выборгский р-н, 100 км + 420 м (справа) а/д А-181 "Скандинавия" (разрешение от 11.07.2013 N RU 47505303-96/rk-2013);
- Ленинградская обл., Выборгский р-н, 116 км + 150 м (справа) а/д А-181 "Скандинавия" (разрешение от 11.07.2013 N RU 47505303-97/rk-2013);
- Ленинградская об., Выборгский р-н, 105 км + 825 м (справа) а/д А-181 "Скандинавия" (разрешение от 11.07.2013 N RU 47505303-98/rk-2013);
- Ленинградская обл., Выборгский р-н, 86 км + 450 м (справа) а/д А-181 "Скандинавия" (разрешение от 11.07.2013 N RU 47505106-99/rk-2013);
- Ленинградская обл., Выборгский р-н, 75 км + 150 м (справа) а/д А-181 "Скандинавия" (разрешение от 11.07.2013 N RU 47505304-101/rk-2013);
- Ленинградская область, Выборгский район, 95 км + 150 м (правая сторона в придорожной полосе автодороги А-181 "Скандинавия") (разрешение от 11.06.2013 N RU47505303-100/rk-2013).
Срок действия указанных разрешений установлен до 11.07.2018.
Комитет 18.04.2018 выдал Предпринимателю предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций N 0162-РК-Ш, 0188-РК-П2, 0171-РК-ПЗ, 0142-РК-П4, 0114-РК-П5 и 0150-РК-П6, в соответствии с которым Бусурина Н.А. обязана в трехдневный срок удалить информацию, размещенную на рекламных конструкциях; осуществить своими силами или силами сторонних организаций за счет собственных средств демонтаж самовольно установленных рекламных конструкций по вышеуказанным адресам.
Не согласившись с названными предписаниями Комитета, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований и, следовательно, отсутствии оснований для их удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предпринимателя не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
На основании части 5 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (в редакции Федерального закона N 228-ФЗ; далее - Закон N 38-ФЗ) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.
В соответствии с частью 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти или уполномоченными ими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Аукцион или конкурс на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, который находится в государственной собственности и на котором на основании договора между органом государственной власти и владельцем рекламной конструкции установлена рекламная конструкция, проводится по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (часть 5.6 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
В силу части 6 статьи 19 Закона N 38-ФЗ в случае, если недвижимое имущество, к которому присоединяется рекламная конструкция, закреплено собственником за другим лицом на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или ином вещном праве, договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается с лицом, обладающим правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления или иным вещным правом на такое недвижимое имущество, при наличии согласия такого собственника и с соблюдением требований, установленных частями 5.1 - 5.5 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
В соответствии с частью 17 статьи 19 Закона N 38-ФЗ разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 5 части 18 статьи 19 Закона N 38-ФЗ (в редакции Федерального закона N 98-ФЗ) решение об аннулировании разрешения принимается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в случае, если разрешение выдано лицу, заключившему договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований, установленных частями 5.1, 5.6, 5.7 настоящей статьи, либо результаты аукциона или конкурса признаны недействительными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция.
Частью 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ определено, что владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
На основании имеющихся в материалах дела доказательств судами установлено следующее.
Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг граница с Финляндской Республикой (далее - автодорога А-181) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления" автодорога А-181 была закреплена за Учреждением на праве оперативного управления.
Учреждение выдало Предпринимателю технические требования и условия (далее по тексту - ТТиУ) на установку и эксплуатацию спорных рекламных конструкций от 25.02.2015 N 0613/040167, от 24.03.2015 N 1074/040322, от 25.02.2015 N 0615/040236, от 20.02.2015 N 0606/040114, от 25.02.2015 N 0603/040114, от 25.02.2015 N 0607/040220 сроком на один год.
По окончании срока действия вышеперечисленных ТТиУ Бусурина Н.А. обратилась к Учреждению с заявлением от 26.12.2016 N 3 о продлении срока их действия, на что получила отказ со ссылкой на возможность заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в государственной собственности, только по итогам торгов (письмо от 08.02.2017 N 0553).
В связи с тем, что договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предусмотренные частями 5 и 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, между Бусуриной Н.А. и Учреждением как уполномоченным лицом не заключались, Учреждение направило в адрес Администрации письмо от 26.12.2017 N 8316 с просьбой аннулировать все разрешения на установку рекламных конструкций.
Письмом от 28.12.2017 N А-8832 Комитет сообщил Учреждению о том, что разрешения, выданные на установку рекламных конструкций с нарушением требований Закона N 38-ФЗ, аннулированы.
Уведомления об аннулировании разрешений от 25.12.2017 N А-8630, А-8631, А-8632, А8648, А-8649, от 27.12.2017 N А-8799 были направлены в адрес Предпринимателя. Указанные обстоятельства не оспариваются заявителем.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о том, что с момента вынесения Комитетом решений об аннулировании разрешений на установку спорных рекламных конструкций их размещение в границах полосы отвода автодороги А-181 является незаконным.
Констатировав, что Предприниматель эксплуатирует спорные рекламные конструкции в отсутствие действующего разрешения, суды обоснованно признали законность оспариваемого предписания Комитета и отказали в удовлетворении заявленных требований.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Приведенные в кассационной жалобе доводы Предпринимателя являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2018 по делу N А56-78635/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Бусуриной Нели Александровны - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения" автомобильная дорога А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг граница с Финляндской Республикой (далее - автодорога А-181) включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161-р "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления" автодорога А-181 была закреплена за Учреждением на праве оперативного управления.
...
В связи с тем, что договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, предусмотренные частями 5 и 5.1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, между Бусуриной Н.А. и Учреждением как уполномоченным лицом не заключались, Учреждение направило в адрес Администрации письмо от 26.12.2017 N 8316 с просьбой аннулировать все разрешения на установку рекламных конструкций.
Письмом от 28.12.2017 N А-8832 Комитет сообщил Учреждению о том, что разрешения, выданные на установку рекламных конструкций с нарушением требований Закона N 38-ФЗ, аннулированы."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 марта 2019 г. N Ф07-2084/19 по делу N А56-78635/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2084/19
18.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30734/18
05.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-78635/18
25.06.2018 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-78635/18