11 марта 2019 г. |
Дело N А52-1993/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управление микрорайоном N 12" Ершова А.А. (приказ о приеме от 01.12.2014, Смирнова Ю.С. (доверенность от 22.10.2018), от открытого акционерного общества "Псковская городская телефонная сеть" Маяк Е.М. (доверенность от 09.01.2017 N ПТ/Дви/З), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области Тимофеевой Д.И. (доверенность от 04.07.2018 N 1955/ДТ),
рассмотрев 06.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управление микрорайоном N 12" на решение Арбитражного суда Псковской области от 03.10.2018 (судья Буянова Л.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 (судьи Докшина А.Ю., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу N А52-1993/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) Управляющая компания "Жилсервис-2", место нахождения: 180024, г. Псков, Западная ул., д. 25 А, пом. 1001, ОГРН 1096027008054, ИНН 6027121162; переименовано в ООО Управляющая компания "Управление микрорайоном N 12" (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области, место нахождения: 180017, г. Псков, Кузнецкая ул., дом 13, ОГРН 1036000308508, ИНН 6027026536 (далее - Управление, УФАС), от 06.03.2018 по делу N 39/11/17-ТР о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Телесети", место нахождения: 180019, г. Псков, ул. Новоселов, д. 11, ОГРН 1026000959027, ИНН 6027072807; ООО "Телесети Плюс", место нахождения: 180019, г. Псков, ул. Новоселов, д. 11, ОГРН 1046000311455, ИНН 6027083245; ООО "Телелайн", место нахождения: 180019, г. Псков, ул. Новоселов, д. 11, ОГРН 1076027004921, ИНН 6027105668; открытое акционерное общество "Псковская городская телефонная сеть", место нахождения: 180007, г. Псков, Пароменская ул., д. 23, ОГРН 1026000956277, ИНН 6027012974 (далее - ОАО "Псковская городская телефонная сеть").
Решением Арбитражного суда Псковской области от 03.10.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Управление не доказало наличие в действиях Общества недобросовестного и антиконкурентного поведения; выводы судов об обратном основаны на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательствах.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Представитель ОАО "Псковская городская телефонная сеть" поддержал позицию подателя жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество на основании лицензии от 21.04.2015 N 060-000022 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. В частности, в соответствии с договорами от 20.05.2016 и 10.10.2016, заключенными с ООО СК "Возрождение 9", Общество приняло на себя обязательство по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Псков, ул. Ижорского батальона, д. 7 (далее - МКД).
В связи с обращениями граждан, проживающих в МКД, и во исполнение заключенных с ними договоров на оказание услуг связи ООО "Телесети", ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" в середине 2016 года смонтировали кабели слаботочной сети в межэтажных трубах указанного дома.
Ввиду отсутствия решения общего собрания собственников помещений в МКД по вопросу размещения оборудования операторов связи, Общество направило названным операторам связи письма от 21.10.2016 о демонтаже слаботочных сетей, как проложенных с нарушением действующего законодательства.
При этом в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников МКД Общество, тем не менее, заключило с ОАО "Псковская городская телефонная сеть" договор от 01.01.2017 об оказании содействия оператору связи в размещении его оборудования связи в спорном доме (стоимость услуги - 400 руб. в месяц).
На обращение ООО "Телесети Плюс" с просьбой предоставить доступ на технический этаж и крышу с целью подключения своего оборудования, Общество письмом от 27.04.2017 сообщило, что доступ на технический этаж и крышу для проведения работ по подключению оборудования невозможен. В данном письме Обществом было указано на необходимость предоставления оператором связи решения общего собрания собственников помещений МКД о предоставлении доступа к использованию общего имущества МКД, а также технических условий и проектной документации.
ООО "Телесети Плюс" повторно обратилось в Общество с просьбой о предоставлении с 01.06.2017 по 09.06.2017 доступа на технических этаж и крышу жилого дома, приложив также принятое 25.05.2017 решение собственников МКД о разрешении ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" использовать общедомовое имущество для размещения телекоммуникационных и электрических сетей.
Письмом от 30.05.2017 Общество сообщило ООО "Телесети Плюс" о том, что все планируемые работы в доме необходимо согласовать с Обществом, учитывая получение технических условий и согласований проектной документации. Вместе с указанным письмом Общество направило ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" проекты договоров о взаимодействии, предусматривающие оказание содействия операторам связи в размещении оборудования на домах согласно приложенному списку и оплату в сумме 400 руб. в месяц за каждый дом.
ООО "Телесети Плюс" 09.06.2017 вновь обратилось к Обществу с требованием предоставить доступ на технический этаж спорного МКД.
Так как запрашиваемый доступ не был предоставлен Обществом, ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" 28.06.2017 обратились в Управление с жалобой на действия Общества, выразившееся в неправомерном отказе в предоставлении операторам связи доступа к техническим помещениям указанного МКД при оказании услуг связи.
Решением УФАС от 06.03.2018 N 39/11/17-ТР в действиях Общества установлено нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившееся в координации экономической деятельности операторов связи, предоставляющих услуги связи в многоквартирном доме N 7 по улице Ижорского батальона в городе Пскове.
Не согласившись с указанным решением УФАС, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, в том числе материалы антимонопольного производства, руководствуясь положениями Закона N 135-ФЗ, пришел к выводу о наличии в действиях Общества нарушений части 5 статьи 11 Закона N 135-ФЗ и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанным выводом и оставил решение от 03.10.2018 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 5 статьи 11 Закона N 135-ФЗ физическим лицам, коммерческим организациям и некоммерческим организациям запрещается осуществлять координацию экономической деятельности хозяйствующих субъектов, если такая координация приводит к любому из последствий, которые указаны в частях 1 - 3 этой статьи, которые не могут быть признаны допустимыми в соответствии со статьями 12 и 13 Закона N 135-ФЗ или которые не предусмотрены федеральными законами.
Под координацией экономической деятельности понимается согласование действий хозяйствующих субъектов третьим лицом, не входящим в одну группу лиц ни с одним из таких хозяйствующих субъектов и не осуществляющим деятельности на товарном рынке, на котором осуществляется согласование действий хозяйствующих субъектов (пункт 14 статьи 4 Закона N 135-ФЗ).
В рассматриваемом деле Общество, признанное Управлением координатором, осуществляет свою деятельность на рынке услуг по управлению МКД, а координируемые хозяйствующие субъекты - операторы связи, действующие на рынке соответствующих услуг связи.
Управление, оценивая действия Общества, исходило из того, что в своей деятельности по управлению многоквартирным домом управляющая организация, выступая в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта в отношениях с третьими лицами, тем не менее, ограничена законом в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению имуществом многоквартирного дома, и не вправе самостоятельно принимать решение о возможности доступа, в том числе организаций связи, к общему имуществу многоквартирного дома.
Согласно статье 209 ГК РФ только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права владения, пользования и распоряжения имуществом.
В силу части 4 статьи 36 ЖК РФ по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится в том числе принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами (пункт 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ).
В силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирным доме (пункт 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416).
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, суды обоснованно согласились с позицией УФАС о том, что Общество ограничено законом в пределах реализации своих прав по пользованию и распоряжению имуществом многоквартирного дома и не вправе было самостоятельно принимать решение о возможности доступа операторов связи к общему имуществу дома. Суды справедливо отметили, что поскольку для размещения операторами связи соответствующего оборудования требуется использование общего имущества многоквартирного дома, порядок использования и управления которым установлен изложенными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, то соответствующая передача объектов общего имущества в спорном МКД в пользование иным лицам возможна только по решению общего собрания собственников помещений этого многоквартирного дома.
В силу пункта 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон N 126-ФЗ) услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
Договор об оказании услуг связи, заключаемый с гражданами, является публичным, то есть заключаемым коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится, а отказ от его заключения при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги не допускается (пункт 1 статьи 45 Закона N 126-ФЗ и пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Применительно к общему имуществу в многоквартирном доме встречное исполнение обязательства абонента по содействию оператору связи в размещении средств и линий связи и их энергоснабжении обеспечивается путем заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, в рамках которого управляющая организация в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Исходя из положений статьи 39 ЖК РФ, предусматривающей, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, суды обоснованно указали, что управляющая организация не вправе самостоятельно устанавливать требования по возмездному размещению оборудования связи.
Судами приняты во внимание результаты аналитического отчета, составленного антимонопольным органом 25.08.2017 в соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона N 135-ФЗ, которые показали, что между операторами связи ОАО "Псковская городская телефонная сеть", ООО "Телесети", ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" имеются конкурентные отношения, поскольку они осуществляют свою деятельность на одном товарном рынке - предоставления услуг связи в городе Пскове.
В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Управление установило, что Общество единолично управляет МКД и своими действиями координировало экономическую деятельность операторов связи.
Так, с осени 2016 года в адрес операторов связи (за исключением ОАО "Псковская городская телефонная сеть") Обществом направлялись письма с требованием демонтировать установленное оборудование.
Тем не менее, в январе 2017 года заявителем с ОАО "Псковская городская телефонная сеть" был заключен договор возмездного использования общедомового имущества ежемесячно в сумме 400 руб.
Вместе с тем общего собрания собственников помещений МКД по вопросу размещения оборудования операторов связи не проводилось вплоть до сентября 2017 года; размер платы за использование общедомового имущества не устанавливался.
Кроме того, Общество направило в адрес ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" предложения о заключении возмездных договоров по использованию общедомового имущества в июле 2017 года, возмездные договоры предложено заключить по 12 домам по списку, в том числе по спорному МКД. Подобного договора в адрес ООО "Телесети" Общество не направляло.
Также Общество сообщало операторам связи, что им в целях использования общего имущества в спорном доме необходимо дополнительно получить технические условия, подготовить проектную документацию и пройти согласовательные процедуры с управляющей компанией (ООО "Жилсервис-2").
В результате таких действий ООО "Телесети" фактически отказалось от оказания услуг связи в спорном МКД.
Оборудование ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн", установленное в помещениях общего пользования дома, продолжало там находиться, равно как и оборудование ОАО "Псковская городская телефонная сеть"; указанные хозяйствующие субъекты продолжали оказывать собственникам помещений МКД услуги связи; однако беспрепятственный доступ операторов связи к их оборудованию, установленному в данном доме, управляющей организацией не обеспечивался (несмотря на неоднократные обращения ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" с соответствующими требованиями).
Указанные действия обоснованно расценены Управлением и судами, как координация экономической деятельности через воздействие на хозяйствующих субъектов ООО "Телесети", ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн", предоставление ОАО "Псковская городская телефонная сеть" преимущества по сравнению с остальными операторами связи, что свидетельствует о нарушении Обществом части 5 статьи 11 Закона N 135-ФЗ. В отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД, у Общества не имелось прав на заключение в январе 2017 года от имени собственников помещений в этом доме возмездного договора с ОАО "Псковская городская телефонная сеть" об использовании последним общего имущества МКД, равно как и прав на понуждение иных операторов связи заключить такие договоры, позволяющих взимать плату за использование общедомового имущества.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Приведенные в кассационной жалобе доводы Общества являлись предметом тщательного рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, которые правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку.
Так как дело рассмотрено судами двух инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 03.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А52-1993/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Управление микрорайоном N 12" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оборудование ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн", установленное в помещениях общего пользования дома, продолжало там находиться, равно как и оборудование ОАО "Псковская городская телефонная сеть"; указанные хозяйствующие субъекты продолжали оказывать собственникам помещений МКД услуги связи; однако беспрепятственный доступ операторов связи к их оборудованию, установленному в данном доме, управляющей организацией не обеспечивался (несмотря на неоднократные обращения ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн" с соответствующими требованиями).
Указанные действия обоснованно расценены Управлением и судами, как координация экономической деятельности через воздействие на хозяйствующих субъектов ООО "Телесети", ООО "Телесети Плюс" и ООО "Телелайн", предоставление ОАО "Псковская городская телефонная сеть" преимущества по сравнению с остальными операторами связи, что свидетельствует о нарушении Обществом части 5 статьи 11 Закона N 135-ФЗ. В отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений МКД, у Общества не имелось прав на заключение в январе 2017 года от имени собственников помещений в этом доме возмездного договора с ОАО "Псковская городская телефонная сеть" об использовании последним общего имущества МКД, равно как и прав на понуждение иных операторов связи заключить такие договоры, позволяющих взимать плату за использование общедомового имущества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 марта 2019 г. N Ф07-2009/19 по делу N А52-1993/2018