13 марта 2019 г. |
Дело N А21-1938/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.03.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.03.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград" Трухина В.Н. (доверенность от 02.03.2019) и Белого Е.И. (доверенность от 20.06.2018),
рассмотрев 05.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой - Калининград" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 по делу N А21-1938/2018 (судьи Толкунов В.М., Семенова А.Б., Юрков И.В.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой-Калининград", место нахождения: 236038, Калининград, Артиллерийская улица, дом 50, ОГРН 1093925019594, ИНН 3906209007 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (далее - Министерство) о признании недействительным предписания от 24.01.2018 N ЖК-2/52/ЖСА.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное предприятие "Калининградтеплосеть" городского округа "Город Калининград" (далее - Предприятие).
Решением суда первой инстанции от 26.06.2018 (судья Ефименко С.Г.) предписание Министерства признано недействительным.
Постановлением апелляционного суда от 13.11.2018 указанное решение отменено, в части признания недействительным предписания по эпизодам обязания произвести перерасчет платы за монтаж ОПУ газа 1,83 руб. за кв.м. и указания в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов коммунальные ресурсы электроэнергии и холодного водоснабжения, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; в данной части в удовлетворении заявленных требований отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права в части перерасчета платы за монтаж ОПУ газа, просит постановление отменить.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в жалобе.
Иные участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в целях проверки фактов, изложенных в обращении жильца многоквартирного дома N 52 (МКД), расположенного на Артиллерийской улице в Калининграде, Министерство на основании приказа от 05.11.2017 N 3060 осуществило в отношении Общества внеплановую документарную проверку исполнения заявителем действующего законодательства при управлении МКД.
В ходе проверки было установлено нарушение Обществом требований статей 44, 156, 157, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ); подпунктов "б" и "в" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110); пунктов 36, 38, 40, 42, 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354); подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), а также пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
По результатам проверки Министерством составлен акт от 24.01.2018 N ЖК-1/3251/ЖСА.
Предписанием от 24.01.2018 N ЖК-2/52/ЖСА Обществу предложено в срок до 30.02.2018 произвести следующий перерасчет платы.
1) за содержание и ремонт жилого помещения, предъявленного платежным документом за ноябрь 2017 года, исходя из утвержденного общим собранием собственников от 21.12.2009 размера 14,96 руб. за кв.м, то есть обеспечить выполнение решения общего собрания собственников помещений в МКД, исключив плату за уборку мест общего пользования 2,74 руб. за кв. м, вывоз и размещение твердых бытовых отходов (ТБО) 2,56 руб. за кв. м, техническое обслуживание лифта 1,98 руб. за кв. м, техническое обслуживание домофона 20 руб. с квартиры, техническое обслуживание газового хозяйства 2,24 руб. за кв. м, за монтаж ОПУ газа 1,83 руб. за кв. м, с момента незаконного выставления;
2) за ГВС исходя из тарифа, утвержденного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области за ноябрь 2017 года;
3) за отопление в соответствии с нормативом потребления в соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в МКД за ноябрь 2017 года;
4) коммунальные ресурсы электроэнергии и холодного водоснабжения, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, указывать в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов.
Указанным предписанием Министерство также обязало Общество представить копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчета.
Суд первой инстанции признал требование Общества обоснованным.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда в части обязания произвести перерасчет платы за монтаж ОПУ газа 1,83 руб. за кв.м. и указания в платежном документе отдельной строкой по каждому виду ресурсов коммунальные ресурсы электроэнергии и холодного водоснабжения, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в том числе, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (пункт 5).
Частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно подпункту "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, обеспечение исполнителем надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.) коллективных (общедомовых) приборов учета потребляемых ресурсов.
Таким образом, в силу взаимосвязанных положений частей 1.1 и 2.3 статьи 161 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правила N 491 обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) входит в число обязанностей управляющей организации.
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В данном случае собственниками указанного МКД был утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества дома в размере 14,96 руб. за 1 кв. м общей площади помещений (протокол общего собрания собственников от 21.12.2009, приложение N 2 к договору управления многоквартирным домом, заключенному с Обществом.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что решением общего собрания собственников помещений от 21.01.2011 основной тариф с 14,96 за 1 кв.м. при аналогичном составе услуг был уменьшен до 13,22 руб. за 1 кв.м.
Также апелляционная инстанция обоснованно сочла, что при управлении МКД управляющей организацией обязанность собственников по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета переходит к лицу, ответственному за содержание общего имущества в МКД за счет платы за содержание жилого помещения.
Общество не опровергает тот факт, что общим собранием собственников помещений в указанном МКД решение о финансировании расходов, связанных с монтажом ОПУ газа 1,83 руб. за кв.м, не принималось. В отсутствие иного решения общего собрания собственников помещений такие затраты относятся на эксплуатационные расходы управляющей организации.
Ввиду изложенного суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что выставление собственникам помещений МКД платы за монтаж ОПУ газа без соответствующего решения собственников помещений является неправомерным.
Таким образом, суд апелляционной инстанции правильно счел, что у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления в данной части.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2018 по делу N А21-1938/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Внешстрой - Калининград" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 ЖК РФ. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 ЖК РФ).
Собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (пункт 17 Правил N 491).
Согласно пункту 31 Правил N 491 при определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 марта 2019 г. N Ф07-17643/18 по делу N А21-1938/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17643/18
12.03.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-943/19
13.11.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21735/18
26.06.2018 Решение Арбитражного суда Калининградской области N А21-1938/18