15 марта 2019 г. |
Дело N А26-2598/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Васильевой Н.В., Власовой М.Г.,
при участии от акционерного общества "Карелгаз" Лебедева Е.В. (доверенность от 09.01.2019), от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Рыбакова А.А. (доверенность от 26.12.2018),
рассмотрев 12.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2018 (судья Подкопаев А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 (судьи Несмиян С.И., Попова Н.М., Смирнова Я.Г.) по делу N А26-2598/2018,
установил:
Акционерное общество "Карелгаз", место нахождения: 185001, Республика Карелия, г. Петрозаводск, Путейская ул., д. 7, ОГРН 1021000507725, ИНН 1001000598 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 105005, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), о взыскании 87 986 руб. 48 коп. задолженности за техническое обслуживание в ноябре - декабре 2017 года групповых подземных установок и наружных газопроводов, находящихся в оперативном управлении Учреждения, расположенных в Прионежском и Пряжинском районах Республики Карелия.
Решением суда первой инстанции от 10.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.11.2018, иск удовлетворен.
Не согласившись с указанными решением и постановлением, Учреждение обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, в иске отказать.
По мнению подателя кассационной жалобы, в спорный период между сторонами отсутствовали договорные отношения по обслуживанию газового оборудования; акты выполненных работ с октября по декабрь 2017 года ответчику не поступали, Общество работ не выполняло; представленный расчет не подтвержден надлежащими доказательствами; суды применили не подлежащие применению положения приказа Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества просил отказать в её удовлетворении.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в пос. Бесовец Прионежского района Республики Карелия расположена система газоснабжения, включающая в себя подземные групповые резервуарные установки сжиженного углеводородного газа и идущие от нее к жилым домам газопроводы низкого давления, посредством которых осуществляется газоснабжение многоквартирных жилых домов по улицам Завражного и Весельницкого; в пос. Пряжа Пряжинского района Республики Карелия расположена система газоснабжения, включающая в себя подземную групповую резервуарную установку сжиженного углеводородного газа и идущий от нее к жилым домам газопровод низкого давления, посредством которого осуществляется газоснабжение многоквартирных жилых домов в пос. Пряжа (воинская часть).
Как установлено вступившими в законную виллу судебными актами по делу А26-8502/2017, собственником указанных систем газоснабжения является Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации (далее - Министерство); согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости с 26.10.2017 указанное имущество на праве оперативного управления в установленном порядке закреплено за Учреждением.
Общество является специализированной газораспределительной и газоснабжающей организацией, ответственной за надлежащее предоставление коммунальной услуги по газоснабжению населению Республики Карелия, в том числе на территории Прионежского и Пряжинского районов.
Направленные Обществом в 2017 году проекты договоров на техническое обслуживание групповых подземных установок и наружных газопроводов в lV квартале 2017 года Учреждение не подписало.
В уведомлении от 08.06.2017 Общество сообщило о необходимости (несмотря на незаключение договора) в целях безопасного и бесперебойного снабжения газом жителей многоквартирных домов проводить техническое обслуживание групповых подземных установок и наружных газопроводов, через которые газ поступает в квартиры жилых домов.
Выполнив в период с 01.11.2017 по 31.12.2017 на 87 986 руб. 48 коп. работ по техническому обслуживанию систем газоснабжения, расположенных в поселках Бесовец и Пряжа Республики Карелия, Общество в претензии от 19.01.2018 N 35 потребовало уплате задолженность.
Неисполнение Учреждением указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, признав требования обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в кассационной жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Согласно статье 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацией от 27.05.2003 N 40, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, выполнять комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования названных Правил; иметь (при необходимости) договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечение условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов; обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные этими Правилами.
Как указало Общество, в 2016 году, l квартале 2017 года договоры на техническое обслуживание групповой подземной установки и наружного газопровода по спорным адресам были заключены им с федеральным казенным учреждением "Объединенное стратегическое командование Западного военного округа" (далее - Командование).
Во исполнение приказа Министра обороны Российской Федерации от 02.03.2017 N 155 создано Учреждение, целью которого является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации.
В апреле 2014 года Командование возвратило без подписания направленные Обществом проекты договоров на lll, lV кварталы 2017 года, указав на необходимость их заключения с Учреждением в лице Западного военного округа.
В спорный период договоры на техническое обслуживание групповой подземной установки и наружного газопровода Общество и Учреждение yt заключили.
При этом указанные системы газоснабжения принадлежат Министерству, в спорный период имущество находилось в оперативном управлении Учреждения.
В связи с тем, что Общество как газораспределительная и газоснабжающая организация обязано было бесперебойно снабжать население сжиженным углеводородным газом с использованием принадлежащей ответчику газораспределительной установки, оно в спорный период продолжало производить техническое обслуживание установки.
Общество является специализированной в сфере газораспределения и газоснабжения организацией, имеет аттестованных работников, прошедших специальное обучение и проверку знаний в области безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
В материалы дела Обществом представлена эксплуатационно-техническая документация, подтверждающая факт несения им соответствующих расходов и их размер.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Общество, являющееся по отношению к гражданам-потребителям исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, должно обеспечивать бесперебойную поставку коммунального ресурса. При этом единственным возможным вариантом газоснабжения жителей вышеуказанных многоквартирных домов является заполнение сжиженным углеводородным газом групповой резервуарной установки.
В связи с отсутствием в материалах дела доказательств включения в тариф Общества, по которому оно осуществляло реализацию газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, расходов на техническое обслуживание принадлежащей ответчику газораспределительной установки, и соответственно, перечисления конечными потребителями Обществу в составе цены на газ стоимости оказанных ответчику услуг суды обоснованно удовлетворили требования Общества.
Доводы, приведенные Учреждением в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и обоснованно отклонены.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены судебных актов, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не установлено.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2018 по делу N А26-2598/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5.1.1 Правил безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерацией от 27.05.2003 N 40, организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты систем газораспределения и газопотребления, обязана соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", других федеральных законов, иных нормативных правовых актов и нормативных технических документов в области промышленной безопасности, выполнять комплекс мероприятий, обеспечивающих содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии, соблюдать требования названных Правил; иметь (при необходимости) договоры с организациями, выполняющими работы по техническому обслуживанию и ремонту газопроводов и технических устройств, в которых должны быть определены объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту, регламентированы обязательства в обеспечение условий безопасной и надежной эксплуатации опасных производственных объектов; обеспечивать проведение технической диагностики газопроводов, сооружений и газового оборудования (технических устройств) в сроки, установленные этими Правилами.
...
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Общество, являющееся по отношению к гражданам-потребителям исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению, должно обеспечивать бесперебойную поставку коммунального ресурса. При этом единственным возможным вариантом газоснабжения жителей вышеуказанных многоквартирных домов является заполнение сжиженным углеводородным газом групповой резервуарной установки."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2019 г. N Ф07-1280/19 по делу N А26-2598/2018