20 марта 2019 г. |
Дело N А56-87995/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Подвального И.О., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Я люблю тебя, Крым" Верещагиной В.В. (доверенность от 05.07.2018),
рассмотрев 20.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственной административно-технической инспекции Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А56-87995/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Я люблю тебя, Крым", место нахождения: 191002, Санкт-Петербург, Первомайская ул., д. 8, лит. А, кВ. 129, ОГРН 1147847164838, ИНН 7840506821 (далее - Общество, ООО "Я люблю тебя, Крым"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Государственной административно-технической инспекции, место нахождения: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 36, лит. А, ОГРН 1027809192575, ИНН 7803032323 (далее - Инспекция, ГАТИ), от 29.06.2018 N 1977 о назначении административного наказания.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 от 30.08.2018, постановление ГАТИ от 29.06.2018 N 1977 признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судами неправильно применены положения пункта 5.10 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875, (далее - Правила N 875). Инспекция указывает на то, что по смыслу пункта 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) торговые объекты (павильоны), обеспечивающие проведение ярмарки, являются составной частью благоустройства территории и с учетом единства цели ярмарки (организация торговли с палаток) не могут расцениваться как отдельный элемент благоустройства.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направила, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Комитет) были выданы разрешения на использование земель/земельного участка для размещения нестационарных торговых объектов в целях проведения региональной ярмарки в период с 14.05.2018 по 27.05.2018, а именно: разрешение от 12.02.2018 N 373-изу, адрес: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., участок 77 (у дома 1, литера А); разрешение от 12.02.2018 N 386-изу, адрес: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., участок 73 (у дома 1, лит. А); разрешение от 12.02.2018 N 390-изу, адрес: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., участок 76 (у дома 1, лит. А); разрешение от 14.02.2018 N 429-изу, адрес: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., участок 74 (у дома 1, лит. А); разрешение от 15.02.2018 N 474-изу, адрес: Санкт-Петербург, Новосмоленская наб., участок 72 (у дома 1, лит. А).
При этом указанные разрешения содержат ссылку на то, что настоящие разрешения не исключают необходимости соблюдения предусмотренных законодательством Российской Федерации и Санкт-Петербурга обязательных требований о получении разрешительной документации, выполнения согласований (в том числе получения ордера ГАТИ на производство соответствующих работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга).
Главным специалистом отдела контроля центральных районов ГАТИ Сукорой С.С. 15.05.2018 в 16 час. 30 мин.в присутствии двух понятых был проведен осмотр территории у дома N 1 литера А по Новосмоленской набережной в Санкт-Петербурге, в ходе которого выявлено, что на данной территории на площади 100 кв. м размещены торговые палатки продовольственных, непродовольственных товаров, изделий народных художественных промыслов региональной "Славянской ярмарки", без ордера ГАТИ (протокол осмотра территории и находящихся там вещей от 15.05.2018 с фотофиксацией).
Инспекцией 21.05.2018 проведен повторный осмотр, в ходе которого факт нарушения был повторно зафиксирован соответствующим протоколом от 21.05.2018 с применением фотосъемки.
По факту выявленного нарушения сотрудником ГАТИ в отношении Общества составлен протокол по делу об административном правонарушении от 21.05.2018 N 32156, предусмотренном пунктом 1 статьи 14 Законом Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Постановлением ГАТИ от 29.06.2018 N 1977 Общество привлечено к административной ответственности по указанной выше квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением ГАТИ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций заключив, что торговые палатки являются отдельными торговыми объектами, установив, что на территории ярмарки расположены 22 торговых объекта (торговые палатки), самый большой из которых имеет площадь 8 кв. м (2 x 4 кв. м), пришли к выводу об отсутствии обязанности получения ордера ГАТИ на установку данных объектов в силу положений пункта 5.10 Правил N 875.
Данный вывод судов двух инстанций следует признать ошибочным, основанным на неверном применении норм материального права применительно к обстоятельствам настоящего дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 273-70 за выполнение производителем работ земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, без ордера на производство работ, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, а также неисполнение заказчиком работ обязанности по получению ордера до начала производства работ при условии фактического выполнения работ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Из материалов дел следует, что Обществу вменяется нарушение требований, предусмотренных Правилами N 875.
В силу пункта 3.1.1 указанных Правил заказчик обязан до начала производства работ, указанных в разделе 4 Правил, получить ордер ГАТИ на их производство.
Согласно пункту 4.7 Правил N 875 установка элементов благоустройства площадью более 10 кв. м, а также установка и размещение временных элементов благоустройства площадью более 10 кв. м требует получения ордера ГАТИ.
При этом установка элементов благоустройства площадью не более 10 кв. м, а также установка и размещение временных элементов благоустройства площадью не более 10 кв. м разрешена без ордера (пункт 5.10 Правил N 875).
В силу пункта 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство среди прочего отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В соответствии с пунктом 2.7 Приложения N 2 к Правилам благоустройства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.11.216 N 961 "О Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга и о внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга" к элементам благоустройства относятся, в том числе, торговые объекты, включая павильоны, палатки, киоски, тележки, лотки, торговые автоматы, передвижные средства развозной торговли, газетные модули, сооружения в виде натяжных на сборном каркасе тентов для сезонной торговли, информационно-торговые мобильные объекты.
Согласно пункту 1.2.1 Постановления Правительства Санкт-Петербурга N 1045 от 27.09.2012 "О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена" торговые палатки в схеме размещения ярмарки рассматриваются как отдельные торговые объекты, схема размещения нестационарных торговых объектов формируется с учетом необходимости включения не более одного торгового объекта, размещаемого на земельном участке, за исключением размещения торговых объектов, обеспечивающих проведение ярмарок.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга и Обществом 22.02.2018 был заключен договор на выполнение функций организатора региональных ярмарок, в соответствии с которым администрация (организатор ярмарки) поручает Обществу (оператору ярмарки) организовать проведение ярмарки по адресам, указанным в Техническом задании согласно приложению к договору, а оператор ярмарки своими силами и за счет своих средств осуществляет оказание услуг по организации региональных ярмарок, в том числе принимает заявки на предоставление торговых мест, заключает с каждым участником ярмарки договор о предоставлении торгового места, осуществляет размещение согласно схеме размещения торговых мест на ярмарке, обеспечивает санитарно-гигиенические условия на территории проведения ярмарок, обеспечивает соблюдение правопорядка, противопожарной и медицинской безопасности на территории проведения ярмарок.
В свою очередь между Обществом и участниками ярмарок были заключены договоры о предоставлении торгового места на региональной ярмарке (типовые). В соответствии с данными договорами Общество предоставляет участнику ярмарки торговое место вместе с находящимся на нем имуществом в подготовленном к использованию состоянии (пункт 2.1.1). Из указанного условия, иных условий договоров о предоставлении торгового места, а также схемы размещения торговых мест усматривается, что предоставляемое торговое место представляет собой торговую палатку или сооружение в виде натяжных на сборном каркасе тентов для сезонной торговли.
Таким образом, с учетом условий договора от 22.02.2018 (о наделении Общества правами оператора ярмарок), утвержденной схемы размещения торговых мест на ярмарке (установление отдельными рядами прилегающих друг к другу палаток и сооружений в виде натяжных на сборном каркасе тентов без разрыва), а также условий договоров, заключенных между Обществом и участниками ярмарок, исходя из указанных выше нормативных положений, следует признать обоснованными выводы ГАТИ о том, что в данном случае торговые палатки не являются отдельными торговыми объектами, а образуют единый комплекс, обеспечивающий проведение ярмарки и достижение цели, для которой была предоставлена территория благоустройства (100 кв.м.).
При таких обстоятельствах в силу положений пункта 5.10 Правил N 875 Общество должно было получить ордер ГАТИ на установку объектов благоустройства (как единого ярмарочного комплекса) на предоставленной территории.
Принимая во внимание изложенное, у судов двух инстанций не имелось оснований для признания оспариваемого постановления ГАТИ незаконным и его отмены.
Так как арбитражные суды неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение от 30.08.2018 и постановление от 04.12.2018, а также принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 по делу N А56-87995/2018 отменить.
В удовлетворении заявления обществу с ограниченной ответственностью "Я люблю тебя, Крым" отказать.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из материалов дела и установлено судами, между администрацией Василеостровского района Санкт-Петербурга и Обществом 22.02.2018 был заключен договор на выполнение функций организатора региональных ярмарок, в соответствии с которым администрация (организатор ярмарки) поручает Обществу (оператору ярмарки) организовать проведение ярмарки по адресам, указанным в Техническом задании согласно приложению к договору, а оператор ярмарки своими силами и за счет своих средств осуществляет оказание услуг по организации региональных ярмарок, в том числе принимает заявки на предоставление торговых мест, заключает с каждым участником ярмарки договор о предоставлении торгового места, осуществляет размещение согласно схеме размещения торговых мест на ярмарке, обеспечивает санитарно-гигиенические условия на территории проведения ярмарок, обеспечивает соблюдение правопорядка, противопожарной и медицинской безопасности на территории проведения ярмарок.
В свою очередь между Обществом и участниками ярмарок были заключены договоры о предоставлении торгового места на региональной ярмарке (типовые). В соответствии с данными договорами Общество предоставляет участнику ярмарки торговое место вместе с находящимся на нем имуществом в подготовленном к использованию состоянии (пункт 2.1.1). Из указанного условия, иных условий договоров о предоставлении торгового места, а также схемы размещения торговых мест усматривается, что предоставляемое торговое место представляет собой торговую палатку или сооружение в виде натяжных на сборном каркасе тентов для сезонной торговли.
Таким образом, с учетом условий договора от 22.02.2018 (о наделении Общества правами оператора ярмарок), утвержденной схемы размещения торговых мест на ярмарке (установление отдельными рядами прилегающих друг к другу палаток и сооружений в виде натяжных на сборном каркасе тентов без разрыва), а также условий договоров, заключенных между Обществом и участниками ярмарок, исходя из указанных выше нормативных положений, следует признать обоснованными выводы ГАТИ о том, что в данном случае торговые палатки не являются отдельными торговыми объектами, а образуют единый комплекс, обеспечивающий проведение ярмарки и достижение цели, для которой была предоставлена территория благоустройства (100 кв.м.).
При таких обстоятельствах в силу положений пункта 5.10 Правил N 875 Общество должно было получить ордер ГАТИ на установку объектов благоустройства (как единого ярмарочного комплекса) на предоставленной территории.
Принимая во внимание изложенное, у судов двух инстанций не имелось оснований для признания оспариваемого постановления ГАТИ незаконным и его отмены.
Так как арбитражные суды неверно применили нормы материального права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение от 30.08.2018 и постановление от 04.12.2018, а также принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления Общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 марта 2019 г. N Ф07-1740/19 по делу N А56-87995/2018