02 апреля 2019 г. |
Дело N А56-72575/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест-Строй" Ипатова В.В. (доверенность от 29.07.2016), Крисламова А.Г. (доверенность от 11.01.2019),
рассмотрев 01.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест-Строй" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2018 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-72575/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест-Строй" (место нахождения: 191024, Санкт-Петербург, Невский пр., 117, лит. Б, пом. 6Н, 7Н, ОГРН 1027809184798, ИНН 7825483746; далее - общество, ООО "Центр-Инвест-Строй") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления отдела по Красносельскому району Управления по вопросам миграции Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (место нахождения: 191028, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, 4А; далее - управление) от 23.05.2018 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде 400 000 руб. штрафа.
Решением суда от 14.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.12.2018, обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств дела и необоснованность выводов судебных инстанций. Общество полагает, что в рассматриваемом случае не может нести административную ответственность (за привлечение к работе иностранного гражданина), не является надлежащим субъектом административного правонарушения, поскольку между обществом и иностранным гражданином какие-либо трудовые отношения отсутствовали; деятельность на строительном объекте осуществлял субподрядчик - ООО "Альтмаркет". Кроме того, общество обращает внимание на значимую судебную практику и неправомерность проведения проверочных мероприятий, инициированных на основании рапорта должностного лица, а также на возможность снижения назначенного ему штрафа до 200 000 руб. применительно к частям 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Представители управления, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представители общества поддержали доводы жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, сотрудником управления составлен рапорт о выявлении признаков административного правонарушения (части 2 статьи 18.10 КоАП РФ), совершенного гражданином Республики Узбекистан Содиковым Равшаном Ахмедовичем по адресу: Санкт-Петербург, Ленинский пр., участок 248 (северо-западнее пересечения ул. Доблести и ул. Маршала Захарова).
В ходе проведенной 01.02.2018 проверки отделом установлено следующее.
По означенному адресу к трудовой деятельности в качестве арматурщика допущен гражданин Республики Узбекистан Содиков Равшан Ахмедович (08.03.1992 г.р.), не имеющий разрешения на работу (патента) на территории Российской Федерации (Санкт-Петербург), выданного согласно требованиям Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Генеральным подрядчиком на указанном строительном объекте на основании договора генерального подряда от 03.07.2017 N Д-248 является ООО "Центр-Инвест-Строй".
Постановлением Красносельского районного суда от 02.02.2018 по делу N 5-73/2018 Содиков Равшан Ахмедович признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 18.10 КоАП РФ; судом установлено, что указанный гражданин Республики Узбекистан осуществлял трудовую деятельность в интересах ООО "Центр-Инвест-Строй".
Административным органом в отношении ООО "Центр-Инвест-Строй" составлен протокол от 08.05.2018 N 287 об административном правонарушении применительно к части 4 статьи 18.15 КоАП РФ.
Постановлением начальника означенного выше отдела управления от 23.05.2018 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 18.15 КоАП РФ; ему назначено административное наказание в виде 400 000 руб. штрафа.
Не согласившись с постановлением, общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о доказанных административным органом событии и составе вмененного обществу административного правонарушения. Суды не установили существенных процедурных нарушений в рамках административной процедуры, а равно оснований для признания правонарушения малозначительным и (или) снижения административного штрафа либо замены штрафа на предупреждение (статьи 2.9, 3.4, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 4 статьи 210, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства.
При рассмотрении спора по существу суды правомерно исходили из требований статьи 210 АПК РФ и статьи 18.15 КоАП РФ (части 1 и 4, примечания), противоправности привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента (статья 2 Закона N 115-ФЗ) в нарушение пункта 4 статьи 13 Закона N 115-ФЗ.
При этом суды правильно сочли, что субъектом административного правонарушения является организация или индивидуальный предприниматель, осуществившие допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Доводы общества об отсутствии в его действиях признаков противоправного деяния получили надлежащую судебную оценку применительно к материалам административного производства, требованиям Закона N 115-ФЗ и положениям статей 1.5, 2.1, 18.15 КоАП РФ.
Совокупность и взаимная связь относимых, допустимых и достоверных доказательств (в том числе объяснения Содикова Р.А., выводы суда общей юрисдикции, хронология и суть значимых подрядных и субподрядных отношений) позволили судам обоснованно признать в рассматриваемой ситуации именно общество в качестве работодателя, виновно нарушившего требования Закона N 115-ФЗ.
Виновность общества оценена административным органом и судами с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению соответствующих нормативных требований.
Суды правомерно констатировали наличие в действиях заявителя события и состава вмененного правонарушения, а равно решили вопрос о конкретной мере административной ответственности.
Доводы общества относительно этой меры (о снижении административной санкции) получили надлежащую судебную оценку.
При этом суды учли значимый предмет правового регулирования согласно Закону N 115-ФЗ.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела позволил судам сделать обоснованный вывод об отсутствии оснований для изменения административного штрафа, назначенного управлением.
Нарушений процедуры привлечения лица к административной ответственности судами не установлено.
Назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
У суда кассационной инстанции нет процессуальных предпосылок к иной оценке выводов судебных инстанций по существу спора.
Общество располагало всеми процессуальными возможностями для надлежащей реализации состязательных начал арбитражного процесса. По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2018 по делу N А56-72575/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Центр-Инвест-Строй" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.О. Подвальный |
Судьи |
И.О. Подвальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Виновность общества оценена административным органом и судами с учетом критериев вины юридического лица как коллективного субъекта права, располагающего иными, нежели физическое лицо, возможностями по соблюдению требований публичного правопорядка (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех необходимых мер по соблюдению соответствующих нормативных требований.
...
Доводы общества относительно этой меры (о снижении административной санкции) получили надлежащую судебную оценку.
При этом суды учли значимый предмет правового регулирования согласно Закону N 115-ФЗ.
Анализ взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1, частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела позволил судам сделать обоснованный вывод об отсутствии оснований для изменения административного штрафа, назначенного управлением.
...
Назначенное обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.5 КоАП РФ, принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2019 г. N Ф07-729/19 по делу N А56-72575/2018