02 апреля 2019 г. |
Дело N А56-79305/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Преснецовой Т.Г.,
при участии от администрации муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области Александровой Н.И. (доверенность от 10.01.2019 N 1), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Амбарцумяна С.О. (доверенность от 27.12.2018 N 157),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2018 (судья Вареникова А.О.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 (судьи Полубехина Н.С., Желтянников В.И., Тимухина И.А.) по делу N А56-79305/2018,
установил:
Администрация муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187340, Ленинградская обл., Кировский р-н, г. Кировск, Новая ул., д. 1, ОГРН 1054700325855, ИНН 4706023857 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление Росреестра), от 20.04.2018 N 47/120/001/2018-3971 о приостановлении осуществления государственной регистрации права собственности муниципального образования "Кировск" Кировского муниципального района Ленинградской области (далее - Муниципальное образование) на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0440001:219, расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кировский муниципальный р-н, Кировское городское поселение, в районе 1 км автомобильной дороги подъезд к мемориалу "Синявинские высоты", участок 1; обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности Муниципального образования на указанный земельный участок.
До принятия судом решения заявитель в связи с получением уведомления Управления Росреестра от 23.07.2018 N 47/120/001/2018-3971 об отказе в регистрации права собственности Муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0440001:219 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил суд признать незаконным указанное решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации; обязать Управление Росреестра зарегистрировать право собственности Муниципального образования на земельный участок.
Решением от 07.09.2018 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, из закона однозначно не следует возникновение права муниципального образования на земельный участок, занятый общественным кладбищем; нормами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) разграничивается компетенция органов местного самоуправления, но не право собственности на соответствующий земельный участок.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, указывая, что позиция Управления Росреестра основана на нормах закона, касающихся полномочий муниципального района, а не поселения; исходя из совокупности норм земельного законодательства, Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) земельные участки, занятые общественными кладбищами, в силу закона разграничены и относятся к муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель Управления Росреестра поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, решением Кировского городского суда Ленинградской области от 24.10.2016 по административному делу N 2а-3756/2016 по заявлению Кировского городского прокурора Ленинградской области, обратившегося в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в непостановке на кадастровый учет земельного участка под кладбищем "Молодцово", расположенным в Кировском городском поселении с северо-восточной стороны п. Молодцово Кировского муниципального района Ленинградской области, и необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, для регистрации права муниципальной собственности; на Администрацию возложена обязанность в срок до 31.12.2017 сформировать земельный участок под кладбищем "Молодцово", произвести действия по постановке данного земельного участка на кадастровый учет и обратиться в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на указанный земельный участок для исполнения Муниципальным образованием полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
Во исполнение названного судебного акта заявителем был сформирован земельный участок под кладбищем "Молодцово" площадью 10 023 +/- 876 кв. м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования "ритуальная деятельность", расположенный по адресу: Ленинградская обл., Кировский муниципальный р-н, Кировское городское поселение, в районе 1 км автомобильной дороги подъезд к мемориалу "Синявинские высоты", участок 1.
26.09.2017 земельный участок под кладбищем "Молодцово" поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением участку кадастрового номера 47:16:0440001:219. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию на 29.09.2017 в соответствии с пунктом 23 части 5 статьи 8 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации недвижимости) в реестр внесены сведения о том, что земельный участок образован из земель Кировского муниципального района Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением от 10.04.2018 N 47/120/001/2018-3971 о регистрации права собственности Муниципального образования на земельный участок с кадастровым номером 47:16:0440001:219.
Уведомлением от 20.04.2018 N 47/120/001/2018-3971 Управление Росреестра сообщило Администрации о приостановлении государственной регистрации права собственности Муниципального образования на испрашиваемый земельный участок на срок до 20.07.2018 на основании пункта 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации недвижимости в связи с непредставлением документа, подтверждающего возникновение права собственности Муниципального образования на земельный участок, неуказанием основания возникновения права муниципальной собственности на земельный участок.
Уведомлением от 23.07.2018 N 47/120/001/2018-3971 Управление Росреестра сообщило Администрации об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с истечением срока приостановления осуществления государственной регистрации, неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении государственной регистрации права собственности.
Администрация, полагая, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, в силу прямого указания закона находятся в муниципальной собственности и право на такие участки разграничено в силу закона, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, удовлетворяя заявленные требования, посчитали, что земельный участок, занятый общественным кладбищем, находится в муниципальной собственности исходя из совокупности норм (пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон), пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, статей 4, 16 Закона о погребении, устава Муниципального образования), то есть в силу закона, в связи с чем оспариваемый отказ Управления Росреестра противоречит закону.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III ("Собственность на землю") и IV Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости.
Согласно статье 16 того же Кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с данным Кодексом и федеральными законами.
В соответствии со статьей 19 Кодекса в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Разграничение государственной собственности на землю производится в соответствии со статьей 3.1 Вводного закона, согласно пункту 3 которой в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований; земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Приведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Вводного закона установлены основания, по которым у муниципального образования может возникнуть право собственности на земельный участок. При этом по смыслу данных норм, в случае признания земельных участков находящимися в муниципальной собственности в силу закона в соответствующем законе должно быть прямо указано, что земельный участок, отвечающий определенным критериям, является собственностью муниципального образования.
Однако ни в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ни в Законе о погребении не указано, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, находятся в собственности муниципального образования. В отсутствие такого указания в законе земельный участок, на котором не имеется принадлежащих муниципальному образованию объектов и который не предоставлен органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также созданным этими органами казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Образование спорного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, подтверждается приобщенной к делу выпиской из ЕГРН от 29.09.2017.
Таким образом, поскольку Администрация на государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении земельного участка не представила документы, подтверждающие наличие обстоятельств, по которым право муниципальной собственности на участок возникло в результате разграничения государственной собственности на землю, а также наличие иных, предусмотренных гражданским и земельным законодательством оснований возникновения права муниципальной собственности на спорный земельный участок, Управление Росреестра правомерно отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности ввиду непредставления правоустанавливающих документов.
Ссылка в судебных актах на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Закона о погребении в обоснование признания земельного участка находящимся в муниципальной собственности является ошибочной, поскольку необходимость в земельном участке, предназначенном для решения вопросов местного значения, может служить основанием для безвозмездной передачи такого земельного участка в муниципальную собственность, но не для признания возникшим права муниципальной собственности.
При таких обстоятельствах обжалуемые решение и постановление подлежат отмене, поскольку при их принятии суды неправильно применили нормы материального права. Поскольку все существенные для дела обстоятельства судами установлены верно, суд кассационной инстанции в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочен, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Администрации.
Руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2018 по делу N А56-79305/2018 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приведенными положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Вводного закона установлены основания, по которым у муниципального образования может возникнуть право собственности на земельный участок. При этом по смыслу данных норм, в случае признания земельных участков находящимися в муниципальной собственности в силу закона в соответствующем законе должно быть прямо указано, что земельный участок, отвечающий определенным критериям, является собственностью муниципального образования.
Однако ни в Федеральном законе от 06.10.2003 N 131-ФЗ, ни в Законе о погребении не указано, что земельные участки, занятые общественными кладбищами, находятся в собственности муниципального образования. В отсутствие такого указания в законе земельный участок, на котором не имеется принадлежащих муниципальному образованию объектов и который не предоставлен органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также созданным этими органами казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. Образование спорного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, подтверждается приобщенной к делу выпиской из ЕГРН от 29.09.2017.
...
Ссылка в судебных актах на положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Закона о погребении в обоснование признания земельного участка находящимся в муниципальной собственности является ошибочной, поскольку необходимость в земельном участке, предназначенном для решения вопросов местного значения, может служить основанием для безвозмездной передачи такого земельного участка в муниципальную собственность, но не для признания возникшим права муниципальной собственности."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2019 г. N Ф07-1391/19 по делу N А56-79305/2018