04 апреля 2019 г. |
Дело N А26-13081/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Старченковой В.В., Судас Н.Е.,
рассмотрев 02.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 1" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2018 (судья Гарист С.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А26-13081/2017,
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" в лице филиала "Карельский", место нахождения: 198188, Санкт-Петербург, Броневая улица, дом 6, литера Б, ОГРН 1057810153400, ИНН 7841312071 (далее - Общество, заявитель), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Ведлозерского сельского поселения, место нахождения: 186143, Республика Карелия, Пряжинский район, село Ведлозеро, переулок Совхозный, дом 7, ОГРН 1051002321380, ИНН 1021504152 (далее - Администрация), о признании недействительным постановления Администрации Ведлозерского сельского поселения от 11.11.2015 N 54 "Об утверждении схемы теплоснабжения Ведлозерского сельского поселения".
Определением суда первой инстанции от 27.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Петрозаводские коммунальные системы - Тепловые сети", место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, проспект Ленина (Центр р-н), дом 11В, ОГРН 1141001014340, ИНН 1001291153 (далее АО "ПКС-Тепловые сети", третье лицо).
Решением суда первой инстанции от 27.03.2017, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 16.10.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и в дополнении к ней Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 N 154 "О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения" (далее - постановление Правительства N 154). Вывод судов о том, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя не соответствует представленным в материалы дела доказательствам.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение кассационной жалобы было отложено определением суда кассационной инстанции от 19.03.2019, после чего рассмотрение дела продолжено тем же составом суда.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрацией 11.11.2015 издано постановление N 54 "Об утверждении схемы теплоснабжения Ведлозерского сельского поселения" (далее - постановление N 54).
Первоначально полагая, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, Общество обратилось в Пряжинский районный суд Республики Карелия с административным исковым заявлением к Администрации о признании нормативного правового акта - постановления от 11.11.2015 N 54 "Об утверждении схемы теплоснабжения Ведлозерского сельского поселения", недействующим.
Определением Пряжинского районного суда Республики Карелия от 26.09.2017 установлено, что оспариваемое постановление Администрации не отвечает существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, является ненормативным правовым актом, обжалование которого должно осуществляться по правилам арбитражного процессуального законодательства.
Жалоба Общества на данное определение оставлена Верховным судом Республики Карелия без удовлетворения.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для предъявления заявления о признании недействительным постановления N 54 в арбитражный суд.
Суды установили нарушение Администрацией процедуры утверждения Схемы теплоснабжения Ведлозерского сельского поселения, однако придя к выводу о том, что оспариваемый ненормативный акт не нарушает прав и законных интересов заявителя, отказали Обществу в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, полагает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный правовой акт государственного органа может быть признан недействительным лишь при наличии в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта закону и нарушения данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
При этом под ненормативным правовым актом, подлежащим обжалованию в арбитражный суд, понимается документ, содержащий обязательные предписания, распоряжения, влекущие юридические последствия и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов и утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе определение единой теплоснабжающей организации отнесены к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях.
Как следует из пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении, теплоснабжающей организацией является организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергией.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
Согласно пункту 21 постановления Правительства N 154 определение в схеме теплоснабжения единой теплоснабжающей организации (организаций) осуществляется в соответствии с критериями и порядком определения единой теплоснабжающей организации, установленными Правительством Российской Федерации.
Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации приведены в разделе 2 Правил N 808.
В силу пункта 7 Правил N 808 критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
- владение на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии с наибольшей рабочей тепловой мощностью и (или) тепловыми сетями с наибольшей емкостью в границах зоны деятельности единой теплоснабжающей организации;
- размер собственного капитала;
- способность в лучшей мере обеспечить надежность теплоснабжения в соответствующей системе теплоснабжения.
Оспариваемым постановлением Администрации утверждена Схема теплоснабжения Ведлозерского сельского поселения (далее - Схема теплоснабжения), в том числе установлен оптимальный температурный график отпуска тепловой энергии для каждого источника теплоснабжения, вид топлива, потребляемый источниками, статус единой теплоснабжающей организации на территории поселения присвоен ООО "ПКС-Тепловые сети".
При рассмотрении настоящего спора Общество ссылалось на то, что на момент утверждения Схемы теплоснабжения ООО "ПКС-Тепловые сети" не владело на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, то есть не отвечало критериям, установленным пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении и пунктом 7 Правил N 808, а следовательно, не могло быть утверждено в качестве единой теплоснабжающей организации.
Доводы Общества подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе отзывом ООО "ПКС-Тепловые сети" (том дела 2, листы 36-37), в котором третье лицо указало на отсутствие у него статуса теплоснабжающей организации и несоответствие оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства.
Общество также ссылалось на то, что упомянутые в постановлении N 54 в таблице 1.1 источники тепловой энергии (котельные) находились в законном владении заявителя на основании договора аренды объектов теплоснабжения, заключенного 01.02.2015 с муниципальным унитарным предприятием "Пряжинская компания по управлению муниципальным имуществом" (арендодатель), а впоследствии - с 30.06.2016 на основании концессионного соглашения, заключенного с Республикой Карелия.
В соответствии с пунктами 7-9 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства N 154,
- органы местного самоуправления и органы исполнительной власти городов федерального значения размещают информацию о разработке проекта схемы теплоснабжения, материалы по разрабатываемой и (или) ранее утвержденной схеме теплоснабжения, проекты схем теплоснабжения соответственно на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), городского округа (при наличии официального сайта городского округа), органов исполнительной власти городов федерального значения в сети Интернет (далее - официальные сайты);
- органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения в течение 3 календарных дней с даты принятия решения о начале разработки схемы теплоснабжения размещают на официальном сайте уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения и информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 настоящего документа;
- юридическое лицо, приступившее к разработке проекта схемы теплоснабжения, направляет в органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения уведомление о начале разработки схемы теплоснабжения. Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны разместить на официальном сайте указанное уведомление в течение 3 календарных дней с даты его поступления.
Согласно пунктам 11, 12, 14 названных Требований
- проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте;
- рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения;
- уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения не менее чем за 7 календарных дней до проведения публичных слушаний размещают информацию о месте их проведения на официальном сайте. Заключение о результатах проведенных публичных слушаний и протоколы публичных слушаний также размещаются на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты завершения публичных слушаний.
Как указывало Общество при рассмотрении дела, уведомления и информация, обязательная к публичному опубликованию, отсутствовала на официальном сайте Администрации.
Таким образом, Общество, соответствуя установленным критериям единой теплоснабжающей организации, ввиду нарушения Администрацией порядка разработки и утверждения Схемы теплоснабжения (пункты 7-12 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства N 154) было лишено возможности подать заявку на присвоение организации статуса единой теплоснабжающей организации с указанием зоны ее деятельности.
Заявитель также ссылался на то, что оспариваемым постановлением утвержден оптимальный температурный график отпуска тепловой энергии для каждого источника тепловой энергии (таблица 1.13). При утверждении указанного температурного графика в отношении принадлежащих Обществу источников тепловой энергии Администрация нарушила подпункт "з" пункта 10 и пункт 14 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства N 154.
Доводы, приведенные Обществом при рассмотрении дела, свидетельствуют не только о несоответствии оспариваемого постановления требованиям действующего законодательства, но и о нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя, однако не получили должной оценки судов.
Указание суда апелляционной инстанции на возможность использования заявителем иных способов защиты нарушенного права не обеспечит их восстановления, поскольку приводимые Обществом доводы свидетельствуют о незаконности оспариваемого постановления с момента его издания, в том числе в части определения единой теплоснабжающей организации, которая в силу приведенных норм не может быть заменена посредством актуализации Схемы теплоснабжения.
Поскольку выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствует имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции (пункт 3 части 1 статьи 287 АПК РФ).
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, дать надлежащую оценку доводам Общества о несоответствии оспариваемого постановления нормам действующего законодательства и нарушении прав и охраняемых законом интересов заявителя, при правильном применении норм материального и процессуального права разрешить спор, распределить судебные расходы, связанные с подачей кассационной жалобы.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 27.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу N А26-13081/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Карелия.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 Правил N 808 статус единой теплоснабжающей организации присваивается теплоснабжающей и (или) теплосетевой организации решением федерального органа исполнительной власти (в отношении городов с населением 500 тысяч человек и более) или органа местного самоуправления при утверждении схемы теплоснабжения поселения, городского округа.
...
Критерии и порядок определения единой теплоснабжающей организации приведены в разделе 2 Правил N 808.
В силу пункта 7 Правил N 808 критериями определения единой теплоснабжающей организации являются:
...
При рассмотрении настоящего спора Общество ссылалось на то, что на момент утверждения Схемы теплоснабжения ООО "ПКС-Тепловые сети" не владело на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями, то есть не отвечало критериям, установленным пунктом 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении и пунктом 7 Правил N 808, а следовательно, не могло быть утверждено в качестве единой теплоснабжающей организации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2019 г. N Ф07-17769/18 по делу N А26-13081/2017
Хронология рассмотрения дела:
11.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-13081/17
04.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17769/18
16.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-23713/18
27.03.2018 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-13081/17