04 апреля 2019 г. |
Дело N А56-48910/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от Администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области Рыжовой Н.В. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 03.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-48910/2018,
установил:
Администрация муниципального образования Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187450, Ленинградская область, Волховский район, г. Новая Ладога, пр. К. Маркса, д. 21, (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Контрольно-счетному органу Волховского муниципального района Ленинградской области, место нахождения: 187401, Ленинградская область, Волховский район, г. Волхов, Кировский пр., д. 32 каб. 419; (далее - КСО) о признании незаконными распоряжения председателя КСО N 1 от 15.01.2018 "О внесении изменений в план работы Контрольно-счетного органа на 2018 год в части проведения контрольного мероприятия "Проверка законности использования бюджетных средств, предназначенных для решения вопросов местного значения администрацией муниципального образования Новоладожское городское поселение и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Волховского муниципального района в бюджет муниципального образования Новоладожское городское поселение, за период 2016-2017 годы"; уведомления N 11 от 07.02.2018 и приложения к нему; акта от 12.02.2018 N 14 по фактам создания препятствий сотрудникам КСО в проведении контрольного мероприятия; распоряжения председателя КСО N 4 от 12.02.2018 года; уведомления N 16 от 12.02.2018.
Определением суда от 18.06.2018 заявление Администрации принято к производству, при этом суд учел, что определением от 16.03.2018 Волховский городской суд Ленинградской области отказал в принятии административного искового заявления, ссылаясь на неподведомственность заявления суду общей юрисдикции, поскольку сторонами по делу являются юридические лица.
Решением суда первой инстанции от 01.10.2018 требования Администрации оставлены без удовлетворения.
Постановлением апелляционного суда от 19.12.2018 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам, просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, КСО превысил свои полномочия, самостоятельно определив проверяемый период; решение о включении контрольного мероприятия в план работы КСО на 2018 год принято с превышением полномочий и поэтому является незаконным. Кроме того, КСО не представило доказательств направления соответствующего плана на рассмотрение и согласование в органы прокуратуры с целью последующего включения в ежегодный план проведения плановых проверок.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.
КСО извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 13.12.2017 в адрес КСО одновременно с решением Совета депутатов муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 11.12.2017 N 59 поступило обращение с просьбой провести проверку законности использования бюджетных средств, предназначенных для решения вопросов местного значения администрации Новоладожского городского поселения, и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Волховского муниципального района в бюджет муниципального образования Новоладожское городское поселение.
Распоряжением председателя КСО от 26.12.2017 N 20 утвержден план работы КСО на 2018 год, в который включено контрольное мероприятие "Проверка законности использования бюджетных средств, предназначенных для решения вопросов местного значения администрации МО Новоладожское городское поселение, и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Волховского муниципального района в бюджет муниципального образования Новоладожское городское поселение за период 2016 года и истекший период 2017 года" (подраздел 2.2.1)".
Распоряжением КСО от 15.01.2018 внесены изменения в годовой план работы КСО на 2018 год, в том числе в подразделе 2.2.1 период проверки указан "за 2016-2017 годы (выборочно)".
В соответствии с утвержденным планом работы КСО направило 07.02.2018 в адрес Администрации уведомление о проведении контрольного мероприятия в период с 12.02.2018 по 02.03.2018 и Программу проведения контрольного мероприятия, а также сообщило перечень документов, необходимых для проведения контрольного мероприятия, часть из которых предложено представить к 12.02.2018 в виде надлежаще заверенных копий.
Письмом от 09.02.2018 N 113-01-13 Администрация заявила о недоверии к КСО Волховского муниципального района в связи с наличием, по мнению Администрации, у проверяющих некорректной заинтересованности. Письмом от 12.02.2018 N 116-01-13 Администрация сообщила КСО об отказе в предоставлении личных дел сотрудников администрации, содержащих конфиденциальную информацию.
В связи с непредставлением Администрацией документов, необходимых для проверки, КСО составлен Акт от 12.02.2018 N 14 по фактам чинения препятствий сотрудникам КСО в проведении контрольного мероприятия и вручено уведомление от 12.02.2018 N 16 о переносе срока проведения контрольного мероприятия, который определен с 19.02.2018 по 13.03.2018. Администрации также представлена Программа проведения контрольного мероприятия и сообщен перечень документов, необходимых для его проведения, часть из которых предложено представить к 19.02.2018 в виде надлежаще заверенных копий.
Администрация не согласилась с указанными актами и оспорила их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, ссылаясь на обеспечение права заявителя на судебную защиту, принял к производству подлежащее рассмотрению судом общей юрисдикции заявление, рассмотрел его по существу и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, исследовав материалы дела и изучив доводы жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов по следующим основаниям.
Контрольно-счетный орган Волховского муниципального района Ленинградской области осуществляет свою деятельность на основании Положения о Контрольно-счетном органе, утвержденном Решением Совета депутатов Волховского муниципального района Ленинградской области от 10.11.2011N 48 (далее - Положение о КСО).
В соответствии с частью 11 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", а также пунктом 1.2.3 Соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля от 27.02.2015 Совет депутатов муниципального образования Новоладожского городского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области передал КСО полномочия контрольно-счетного органа поселения. В том числе, переданы полномочия по внешней проверке годового отчета по исполнению бюджета поселения, а также контрольные полномочия, установленные федеральными законами, законами Ленинградской области, уставом поселения и решениями Совета депутатов поселения.
Контрольные полномочия, предусмотренные подпунктом 1.2.3. Соглашения, реализуются путем включения в план работы КСО района с его согласия не более двух контрольных мероприятий в год, на основании предложений Совета депутатов или главы поселения, представляемых в сроки, установленные для формирования плана работы КСО района. Контрольные мероприятия в соответствии с Соглашением включаются в план работы КСО района отдельным разделом (подразделом).
Подпунктами 12.1, 12.2 Положения о КСО определено, что КСО осуществляет свою деятельность на основе годовых и текущих планов работы, которые формируются, исходя из необходимости обеспечения всестороннего системного контроля за исполнением бюджета муниципального района с учетом полномочий КСО. Планы разрабатываются и утверждаются председателем КСО до 30 декабря года, предшествующего планируемому.
Порядок включения в планы работы КСО контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проводимых при осуществлении переданных КСО полномочий контрольно-счетных органов поселений, определяется соглашениями о передаче полномочий (пункт 12.6 Положения о КСО).
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что годовой план работы КСО, в который включено контрольное мероприятие в отношении Администрации (подраздел 2.2.1), утвержден 20.12.2017.
Администрация 07.02.2018 уведомлена о дате начала проведения проверки, программе проверки и в уведомлении также указан перечень документов, необходимых для проведения проверки.
Довод подателя жалобы относительно того, что КСО превысил свои полномочия, самостоятельно определив проверяемый период, рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен, поскольку изменения, внесенные в годовой план распоряжением от 15.01.2018, в части подраздела 2.2.1 не изменили ни содержание контрольного мероприятия, ни время его проведения.
При этом судами учтено, что изменение формулировки "за период 2016 года и истекший период 2017 года" на формулировку периода "за 2016-2017 годы (выборочно)" не может быть признано нарушением, влекущим незаконность плана работы КСО в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан вывод о том, что КСО действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Положением о контрольно-счетном органе, Соглашением о передаче полномочий от 27.02.2015, Законом N 6-ФЗ, оспариваемые акты КСО соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Довод подателя жалобы о том, что КСО не представило доказательств направления соответствующего плана на рассмотрение и согласование в органы прокуратуры с целью последующего включения в ежегодный план проведения плановых проверок, подлежит отклонению, поскольку данный довод в судах первой и апелляционной инстанций не заявлялся и судами не исследовался, в связи с чем податель жалобы несет риск наступления неблагоприятных для него последствий несовершения им процессуальных действий.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения и получили надлежащую правовую оценку.
С учетом изложенного следует признать, что суды обеих инстанций правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами документы и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2018 по делу N А56-48910/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования Новоладожское городское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы относительно того, что КСО превысил свои полномочия, самостоятельно определив проверяемый период, рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен, поскольку изменения, внесенные в годовой план распоряжением от 15.01.2018, в части подраздела 2.2.1 не изменили ни содержание контрольного мероприятия, ни время его проведения.
При этом судами учтено, что изменение формулировки "за период 2016 года и истекший период 2017 года" на формулировку периода "за 2016-2017 годы (выборочно)" не может быть признано нарушением, влекущим незаконность плана работы КСО в оспариваемой части.
При таких обстоятельствах судами обеих инстанций сделан вывод о том, что КСО действовал в рамках полномочий, предоставленных ему Положением о контрольно-счетном органе, Соглашением о передаче полномочий от 27.02.2015, Законом N 6-ФЗ, оспариваемые акты КСО соответствуют требованиям законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2019 г. N Ф07-2840/19 по делу N А56-48910/2018