02 апреля 2019 г. |
Дело N А42-4544/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 02.04.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
рассмотрев 02.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2018 (судья Кушниренко В.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 (судьи Юрков И.В., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А42-4544/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стандарт", место нахождения: 183032, город Мурманск, улица Академика Павлова, дом 11, ОГРН 1155190090535, ИНН 5090051634 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Мурманской области (далее - Инспекция) о признании незаконным и отмене предписания от 14.03.2018 N 155/56.
Решением суда первой инстанции от 13.08.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 07.12.2018, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить.
Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения от 02.03.2018 N 340 Инспекция провела в отношении Общества внеплановую выездную проверку с целью проверки обращения по вопросу нарушения Обществом лицензионных требований в части предоставления коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению ненадлежащего качества, а также в части ненадлежащего содержания и ремонта общего имущества многоквартирного дома (МКД) N 62 по проспекту Кирова в городе Мурманске.
В ходе проверки установлено, что подогрев горячей воды для указанного МКД осуществляется с помощью 2-ступенчатого 8-секционного водонагревателя, установленного в тепловом центре МКД. На момент проверки водонагреватель находился в нерабочем состоянии; подача горячей воды не осуществляется, отсечная задвижка, установленная на разводящем трубопроводе внутридомовой системы горячего водоснабжения, перекрыта.
По результатам проверки составлен акт от 14.03.2018 N 382.
Предписанием от 14.03.2018 N 155/56 Обществу предложено в срок до 25.05.2018 выполнит работы по восстановлению работоспособности оборудования водонагревателя (ремонт или замена секций водонагревателя), расположенного в теплоцентре многоквартирного дома N 62А по проспекту Кирова, для обеспечения бесперебойного круглосуточного горячего водоснабжения в многоквартирном доме; а также предоставить информацию о выполнении предписания.
Общество не согласилось с предписанием Инспекции, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.
В соответствии с частью 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей.
Как предусмотрено частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 16 Правил N 491).
Общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подпункт "д" пункта 10 Правил N 491).
Согласно требованиям Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, к работам, необходимым для надлежащего содержания оборудования и систем инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в частности относится проверка работоспособности и обслуживание устройства водоподготовки для системы горячего водоснабжения. При выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
В данном случае судами установлено, что Общество, осуществляющее на основании договора от 01.06.2017 деятельность по управлению многоквартирным домом, допустило ненадлежащее техническое состояние водонагревателя.
Суды приняли во внимание вывод, отраженный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27, о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Довод Общества о том, что перечисленные в предписании работы носят капитальный характер, отклоняется судом кассационной инстанции.
В соответствии с приложением N 7 к Правилам N 170, постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, к перечню работ, относящемуся к текущему ремонту водопровода и канализации, горячего водоснабжения относятся установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях.
Суды констатировали, что Общество, являясь юридическим лицом, осуществляющим с управление многоквартирным домом, не приняло своевременных мер по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; бездействие заявителя противоречит требованиям жилищного законодательства, нарушает права и законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме.
Оспариваемое предписание как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение Обществом своих обязанностей в жилищной сфере, является законным, обоснованным и исполнимым.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием апелляционным судом положений процессуального законодательства и законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 13.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2018 по делу N А42-4544/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стандарт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды приняли во внимание вывод, отраженный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10 по делу N А08-4962/2009-27, о том, что все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
...
В соответствии с приложением N 7 к Правилам N 170, постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, к перечню работ, относящемуся к текущему ремонту водопровода и канализации, горячего водоснабжения относятся установка, замена и восстановление работоспособности отдельных элементов и частей элементов внутренних систем водопроводов и канализации, горячего водоснабжения включая насосные установки в жилых зданиях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2019 г. N Ф07-2438/19 по делу N А42-4544/2018