09 апреля 2019 г. |
Дело N А66-12155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 апреля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сергеевой И.В., Чуватиной Е.В.,
при участии от Администрации города Твери - Воробьевой Ю.А. (доверенность от 01.10.2018), Ковалевой И.И. (доверенность от 04.09.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрация города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 20.09.2018 (судья Белова А.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А66-12155/2018,
установил:
Администрация города Твери (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Форум Тверь" (далее - Общество) об обязании ответчика обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области с заявлением для изменения вида разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200016:43, площадью 2 397 кв. м, расположенного по адресу: г.Тверь, наб. реки Лазури, д.15, стр.1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 20.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 13.12.2018, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Общество и Управление о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200016:43 площадью 2 397 кв. м, расположенного по адресу: г. Тверь, наб.реки Лазури, д. 15, стр. 1, который имеет вид разрешённого использования - под производственное здание с пристроенным складом.
Сотрудниками департамента управления имуществом и земельными ресурсами администрации города Твери проведено обследование данного земельного участка, по результатам которого составлен акт осмотра от 05.10.2017 N 131.
В ходе проведённого обследования установлено, что расположенный в границах земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200016:43 объект капитального строительства с кадастровым номером 69:40:0200016:51 - производственное здание с пристроенным складом, собственником которого является Общество, используется как объект торговли.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Твери, утвержденными решением Тверской городской Думы от 02.07.2003 N 71 в ред. от 09.06.2016 (далее - Правила), земельный участок с кадастровым номером 69:40:0200016:43 расположен в зоне общественных центров (ОЦ), градостроительный регламент которой установлен статьёй 28 Правил. Зона предназначена для размещения объектов капитального строительства здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.
Обществу, как собственнику земельного участка с кадастровым номером 69:40:0200016:43, вид разрешённого использования которого не соответствует фактическому использованию, Администрацией направлено уведомление с указанием на необходимость приведения вида разрешенного использования земельного участка в соответствие градостроительному регламенту и фактическому использованию.
Поскольку Общество не отреагировало на данное уведомление и не обеспечило приведение вида разрешённого использования земельного участка в соответствие с фактическим использованием, Администрация обратилась в суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований Администрации, поскольку признал, что спорный земельный участок может использоваться в соответствии с ранее установленным видом разрешенного использования, даже если оно не соответствует градостроительному регламенту.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей Администрации, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Пункт 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Положения указанной нормы устанавливают общий критерий, позволяющий изменить именно фактическое использование земельного участка, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, действующим законодательством не предусмотрена возможность понуждения собственника земельного участка изменять вид разрешенного использования земельного участка, в отсутствие доказательств опасности использования земельного участка для жизни или здоровья граждан, окружающей среды, объектов культурного наследия.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Учитывая изложенное, кассационная жалоба Администрации удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 20.09.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2018 по делу А66-12155/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрация города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 3 статьи 37 ГрК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования, размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2019 г. N Ф07-2418/19 по делу N А66-12155/2018