11 апреля 2019 г. |
Дело N А26-4729/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Корабухиной Л.И.,
при участии от Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия Першиной М.А. (доверенность от 20.03.2019), Сергеенковой С.Б. (доверенность от 20.03.2019),
рассмотрев 04.04.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия и Контрольно-счетной палаты Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.08.2018 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 (судьи Сомова Е.А., Протас Н.И., Юрков И.В.) по делу N А26-4729/2018,
установил:
Министерство сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Свердлова, д. 8, ОГРН 1041000031930, ИНН 1001048092 (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Контрольно-счетной палате Республики Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 12, ОГРН 1121001005168, ИНН 1001258149 (далее - Контрольно-счетная палата) о признании незаконными пунктов 3, 4, 6, 7, 8, 10 и 11 представления от 24.04.2018 N 2-4/361.
Решением суда первой инстанции от 24.08.2018 заявленные требования удовлетворены частично: признаны незаконными пункт 4 (полностью) и пункт 7 (в части указания на необоснованное предоставление субсидии из средств федерального бюджета в сумме 6,62 тыс. руб.) представления Контрольно-счетной палаты от 24.04.2018 N 2-4/361. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 04.12.2018 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство просит отменить решение и постановление апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными пунктов 3, 6, 8, 11 представления. По мнению подателя жалобы, решение суда в этой части принято при неполном выяснении обстоятельств дела.
В кассационной жалобе Контрольно-счетная палата просит отменить принятые по делу судебные акты в части признания незаконным пункта 4 представления. Как указывает орган финансового контроля, выводы судов об отсутствии в действиях Министерства нарушения пункта 6 Условий предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 N 13-П, являются ошибочными.
В отзыве на кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Министерство просит оставить судебные акты в обжалуемой заинтересованным лицом части без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представители Министерства поддержали доводы своей кассационной жалобы, против удовлетворения жалобы Контрольно-счетной палаты возражали.
Контрольно-счетная палата о времени и месте рассмотрения жалоб извещена надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направила, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалоб.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы на 2018 год Контрольно-счетной палатой в период с 23.01.2018 по 13.03.2018 в отношении Министерства проведена проверка законности и результативности (эффективности и экономности) использования средств бюджета Республики Карелия, предоставленных в виде субсидий АО "Пряжинское" в 2015 - 2017 годах.
В ходе проверки выявлены допущенные Министерством нарушения бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете, которые зафиксированы в акте от 15.03.2018. Представленные Министерством на акт замечания и возражения частично учтены при подготовке отчета о результатах контрольного мероприятия.
Постановлением коллегии Контрольно-счетной палаты от 18.04.2018 N 10 утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия, в адрес Министерства направлено представление об устранении нарушений и недостатков от 24.04.2018 N 2-4/361.
Считая пункты 3, 4, 6, 7, 8, 10 и 11 представления незаконными, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили заявленные требования частично, признав незаконными пункт 4 (полностью) и пункт 7 (в части указания на необоснованное предоставление субсидии из средств федерального бюджета в сумме 6,62 тыс. руб.) оспариваемого представления.
При этом суды правомерно исходили из следующего.
Согласно пункту 4 оспариваемого представления Министерством в нарушение требований пункта 6 Условий предоставления в 2015 году субсидий, что выразилось в отсутствии подтверждения прохождения процедуры отбора инвестиционных проектов, неправомерно предоставлена субсидия по Соглашению от 21.12.2015 N 14/и на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) ЗАО "Пряжинское" в объеме 346,47 тыс. руб., в том числе из средств бюджета Республики Карелия - 61,50 тыс. руб., из средств федерального бюджета - 284,97 тыс. руб.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ) нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" (далее - Закон о развитии сельского хозяйства) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путем обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона о развитии сельского хозяйства).
В части 2 статьи 7 Закона о развитии сельского хозяйства предусмотрено, что финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 1460 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в которых определены размеры предоставляемых субсидий за счет средств федерального бюджета (далее - Правила N 1460)
Согласно подпункту "в" пункта 2 Правил N 1460 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 1 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет (за исключением организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, занимающихся мясным скотоводством и (или) производством молока), - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Минсельхозом России.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2015 N 53 с 06.02.2015 в пункт 12 Правил N 1460 внесены дополнения о том, что по кредитам (займам), предусмотренным подпунктами "в" - "д" настоящих Правил, уполномоченный орган после проведения проверки представленных заемщиком документов формирует соответствующий пакет документов и направляет его в Минсельхоз России для прохождения процедуры отбора инвестиционных проектов. Порядок отбора инвестиционных проектов устанавливается Минсельхозом России исходя из следующих основных критериев:
целесообразность реализации инвестиционного проекта с учетом федерального и регионального балансов производства сельскохозяйственной продукции;
экономическая эффективность инвестиционного проекта и повышение уровня финансовой устойчивости организации, реализующей указанный проект;
увеличение объема производства (переработки) сельскохозяйственной продукции;
использование организацией собственных средств для реализации инвестиционного проекта.
Субсидии предоставляются только по инвестиционным проектам, прошедшим отбор в установленном порядке.
Размеры субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) за счет средств бюджета Республики Карелия, в том числе источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, в 2015 году определялись в соответствии с Условиями предоставления в 2015 году субсидий из бюджета Республики Карелия на поддержку агропромышленного комплекса Республики Карелия, утвержденными постановлением Правительства Республики Карелия от 02.02.2015 N 13-П (далее - Условия).
Согласно пункту 6 Условий субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), предусмотренным подпунктами 3-4.1 настоящего пункта, предоставляются только при условии прохождения процедуры отбора инвестиционных проектов. Порядок отбора инвестиционных проектов устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Суды установили, что Министерством заключено Соглашение с ЗАО "Пряжинское" от 21.12.2015 N 14/и о предоставлении обществу субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, в сумме 346,472 тыс. руб., в том числе за счет средств бюджета Республики Карелия - 61,5 тыс. руб., федерального бюджета - 284,972 тыс. руб. В соответствии с Соглашением субсидия предоставлялась в отношении инвестиционных кредитов, полученных на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства (кредитные договоры от 20.06.2011 N 112101/0085, от 27.06.2012 N 122101/0107 и от 22.10.2012 N 122101/0179).
Установив, что Министерством не представлено подтверждение прохождения ЗАО "Пряжинское" процедуры отбора инвестиционных проектов в части перечисленных инвестиционных кредитов, Контрольно-счетная палата пришла к выводу о нарушении требований пункта 6 Условий и неправомерном предоставлении Министерством субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по спорным инвестиционным кредитам (займам).
Оценивая выводы органа финансового контроля, суды правомерно приняли во внимание, что согласно части 1 статьи 11 Закона о развитии сельского хозяйства субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на возмещение части затрат на уплату процентов предоставляются на весь срок использования кредитов, полученных в российских кредитных организациях.
В данном случае рассматриваемые инвестиционные проекты ранее субсидировались, поэтому их отбор по процедуре, предусмотренной Порядком отбора инвестиционных проектов, утвержденным приказом Минсельхоза России от 27.07.2011 N 241, не проводился.
Кроме того, суды учли, что полученный по результатам проведения отбора ранее субсидированных долгосрочных инвестиционных проектов отказ в субсидировании противоречил бы требованиям части 1 статьи 11 Закона о развитии сельского хозяйства о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов на весь срок использования кредитов.
Также из материалов дела видно, что между Минсельхозом России и Правительством Республики Карелия заключено Соглашение от 04.02.2014, которым определен объем остатка ссудной задолженности по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах, с 2004 по 2012 годы. В приложении к Соглашению от 04.02.2014 определен перечень инвестиционных кредитов (займов), подлежащих субсидированию в соответствии с Правилами N 1460, в который были включены спорные кредитные договоры.
Судебные инстанции сочли, что такие решения и действия Минсельхоза России как органа, осуществляющего контроль соблюдения условий предоставления субсидий, предполагали продолжение субсидирования подвергнутых инвентаризации инвестиционных проектов.
Помимо изложенного, отсутствие нарушений Правил N 1460 при предоставлении в 2015 году субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным ЗАО "Пряжинское" по кредитным договорам от 20.06.2011 N 112101/0085, от 27.06.2012 N 122101/0107 и от 22.10.2012 N 122101/0179, подтверждено Минсельхозом России в письме от 26.04.2018 N 17/1400.
Суды правомерно учли позицию Минсельхоза России, к компетенции которого относится определение порядка отбора инвестиционных проектов, и не установили нарушений Министерством Правил N 1460.
Ссылки органа финансового контроля на судебные акты по делу N А26-2184/2017 правового значения не имеют, поскольку в рамках названного дела суды оценивали соблюдение условий предоставления субсидии со стороны ЗАО "Пряжинское".
Доводы, приведенные Контрольно-счетной палатой в кассационной жалобе, повторяют позицию заинтересованного дела, получившую надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, оснований не согласиться с которой у кассационной инстанции не имеется.
Согласно пункту 3 представления Контрольно-счетной палатой установлено нарушение Министерством пункта 10 приложения к Условиям, выразившееся в принятии стоимости произведенных работ по известкованию почв в отсутствие документов, подтверждающих транспортные расходы ЗАО "Пряжинское", в результате которого объем неправомерно предоставленной по Соглашению от 26.03.2015 N 1/пи субсидии составил 710,24 тыс. руб.
В подпункте 2 пункта 4 Условий предусмотрено, что субсидии на повышение почвенного плодородия предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям при условии проведения работ по известкованию почв в размере, определяемом Министерством, в пределах средств, предусмотренных в бюджете Республики Карелия на указанные цели. Авансовые выплаты по субсидии предоставляются в размере 50% от общей суммы субсидии, предусмотренной на указанные цели. Размер указанной субсидии определяется как 80% от стоимости извести с учетом доставки.
Из материалов дела следует, что для заключения соглашения о предоставлении субсидии на повышение почвенного плодородия (известкование почв) в начале 2015 года с целью получения авансовых выплат ЗАО "Пряжинское" представило в Министерство договор от 16.02.2015, заключенный с ООО "Агроном плюс", на поставку аммиачной селитры, калия хлористого гранулированного, Торнадо 500, известково-доломитовой муки в общей сумме 4 435,0 тыс. руб. (в том числе стоимость поставки 600 тонн известково-доломитовой муки - 2 490,0 тыс. руб.) и справку-расчет за 2015 год с указанием размера потребности в субсидиях.
Министерством заключено Соглашение с ЗАО "Пряжинское" от 26.03.2015 N 1/пи о предоставлении обществу субсидии на повышение почвенного плодородия при условии проведения работ по известкованию почв на сумму 1 992,0 тыс. руб. (80% от стоимости поставки 600 тонн известково-доломитовой муки по договору с ООО "Агроном плюс"), в ходе реализации которого обществу платежным поручением от 31.03.2015 перечислен аванс в размере 996,0 тыс. руб. (50% от суммы субсидии).
Из подпункта "в" пункта 10 приложения к Условиям следует, что в перечень документов для получения субсидий на известкование почв включены: заверенные получателем субсидии копии договора на приобретение известкового материала, документов, подтверждающих оплату приобретенного известкового материала в полном объеме, счета-фактуры на приобретение известкового материала, накладных, сертификатов качества приобретенного материала или результатов испытаний качества известкового материала, товарно-транспортных накладных, иных документов, подтверждающих транспортные расходы, актов выполненных работ, подтверждающих выполнение работ по известкованию почв.
Для подтверждения расходов по доставке известняковой муки обществом в Министерство представлена калькуляция стоимости транспортных расходов по перевозке известняковой (доломитовой) муки, утвержденная генеральным директором ЗАО "Пряжинское" Никоновым В.В., согласно которой стоимость перевозки 1 тонны составила 1 585,35 руб.
Суды обоснованно исходили из того, что в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных учетных документов ведется бухгалтерский учет. Калькуляция стоимости - внутренний документ организации, не являющийся первичным учетным документом. Данные, отображаемые в калькуляции, рассчитываются на основании действующего законодательства о бухгалтерском учете.
Допустимыми документами, подтверждающими транспортные расходы общества, являются первичные бухгалтерские документы, обосновывающие произведенные им затраты на транспортировку (доставку извести).
Вместе с тем в первичных документах - путевых листах отсутствуют нормы расхода топлива на конкретных транспортных средствах общества, в связи с чем стоимость горюче-смазочных материалов для перевозки 1 тонны известняка в размере 8 600 руб. документально орган финансового контроля и суды сочли не подтвержденной.
Первичные документы, подтверждающие остальные затраты на перевозку 1 тонны известняка, в том числе штатное расписание, табели учета использования рабочего времени и расчета оплаты труда, расчетные (расчетно-платежные, платежные) ведомости, расчеты по начисленным взносам в фонды социального страхования, инвентаризационные карточки учета основных средств с нормами амортизации, акты расхода материалов (по запасным частям на ремонт и замене резины), справки о стоимости ремонтных и гаражных работ, представлены не были.
Сведения калькуляции также не были подтверждены встречным контрольным мероприятием в ЗАО "Пряжинское", в ходе которого обществом представлена карточка счета 10.2 "Материалы: мука известняковая" за 2015 год. В ней отражена сумма транспортных расходов грузового автотранспорта в объеме 712,81 тыс. руб., что на 174,99 тыс. руб. меньше стоимости транспортных расходов, принятых Министерством для предоставления обществу субсидии - 887,796 тыс. руб.
Суды пришли к выводу, что путевые листы о перевозке 560 тонн извести из п. Рускеала в п.г.т. Пряжа и калькуляция стоимости транспортных расходов по перевозке известняковой (доломитовой) муки не являлись надлежащими и исчерпывающими доказательствами, подтверждающими фактически понесенные ЗАО "Пряжинское" транспортные расходы, в связи с чем у Министерства не имелось оснований принимать их в качестве документов, соответствующих подпункту "в" пункта 10 приложения к Условиям.
Выводы судебных инстанций в этой части Министерством в кассационной жалобе не опровергнуты.
Таким образом, пункт 3 оспариваемого представления обоснованно признан судами законным, поскольку в нарушение Условий и условий Соглашения от 26.03.2015 N 1/пи Министерством не было достоверно подтверждено использование средств субсидии в размере 710,24 тыс. руб. (80% от неподтвержденной суммы расходов в размере 887,796 тыс. руб.) на цели известкования почв.
В пункте 6 представления Контрольно-счетной палатой установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 76,01 тыс. руб., в том числе средств бюджета Республики Карелия - 13,27 тыс. руб., федерального бюджета - 62,74 тыс. руб., что выразилось в направлении средств субсидии ЗАО "Пряжинское" на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) в указанных суммах и оплате Министерством соответствующих денежных обязательств не в целях, определенных Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Минсельхозом России и высшим государственным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, от 09.02.2015 N 83/17-с и Законом о бюджете на 2015 год.
Соглашением о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемым между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, от 09.02.2015 N 83/17-с (далее - Соглашение с Минсельхозом России от 09.02.2015 N 83/17-с) с учетом дополнительных соглашений к нему, предусмотрено предоставление из федерального бюджета субсидий в рамках государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, в частности:
на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства (подпрограмма "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства") в объеме 2 090,5 тыс. руб. по коду бюджетной классификации 04 05 2515039 521;
на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства (подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства") в объеме 47 603,5 тыс. руб. по коду бюджетной классификации 04 05 2525048 521.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств.
При исполнении Закона о бюджете на 2015 год Министерство направляло субсидии как на цели развития животноводства, так и на цели развития растениеводства.
В соответствии с Соглашением от 21.12.2015 N 14/и субсидия предоставляется по инвестиционным кредитам (займам), полученным на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства (пункт 1).
Из пункта 4 Соглашения от 21.12.2015 N 14/и следовало, что на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства Министерством установлен целевой показатель результативности предоставления субсидии - объем производства кормов в количестве 1 200 тонн кормовых единиц.
Согласно кредитному договору с ОАО "Россельхозбанк" от 20.06.2011 N 112101/0085 ЗАО "Пряжинское" предоставлен кредит в сумме 3 000,0 тыс. руб. на приобретение холодильного оборудования. Обществом приобретено холодильное оборудование.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 Условий субсидии предоставляются, в том числе сельскохозяйственным товаропроизводителям по инвестиционным кредитам (займам), полученным с 1 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии перечнем, утверждаемым Минсельхозом России.
Исходя из пункта 5 приложения N 1 к приказу Минсельхоза России от 11.02.2013 N 53 подтверждением целевого использования кредита явилось приобретение холодильного оборудования.
Вместе с тем представленные ЗАО "Пряжинское" для получения субсидии документы не подтверждали использование обществом приобретенного холодильного оборудования на цели развития растениеводства, поскольку было установлено, что холодильная установка используется в помещении склада-холодильника на территории зверофермы общества. По сведениям регистров бухгалтерского учета общества, холодильная установка 1 декабря 2011 года была введена в эксплуатацию и в 2015 году использовалась для хранения сырья продукции животноводства: жира песцового, жома, комбикормов, кормовой смеси гранулированной, мяса вынужденного забоя, отходов рыбных, рыбной мелочи, субпродуктов, тушек лисицы и песца и готовой продукции животноводства: мяса, субпродуктов, шкурок лисицы, норок, телят и шкур крупного рогатого скота.
Использовав в 2015 году холодильное оборудование для нужд животноводства, общество не могло обеспечить достижение целевого показателя результативности предоставления субсидии в виде установленного объема произведенных кормов, предусмотренного Соглашением от 21.12.2015 N 14/и, и показателей результативности предоставления субсидии на возмещение части процентной ставки по инвестиционному кредиту на приобретение этого оборудования, предоставленного на развитие растениеводства, переработки и развитие инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства на 2015 год, установленных Соглашением с Минсельхозом России от 09.02.2015 N 83/17-с и Государственной программой.
Несмотря на эти обстоятельства Министерством принято решение о предоставлении субсидии и заключено Соглашение от 21.12.2015 N 14/и, во исполнение которого Министерство перечислило субсидию из средств бюджета Республики Карелия - 13,273 тыс. руб. и средств федерального бюджета - 62,737 тыс. руб.
С учетом установленных обстоятельств суды правомерно сочли подтвержденными факты допущенного заявителем нецелевого использования бюджетных средств, подлежавших направлению на цели развития растениеводства. Письмо Минсельхоза России от 29.05.2018 N 17/1888, на которое ссылается податель жалобы, выводы судов в этой части не опровергает.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств признается нецелевым использованием бюджетных средств.
В пункте 8 оспариваемого представления установлено нарушение части 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, выразившееся в том, что в 2017 году Министерством на основании документов о проведенной инвентаризации дебиторской задолженности отражено исключение (списание) дебиторской задолженности по авансовым платежам ЗАО "Пряжинское" за 2016 год, что фактически представляло собой принятие обязательств (начисление расходов) и зачет авансовых платежей по субсидии в сумме 982,89 тыс. руб. по Соглашению от 12.05.2016 N 2пм на возмещение части затрат на разработку проектно-сметной документации на реконструкцию мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и субсидии в сумме 599,42 тыс. руб. по Соглашению от 12.09.2016 N 18/п на повышение почвенного плодородия (известкование почв), при невыполнении обществом условий, установленных при их предоставлении (регистрация притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета).
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета не допускается. Для целей настоящего закона под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.
В данном случае суды установили, что Министерством в нарушение приведенных требований закона допущена регистрация притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета, а именно: регистрация на основании документов о проведенной инвентаризации дебиторской задолженности операции по исключению (списанию) дебиторской задолженности по авансовым платежам АО "Пряжинское" за 2016 год, прикрывающей собой операции по принятию обязательств (расходов) и зачет авансовых платежей по субсидиям по Соглашению от 12.05.2016 N 2пм в сумме 982,89 тыс. руб. и Соглашению от 12.09.2016 N 18/п в сумме 599,42 тыс. руб., совершенные в нарушение Порядка учета обязательств, определенного Учетной политикой Министерства.
Доводы заявителя в этой части были предметом тщательного исследования при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах. Несогласие подателя жалобы с данной судами оценкой представленным в дело доказательствам о неправильном применении судами норм материального права в рассматриваемом случае не свидетельствует.
В пункте 11 представления указано на нарушение подпунктов 1, 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, выразившееся в необеспечении в полной мере Министерством, как главным распорядителем бюджетных средств, целевого характера использования бюджетных средств и соблюдения получателем субсидий условий, установленных при их предоставлении.
Поскольку материалами дела подтверждено нарушение Министерством целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств, отраженное в пункте 6 представления, оснований для признания недействительным пункта 11 представления также не имелось.
При таких обстоятельствах пункты 3, 6, 8 и 11 оспариваемого представления обоснованно признаны судебными инстанциями не противоречащими бюджетному законодательству, в связи с чем заявителю отказано в удовлетворении требований в названной части.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены судебных актов в обжалуемой части и удовлетворения кассационных жалоб у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 24.08.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 по делу N А26-4729/2018 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства сельского и рыбного хозяйства Республики Карелия и Контрольно-счетной палаты Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.