09 апреля 2019 г. |
Дело N А56-41314/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Подвального И.О. и Савицкой И.Г.,
при участии от Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области Коевой Ю.С. (доверенность от 01.03.2019),
рассмотрев 09.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Щегловская усадьба" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2018 (судья Селезнева О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Толкунов В.М.) по делу N А56-41314/2018,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Щегловская усадьба", место нахождения: 190068, город Санкт-Петербург, проспект Лермонтовский, дом 35, литера А, помещение 7-Н, ОГРН 1127847329873, ИНН 7805592419 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Комитета государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области, место нахождения: 191023, город Санкт-Петербург, улица Зодчего Росси, 1/3, подъезд 4, 2, ОГРН 1087847040181, ИНН 7840405870 (далее - Комитет), от 19.02.2018 N ВД-02/2018 в части пункта 2.
Решением суда первой инстанции от 31.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.12.2018 в удовлетворении в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление. По мнению подателя жалобы Комитета не имел оснований истребовать у Кооператива документы, указанные во втором пункте предписания от 19.02.2018 N ВД-02/2018, поскольку перечень документов законодательно не установлен, и, соответственно, в этой части предписание является незаконным.
В судебном заседании представитель Комитета возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Кооператив надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, в связи с поступившими обращениями граждан и на основании приказа от 09.02.2018 N ВД-11/2018 Комитетом в отношении Кооператива проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ) при осуществлении им деятельности по привлечению денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, поселок Щеглово, земли ЗАО "Щеглово", кадастровый номер земельного участка 47:07:0957004:243.
По результатам проверки 19.02.2018 составлен акт N ВД-09/2018, в котором зафиксировано, что земельный участок по указанному адресу принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Навис" (далее - ООО "СК "Навис"), которое на основании разрешений на строительство от 05.05.2014 N RU47504311-033, от 27.05.2014 N RU47504311-047 со сроками действия до 15.08.2015 и 30.09.2018 осуществляет строительство 9 многоквартирных малоэтажных домов, входящих в состав жилого комплекса "Щегловская усадьба".
Строительство ведется застройщиком за счет собственных средств и привлеченных денежных средств инвесторов.
Между ООО "СК "Навис" и Кооперативом 29.06.2012 заключен договор инвестиционного участия в строительстве, предметом которого является обязанность ООО "СК "Навис" (заказчик-застройщик) своими силами или с привлечением других построить на средства, передаваемые Кооперативом (инвестор), жилой комплекс по означенному адресу. Инвестор принял на себя обязательства по внесению в счет инвестиционного участия в строительстве денежные средства путем перечисления на расчетный счет заказчика-застройщика, а также обязательства по привлечению пайщиков по договорам о порядке оплаты паевого взноса. На момент заключения договора общая стоимость инвестирования в строительство составляет 1 995 000 000 рублей.
Также между указанными лицами заключен договор о распределении функций заказчика при реализации инвестиционного проекта, согласно которому Кооператив обеспечивает за счет собственных и привлеченных средств финансирование и реализацию инвестиционного проекта в полном объеме.
На основании вышеуказанных договоров заявитель в период с 2012 года по 2015 год заключал с гражданами договоры о порядке оплаты паевого взноса. Общая сумма обязательств по заключенным договорам о порядке оплаты паевого взноса составляет 1 935 025 340 рублей.
Документов (сведений), подтверждающих оплату по заключенным договорам о порядке оплаты паевого взноса, а также документов (сведений), подтверждающих использование денежных средств, уплаченных гражданами для строительства многоквартирных домов, в ходе проверки не представлено.
Установив нарушение заявителем требований статьи 3 Закона N 214-ФЗ, Комитет вынес предписание N ВД-02/2018 об устранении нарушений законодательства, согласно которому Кооперативу необходимо:
1) Прекратить деятельность, связанную с привлечением денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов;
2) В течение 30 рабочих дней с момента получения предписания предъявить в Комитет документы/сведения, подтверждающие оплату по заключенным договорам о порядке оплаты паевого взноса и документы/сведения, подтверждающие использование денежных средств, уплаченных гражданами для строительства/создания многоквартирных домов и/или иного объекта недвижимости.
Посчитав пункт второй вынесенного Комитетом предписания незаконным, Кооператив обратился в арбитражный суд.
Суды двух инстанции не усмотрели оснований для признания предписания от 19.02.2018 N ВД-02/2018 в оспариваемой части не соответствующим действующему законодательству, и отказали Кооперативу в удовлетворении заявленных требований.
Заслушав пояснения представителя Комитета, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Положениями части 2 статьи 1 Закона N 214-ФЗ предусмотрено, что привлечение денежных средств граждан, связанное с возникающим у граждан правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, которые на момент привлечения таких денежных средств граждан не введены в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности (далее - привлечение денежных средств граждан для строительства), допускается жилищно-строительными и жилищными накопительными кооперативами в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов.
В силу пункта 1 статьи 2 Закона N 214-ФЗ застройщиком признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющее в собственности или на праве аренды, на праве субаренды земельный участок и привлекающее денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Федеральным законом для строительства (создания) на этом земельном участке многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, за исключением объектов производственного назначения, на основании полученного разрешения на строительство.
Предметом проверки деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, является соблюдение жилищно-строительным кооперативом обязательных требований части 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса (часть 4 статьи 123.2 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 110 ЖК РФ жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство. Жилищно-строительный кооператив, за исключением жилищно-строительных кооперативов, создание которых предусмотрено Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", не вправе осуществлять одновременно строительство более одного многоквартирного дома с количеством этажей более чем три.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона N 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Согласно статье 123.2 ЖК РФ контроль за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома, а также за соблюдением жилищно-строительным кооперативом требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса осуществляется контролирующим органом.
В силу части 2 статьи 123.2 ЖК РФ контролирующий орган при осуществлении контроля вправе: 3) осуществлять в соответствии с частью 4 настоящей статьи проверку деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома; 3.2) получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок документы и информацию, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) направлять в жилищно-строительный кооператив обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса и устанавливать сроки устранения таких нарушений; 10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
Право контролирующего органа направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований Закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений предусмотрено также пунктом 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ.
Таким образом, с учетом изложенного, суды сделали правильный вывод о том, что являясь контролирующим органом в области долевого строительства многоквартирных жилых домов, Комитет обладал полномочиями осуществлять контроль за деятельностью Кооператива, связанной с привлечением денежных средств для долевого строительства многоквартирного жилого дома; у кооператива, как у лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, возникла обязанность представить Комитету истребуемые документы, необходимые для проведения соответствующей проверки.
Довод Кооператива о том, что на момент проверки законодательно не был установлен перечень документов, которые могли быть запрошены контролирующим органом, был предметом исследования судов двух инстанций и правомерно отклонен со ссылкой на пункт 1.1 части 1, пункт 32 части 2 постановления Правительства Ленинградской области от 22.02.2007 N 42 "О комитете государственного строительного надзора и государственной экспертизы Ленинградской области" (далее - Постановление N 42), предусматривающих в спорный период самостоятельные полномочия Комитета по установлению перечня документов и информации, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в соответствии с целями и задачами проводимой проверки.
В рассматриваемом случае, поскольку полномочия по истребованию документов реализованы Комитетом в связи с проведением проверочных мероприятий в соответствии с Законом N 214-ФЗ, ЖК РФ и Положением N 42, у судов не имелось оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим действующему законодательству и удовлетворения заявления Кооператива.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 по делу N А56-41314/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Щегловская усадьба" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 123.2 ЖК РФ контролирующий орган при осуществлении контроля вправе: 3) осуществлять в соответствии с частью 4 настоящей статьи проверку деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением средств членов кооператива для строительства многоквартирного дома; 3.2) получать от жилищно-строительного кооператива и иных лиц, с которыми такой кооператив заключил договоры, связанные со строительством многоквартирного дома, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" срок документы и информацию, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 7) направлять в жилищно-строительный кооператив обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований части 3 статьи 110 настоящего Кодекса, за исключением последующего содержания многоквартирного дома, и статьи 123.1 настоящего Кодекса и устанавливать сроки устранения таких нарушений; 10) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
Право контролирующего органа направлять лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства, предписания об устранении нарушения требований Закона N 214-ФЗ, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченного органа и устанавливать сроки устранения таких нарушений предусмотрено также пунктом 9 части 6 статьи 23 Закона N 214-ФЗ.
...
В рассматриваемом случае, поскольку полномочия по истребованию документов реализованы Комитетом в связи с проведением проверочных мероприятий в соответствии с Законом N 214-ФЗ, ЖК РФ и Положением N 42, у судов не имелось оснований для признания оспариваемого предписания не соответствующим действующему законодательству и удовлетворения заявления Кооператива."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 апреля 2019 г. N Ф07-1885/19 по делу N А56-41314/2018